Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Каспийская флотилия ВМФ России

15-10-2023

Каспийская флотилия ВМФ России

Нарукавная эмблема Каспийской флотилии
Страна

Россия

Подчинение

Министерство обороны Российской Федерации

Входит в

Военно-морской флот России

Тип

Военно-морские силы

Дислокация

Астрахань, Махачкала, Каспийск

Участие в

Персидский поход (1722—1723)
Гражданская война в России
Иранская операция
и др.

Каспийская флотилия — военно-морская флотилия, оперативное объединение ВМФ Российской Федерации. Базируется в Астрахани и имеет зоной ответственности регион Каспийского моря. Является наиболее мощным морским объединением в Каспийском регионе. В составе флотилии несколько бригад во главе с капитанами 1-го ранга и дивизионов (во главе с капитанами 2-го ранга) кораблей, авиация, береговые войска. Бригада артиллерийских катеров на воздушной подушке имеет пункты базирования в Махачкале и Каспийске.

Содержание

История

История флотилии до 1917 года

Датой основания Каспийской флотилии считается 4 ноября 1722 года, когда указом Петра I был основан военный порт в Астрахани и образована военная флотилия.

До Петра были попытки создания на Каспийском море флотилии военных кораблей. Так, в царствование Алексея Михайловича возникла необходимость защиты торговых путей по Волжскому пути в связи с расширением торговых отношений России и Персии. Был заложен первый российский военный трехмачтовый корабль «Орёл», яхта, бот и две шлюпки. Построенные суда были спущены на воду и в 1669 году прибыли в Астрахань, но в следующем году во время восстания под предводительством Степана Разина эти корабли были захвачены и сожжены.

В начале XVIII века Петр I ставит перед собой цель – завоевать побережье Каспийского моря, но на его пути стояла Персия, достаточно мощное в то время государство. Поэтому в 1704 году в Казани было основано адмиралтейство и начато строительство 200 речных лодок и 45 ластовых судов – небольших деревянных судов, предназначавшихся для обслуживания военных портов.

18 июля 1722 года десант, которым командовал сам Петр I, вышел из Астрахани в Каспийское море. В ходе Персидского похода в августе 1722 года русские войска заняли город Дербент. А уже в ноябре был основан военный порт в Астрахани и образована военная флотилия.

После смерти Петра Великого завоевания русских на Каспии были утрачены: в связи с обострением русско-турецких отношений, российское правительство, заинтересованное в союзе с Персией, по Рештскому договору (1732) и Гянджинскому трактату (1735) возвратило все прикаспийские области Персии.

В 1781 году капитан 2-го ранга граф Марко Войнович формирует в Астрахани отряд из трех 20-пушечных фрегатов, бомбардирского судна и двух ботов, который перебазировался в Астрабадский залив на юго-востоке Каспия. Здесь создается русская колония, откуда корабли осуществляли перевозки, охраняли торговые суда, вели исследования побережья. В 1813 году, с заключением Гюлистанского мирного договора, Россия приобрела монопольное право на содержание в Каспийском море военного флота.

В конце XIX века на Каспии началась промышленная добыча нефти. Именно тогда Каспийское море привлекло к себе внимание крупнейших держав мира. К этому времени (с 1867 г.) главной базой Каспийской флотилии стал город Баку. Уже в 1880-1885 годах на Каспии появляются первые танкеры – «Зороастр», «Норденшельд», «Будда». К 1 сентября 1899 года здесь курсировали 345 наливных судов (133 паровых и 212 парусных). Наличие мощного наливного флота в Бакинском нефтепромышленном районе значительно облегчало экспорт нефтепродуктов на российские и мировые рынки.

К началу XX века основными задачами Каспийской флотилии были охрана торговых и рыбных промыслов на Каспии, а также отстаивание русских торгово-промышленных интересов в Иране. Поскольку флотилия некотрое время входила в состав Черноморского флота (командующий Черноморским флотом занимал должность Главного командира флота и портов Черного и Каспийского морей), нижним чинам была присвоена (за оборону Севастополя черноморцами) георгиевской лентой, которую личный состав носил на бескозырках.

