Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Гальперин, Лев Соломонович

15-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Лев Соломонович Гальперин
Род деятельности:

Художник-живописец,
скульптор,
педагог

Дата рождения:

20 января 1886({{padleft:1886|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:20|2|0}})

Место рождения:

с. Броневка Проскуровского у.
Подольской губ.,
Российская империя

Гражданство:

Российская империя Российская империя
РСФСР РСФСР

Дата смерти:

5 февраля 1938({{padleft:1938|4|0}}-{{padleft:2|2|0}}-{{padleft:5|2|0}}) (52 года)

Место смерти:

Бутово,
Ленинский район,
Московская область,
РСФСР

Ле́в Соломо́нович Гальпе́рин (20 января 1886, с. Броневка Проскуровского у. Подольской губ., Российская империя — 5 февраля 1938, Бутово, Ленинский район, Московская область, РСФСР) — художник-живописец, скульптор, педагог. Член Союза художников.

Л. С. Гальперин «Пейзаж с домом на холме». 1928 год

Биография

Л. С. Гальперин родился 20 января 1886 г. в с. Броневка Проскуровского уезда Подольской губернии в состоятельной еврейской семье из купцов-заводчиков. Получил домашнее образование. Из него пытались сделать зубного техника или электротехника, но примерно в 1908-1909 гг. он начал самостоятельно заниматься скульптурой в Одессе и продолжил эти занятия в Проскурове.

В 1910 г., скрываясь от воинской повинности, переехал в Париж[1], где полтора года учился в вечерней художественной школе, приобрёл специальность художника-скульптора и с 1912 г. начал практически работать по специальности. Имел мастерскую, где занимался также живописью. Учился в Русской академии в Париже (с 1911 или 1912 до начала войны в 1914 г.) без учителей и в Академии Гранд Шомьер, где скульптурную мастерскую вёл Бурдель. Активно участвовал в жизни Русской академии, секретарём правления которой был в 1913 г. Тогда же вместе с писателем И. Эренбургом, художником П. Чикановым и поэтом О. Лещинским издавал при Академии журнал левых художников «Гелиос»[2], где был членом редколлегии, выполнял работу редактора и писал статьи.

После начала Мировой войны, побывав в Греции и Турции, поселился в Александрии (Египет), где с 1914 по 1919 г. давал частные уроки лепки и занимался скульптурой. Затем год работал в Яффе и Иерусалиме. Осенью 1929 г. переехал в Вену, где жил изготовлением деревянных барельефов, которые продавались в Нью-Йорке. В 1920 году[1] (или в конце 1921 года[3]) вернулся в Россию через Палестину[1] и поселился в Москве.

Первая мировая война положила конец работе Гальперина в Париже. Его дальнейшая творческая деятельность делится на два этапа: за границей (1914-1921) он работал преимущественно как скульптор, в России занимался в основном живописью и графикой. Второй этап складывается из московского (1921-1928), ленинградского (1928-1934) и лагерного (1935-1938) периодов.

В России Гальперин сперва не находил работы дольше, чем на несколько месяцев: к апрелю 1922 г. он организовал музыкально-художественную студию Краснопресненского района Москвы, затем полтора месяца был художником уездного отдела народного образования в Проскурове. В 1922 г. он стал членом московской художественной секции Еврейской культур-лиги, которая помогла ему, безработному, несколько месяцев получать паёк Американской администрации помощи (АРА). Поступив весной 1923 г. литсотрудником в журнал «Жизнь национальностей», он вскоре перешёл в Центральное издательство народов СССР, где был сперва «сотрудником по русской и художественной работе», затем художником-техником и, наконец, художником. Работал в области графики. В обязанности художников Производственно-издательского отдела входило ведение всей художественной части Отдела : рисунки, клише, составление клише-хранилища. Занимался также станковой композицией. С осени 1927 г. жил на пособие по безработице и на случайные заработки (лепка заказного бюста С. Перовской из глины и т. п.).

По переезде в Ленинград в 1928 г. Гальперин занимался почти исключительно графикой и живописью. Проживал по адресу: г. Ленинград, Большой Охтинский пр., д. 53, кв. 8[4]. Вошёл в круг учеников В. В. Стерлигова. Познакомился с художницей В. М. Ермолаевой. В 1930-1932 гг. он работал в журнале «Наука и техника» литературным правщиком, а затем как член профсоюза РАБИС перешёл на разовую работу в качестве художника, встав на учёт Горкома ИЗО. Член Союза художников[1]. Постоянную работу по специальности — педагога по лепке Детской художественной школы Выборгского района Ленинграда — получил за три месяца до ареста, в сентябре 1934 г.

25.12.1934 арестован по ст. 58-10, ч. 1 УК РСФСР. Инкриминирована попытка наладить нелегальную связь с заграницей. Как социально-опасный элемент (СОЭ) и за антисоветскую агитацию приговорён Особым совещанием (ОСО) Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) на пять лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Этапирован в Карлаг. 5.12.1938 переведён в Дмитлаг. Работал нормировщиком продбазы при 1-м Дмитровском участке в центральных художественных мастерских. Арестован в Дмитлаге 25.01.1938 и обвинён по ст. 58-10 в антисоветской агитации среди заключённых и восхвалении фашистского режима в Германии. Виновным себя не признал. 2 февраля 1938 г. Тройкой Управления Народного комиссариата внутренних дел (УНКВД) по Московской области приговорен к расстрелу . Приговор приведен в исполнение 5.02.1938. Захоронен на Бутовском полигоне.[1]

Гальперин реабилитирован по первому делу 20 сентября 1989 г. и по второму 21 октября 1993 г.[3]

Семья

Сын — востоковед-синолог Юрий Львович Кроль (род. 1931), доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН.

