14-10-2023
Гардко́уты (от фр. gardekote — береговая стража) — серия из 18 малых парусно-гребных судов Каспийской флотилии России, предназначенных для охраны судоходства по Волге. Суда не имели собственных имён и ходили под номерами — с 1 по 18. Строились Казанским адмиралтейством.
Первые девять гардкоутов были построены согласно указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года, который гласил: «Для прекращения разъездов по реке Волге разбойнических партий повелеваем построить в Казани девять лёгких гребных военных судов». Предполагалось, что три судна будут крейсировать между Царицыном и Астраханью, три — между Царицыном и Казанью, три — выше Казани.
Гардкоуты несли службу на Волге и её притоках — Каме, Вятке и других реках. В 1824 году на гардкоуте № 7 под командованием Д. И. Трубникова из Ставрополя в Самару был доставлен император Александр I.
В 1829 году гардкоуты с их экипажами были переданы Главному управлению путей сообщения.
Гардкоуты строились тремя сериями. Технические данные судов приведены в таблице.
Серия | Заложен | Спущен | Длина, м | Ширина, м | Высота борта, м | Вооружение | Вёсла | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
№ 1—9 | 1797 | 1798 | 10,3 | 2,8 | 1,2 | 1 пушка и фальконеты | 14 | Построены по указу Адмиралтейств-коллегии от 30 июня (1 июля) 1797 года |
№ 10—12 | 1804 | 1805 | 10,3 | 2,8 | 1,2 | 1 пушка и фальконеты | 14 | Построены по указу Адмиралтейств-коллегии от 20 декабря1804 года (1 января 1805 года) |
№ 13—18 | 1823 | 1823 | 9,8 | 3,0 | н. д. | н. д. | 14 | — |
Гардкоуты имели одну или две мачты. Одномачтовые гардкоуты по типу парусного вооружения относились к шлюпам, двухмачтовые имели люгерное или бермудское парусное вооружение.
Гардкоуты.