С 1867 года основные силы Каспийской флотилии базировалась в Баку.

1917-1922 годы

Очередные боевые действия, в которых участвовала Каспийская флотилия численностью 1170 человек, начались в 1918 году - с приходом в Баку англичан часть кораблей флотилии была разоружена, а остальные ушли в порт Петровск. В годы Гражданской войны каспийцы воевали на Волге и Каме, совместно с Красной Армией участвовали в боях за Казань, Симбирск, Сызрань, Самару, Астрахань, Баку и другие города. Часть Каспийской флотилии входила в то же время в состав Белого флота Белой армии.

В мае 1920 года во время Энзелийской операции КаспийскаяБелая флотилия была захвачена, английские интервенты и белогвардейские части отступили в глубь Ирана, а корабли флотилии возвратилась в Баку.

1922-1945 годы

В 1931 году образовалась Каспийская военная флотилия СССР.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. непосредственной угрозы для Каспийского морского бассейна не существовало, поэтому каспийцы продолжали нести свою дозорную службу в морском секторе. В период с 24 по 26 августа 1941 года флотилия присоединилась к частям Закавказского военного округа и провела десантную операцию в Иране, высадив тактический десант в составе горно-стрелкового полка, усиленного артиллерийским дивизионом, и поддержала артиллерийским огнем наступающие по побережью со стороны Ленкорани части горно-стрелковой дивизии.

В течение всей войны корабли Каспийской флотилии несли стационерную службу в иранских портах Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

С 1942 года Каспийская флотилия организовывала противоминную оборону и прикрывала своими кораблями грузоперевозки, прежде всего - нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, а также доставку грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север. Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.

За боевые заслуги перед Родиной в годы Гражданской и Великой Отечественной войн 27 августа 1945 года Каспийская флотилия была награждена орденом Красного Знамени.

1945-1991 годы

В послевоенные годы флотилия продолжала играть роль стабилизирующего фактора в регионе. А ввиду удаленности от посторонних глаз, на полигонах флотилии регулярно проводили испытания новых видов вооружения.

Современность

После распада СССР и преобразования бывших республик в суверенные государства флотилия была разделена между каспийскими государствами СНГ. Российскую Каспийскую флотилию пришлось перебазировать из Баку в Махачкалу и Астрахань, ставшую ее главной базой.

Главными задачами флотилии, которая уже несколько веков стоит на страже южных рубежей России, остаются обеспечение национально-государственных интересов страны и противодействие терроризму. Кроме того, уже более 15 лет обсуждается вопрос раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия и в этих условиях Каспийская флотилия является той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.

Каспийская флотилия является не самой современной, так как на её вооружении стоят корабли ещё советской постройки преимущественно 1980-х годов. В настоящее время в состав флотилии входят ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых артиллерийских войск. Самым современным кораблём является флагман флотилии сторожевой корабль проекта 11661 «Татарстан», принятый на вооружение в 2003 году. В планах государства поставить на её вооружение новые корабли и к 2018 году довести количество современных вооружений до 90 %. Из относительно новых боевых единиц уже есть «Астрахань», головной корабль проекта 21630 и «Волгодонск», первый серийный корабль проекта 21630. В планах поставить ещё 2 корабля из этой серии, которые уже находятся на конечной стадии строительства.

В 2010 году Каспийская флотилия вошла в состав Южного военного округа.

В 2010 году был заложен малый ракетный корабль проекта 21631 «Град Свияжск» и первый серийный малый ракетный корабль проекта 21631 «Углич», которые строятся для Каспийской флотилии[1]. В начале 2012 года планировалось передать флотилии второй сторожевик проекта 11661 «Дагестан»[2]. Однако в январе 2012 года, находясь на швартовных испытаниях в Черном море в районе Новороссийска, сторожевой корабль «Дагестан» получил серьёзные повреждения во время шторма, поэтому сроки сдачи его, скорее всего, будут перенесены.