Политические убеждения

На допросе 18 января 1935 г. Гальперин рассказал о своих политических убеждениях. По его словам, с 1905 года, когда он участвовал в революционном движении, он был далёк от политики, но «оставался на стороне социальной революции» и принял Октябрьский переворот. Однако в 1926-27 гг. у него «появились сомнения относительно способности советской системы» добиться быстрого экономического и культурного роста страны. Он «считал, что методы строительства соцреализма, проводимые большевиками, основаны на насилии и бесправии личности, не могут привести к всестороннему развитию личности, а, напротив, ведут к её сужению», тогда как «к социализму мы можем прийти только через творческое развитие личности». Он продолжал:

В дальнейшие годы, в связи с усилением, по моему мнению, методов насилия и ещё большего порабощения личности со стороны большевиков, эти мои политические настроения углублялись, и я стал высказывать мысли о приходе большевизма в борьбе за социализм в тупик.

Раннее осознание пороков советского строя пришло к Гальперину потому, что он как представитель левой художественной интеллигенции почувствовал враждебность и губительность большевистского режима для творческой личности. Помог личный опыт.

Особое раздражение вызывал у него культ вождей. Это побудило его взяться за карандаш. 26 февраля 1935 г. он рассказал (следователь записал):

Мои антисоветские настроения вылились также в изображении Ленина и Сталина в голом виде — я хотел показать зрителю, что они в противоположность всем газетным характеристикам об их величии и гении являются обыкновенными людьми. Рисунки мною были уничтожены. Я их показал художникам Латаш, Рыбакову и рассказывал о них Ермолаевой.

О. И. Рыбакова сообщает, что слышала от своего отца о виденной им карикатуре Гальперина на М. И. Калинина, изображавшей того в голом виде. О такой карикатуре рассказывала мне и моя мать А. Е. Кроль. Сокамерник Гальперина академик Б. Б. Пиотровский вспоминал, что в марте 1935 г. Гальперин «жаловался на то, что его рисунки, изображающие Ленина, признали карикатурой».

Творчество

Л. С. Гальперин «Групповой портрет (5 фигур)» 1928 год

Уцелевшие образцы живописи и графики Л. С. Гальперина характеризуют его и как портретиста, и как живописца-пейзажиста, а также как мастера групповых композиций и книжной иллюстрации. Наиболее значительные из них: пейзажи «Сказочный город»" и «Белый дом на холме», групповая композиция «Оркестранты» и «Групповой портрет (4 фигуры)», портреты «Дама в белом» и «Дама в чёрном» (первые пять — холст, темпера, шестой — холст, масло), рисунок «Портрет Гоголя» (бумага, карандаш) и набросок «Половой» (бумага, уголь) из «Серии набросков к „Мёртвым душам“».

На выставке всесоюзной Юбилейной «Художники РСФСР за XV лет» (июнь 1932) он показал шесть работ маслом по бумаге, выполненных в 19281929 гг., почти все — индивидуальные или групповые портреты: «Женщина у стола», «Групповой портрет (за столиком)», «Групповой портрет (5 фигур)», «Старик», «Портрет женщины в корсаже», «Эскиз карнавального шествия». Где эти работы сейчас — неизвестно.

К этому же времени относится работа над иллюстрациями детских книг — «Самолёта» Ю. Владимирова (М., 1931), «Пеппе Ракони» Е. Полонской (М.; Л., 1931).

Гальперин Л. С. Самолет, обложка 1931 год

Немногие сохранившиеся работы Гальперина демонстрировались в феврале 1994 в Музее Анны Ахматовой в СПб. (общая выставка с двумя другими забытыми мастерами — В. Калужиным и О. Фридманом).

Тогдашние взгляды Гальперина на некоторые вопросы культуры и искусства известны из его ленинградского архивно-следственного дела. По имеющимся там показаниям, в феврале 1934 г. во время беседы художница В. М. Ермолаева и Гальперин в общем противопоставляли Запад советскому искусству и культуре; Гальперин считал буржуазную культуру Запада непревзойдённой, а пролетарскую культуру — стоящей на крайне низкой ступени и неспособной к дальнейшему развитию, «в силу чего неизбежна победа западной буржуазной культуры во всей Европе».

Примечания

  1. ↑ Проект музея им. Андрея Сахарова «Мир, прогресс, права человека» "Память обесправии": Репрессированные художники
  2. Гальперин Л. С. Биография
  3. ↑ Проект «Возвращенные имена»
  4. Персоны. Гальперин Лев Соломонович

Литература

  • Ленинградский мартиролог, 1937-1938. СПб., 2008. Т. 8. С. 532-536, ил. 96, 97.

Ссылки

  • Репрессированные художники, искусствоведы. Гальперин Лев Соломонович
  • Возвращенные имена. Лев Соломонович Галперин
  • Художники и Бутовский полигон
  • Яндекс-Словари. Гальперин Л. С.
  • Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника. ГАЛЬПЕРИН ЛЕВ СОЛОМОНОВИЧ

Гальперин, Лев Соломонович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06