Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Гексахорд

01-06-2023

Гексахо́рд (лат. hexachordum, букв. шестиструнник, от др.-греч. ἕξ — шесть и χορδή — струна) — шестиступенный звукоряд в диапазоне сексты.

Под «гвидоновым» гексахордом подразумевают диатонический гексахорд в объёме большой сексты, структуры ТТпТТ. У самого Гвидо Аретинского (в трактате «Послание о незнакомом распеве») приводится только один такой гексахорд, с привязкой сольмизационных слогов к клавису C и последующим клависам (C-ut, D-re, E-mi и т. д.). Вряд ли, учитывая тот факт, что Гвидо в «Послании» выступил резко против b-круглого (считая его ступенью, вносящей сумятицу в чистую диатонику звуковысотной системы), он предполагал гексахорд от F (в котором возникновение звукоступени b неизбежно). Однако уже в XII веке в нотных рукописях и маргиналиях к трактатам Гвидо гексахорды описанной структуры фиксируются в приложении и к высотам G и F. В таком виде «гвидоновы» гексахорды покрывают весь употребительный в григорианском хорале миксодиатонический звукоряд. Позже (не раньше XIII века) гексахорд от C получил название натурального (natura, naturale), гексахорд от F был назван мягким (molle, или b molle), гексахорд от G твёрдым (durum, или # durum). Эти обозначения для гвидоновых гексахордов используются по сей день.

Переход из одного гексахорда в другой (необходимый в тех случаях, если амбитус песнопения был шире сексты) с XIII века получил название мутации.

Литература

  • Chailley J. «Ut queant laxis» et les origines de la gamme // Acta Musicologica 56 (1984), SS. 48-69
  • Sachs K.-J. Musikalische Elementarlehre im Mittelalter // Rezeption des antiken Fachs im Mittelalter // Geschichte der Musiktheorie, hrsg. v. F.Zaminer. Darmstadt 1990, SS. 105—162.
  • Atkinson Ch. The critical nexus. Tone-System, mode and notation in early medieval music. Oxford, 2009.

Гексахорд.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06