Состав

Тип
Название
Изготовитель
Бортовой №
Ввод в строй
Состояние
Сторожевые корабли — 1
Сторожевой корабль проекта 11661, тип «Гепард»
По классификации НАТО — «Gepard class frigate»
«Татарстан»
Зеленодольский судостроительный завод им. Горького
691
31.08.2003
В строю. Флагман Каспийской флотилии
Малые артиллерийские корабли — 3
Малый артиллерийский корабль проекта 21630, тип «Буян»

По классификации НАТО — «Buyan class corvette»

«Астрахань»
Приморский судостроительный завод
012
01.09.2006
В строю.
«Волгодонск»
Приморский судостроительный завод
702
20.12.2011
В строю.
Малый артиллерийский катер проекта 12411Т
МАК-160
054
1988г.
Вернулся в строй после полного ремонта и модернизации в декабре 2011 года
Артиллерийские катера — 6
Артиллерийские катера проекта 1204
АК-209
ССЗ «Залив»
29.09.1972
В строю
АК-223
ССЗ им. 61 коммунара
22.06.1969
В строю
АК-224
ССЗ «Залив»
26.07.1969
В строю
АК-225
ССЗ «Залив»
30.06.1969
В строю
АК-248
ССЗ «Залив»
30.11.1971
В строю
АК-582
ССЗ «Залив»
31.08.1968
В строю
Ракетные катера — 5
Ракетные катера проекта 206-МР
Р-25 «Боровск»
Средне-Невский судостроительный завод
701
1983г.
В строю.
Р-30 «Буденновск»
Средне-Невский судостроительный завод
702
1983г.
В строю.
Р-50 «Карачаево-Черкесия»
Средне-Невский судостроительный завод
758
1978г.
В строю.
Ракетный катер проекта 12411Т
Р-101 «Ступинец»
Средне-Невский судостроительный завод
705
1985г.
В строю.
Ракетный катер проекта 12421
Р-32
Вымпел (судостроительный завод)
700
2000г.
В 2008 переведен с ЧФ.
В строю.
Десантные корабли — 11
Десантный катер проекта 21820, тип «Дюгонь»
Д-105 «Атаман Платов»
Судостроительный завод «Волга»
2009г.
В строю.
Десантные катера на воздушной подушке проекта 12321
МДК-18
Приморский судостроительный завод
608
1983г.
В строю.
МДК-88
Приморский судостроительный завод
609
1981г.
В строю.
Десантные катера на воздушной подушке проекта 1206
Д-154
Средне-Невский судостроительный завод
639
В строю.
Д-459
Средне-Невский судостроительный завод
640
В строю.
Средне-Невский судостроительный завод
641
В строю.
Десантные катера проекта 11770
Д-131
Судостроительный завод «Волга»
630
В строю.
Д-156
Судостроительный завод «Волга»
631
В строю.
Судостроительный завод «Волга»
634
В строю.
Судостроительный завод «Волга»
645
В строю.
Судостроительный завод «Волга»
В строю.
Тральщики — 3
Базовые тральщики проекта 12650
БТ-88 «Юсуп Акаев»
Средне-Невский судостроительный завод
500
1987г.
В строю.
БТ-244 «Герман Угрюмов»
Средне-Невский судостроительный завод
531
1988г.
В строю.
БТ-116 «Магомед Гаджиев»
Средне-Невский судостроительный завод
564
1993г.
В строю.

Основные задачи

  • Борьба с терроризмом и религиозным экстремизмом.
  • Борьба с браконьерами (незаконной добычей чёрной икры).
  • Обеспечение российских национальных интересов в зоне нефтяных месторождений.
  • Слежение, и устранение чрезвычайных ситуаций в речном мореходстве.
  • Охрана торговли.

Командующие

 СССР

Россия

См. также

Ссылки

  • Каспийская военная флотилия
  • http://old.grani.ru/cis_security/facts/kf/
  • Флот закрытого моря — Lenta.ru
  • Каспийская флотилия на сайте ВМФ России

Примечания

  1. В Зеленодольске заложат новый ракетный корабль для ВМФ России
  2. Сторожевой корабль «Дагестан» выйдет на боевое дежурство

Каспийская флотилия ВМФ России.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06