Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной, (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде.
Характеристика
По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы, становясь обычной женщиной. Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. Точно также не является обязательным принадлежность к королевскому роду, хотя в классических примерах выполняются оба требования. В древних легендах встречается мотив сватовства героя к подобной деве, которая соглашается на брак только под условием, что он превзойдет её в типично мужских боевых искусствах — причем она оказывается настолько сильной, что жених может победить её только хитростью.
Общепринятых гипотез о истории сложения данного женского образа, его предпосылках и развитии нет. Существует несколько разных версий происхождения, а также и мнений о том, насколько значимой подобная концепция была вообще.
Например, Пегги Сэндей выдвигает идею о том, что общества, в которых доминировали ритуалы поклонения Природе, были гиноцентрированными, и что модель такого общества можно увидеть в древнескандинавском язычестве и северной викке (природной магии), получившим отражение в мифологических образах северных дев-воительниц, валькирий[1]. Таким образом, подобные образы дев-воительниц — пережиток служительниц религиозного культа, магического обряда.
А И. М. Дьяконов при сравнительном анализе «архаических мифов Востока и Запада», выделил среди женских мифологических персонажей две категории: «дев-воительниц» и «матрон»-«матерей/супруг»[2]; первая категория по его версии восходит к возрастной группе девушек, сопровождающих юношей в «мужском доме» (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), пользующихся половой свободой и связанных с боевыми дружинами. Мифологические воплощения таких социальных групп индийские апсары, ирландские сестры Морриган и т. п. персонажи, уносящие убитых с поля боя[3][4]". По этой версии, образ дев-воительниц получается воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.
В мировой литературе (преимущественно европейской) прослеживается четкая магистральная линия преемственности подобного сюжета. Амазонки древнегреческих мифов проникают в средневековый рыцарский роман, после чего архетип воскрешается уже в ХХ веке, когда общество требует нового женского образа.
Существует отдельное ответвление, которое стоит отметить, как характеризующее определенную стадию. Саги о девах-воительницах составляют отличительную особенность средневековой исландской литературы. «Если в других литературных традициях эпизодически встречаются образы строптивых принцесс, укрощаемых женихами, то в исландской словесности возникает особая разновидность жанра рыцарской саги — рассказы о единовластных правительницах своих стран, вообще не желающих слышать о браке, ибо замужество грозит им ослаблением власти и утратой социального статуса. Они не только категорически отказывают женихам, но и подвергают их словесным и физическим унижениям. В рыцарских сагах для героинь таких рассказов существует специальное обозначение — meykongr „дева-правительница“, сами же они знаменательно именуют себя „королем“ (kongr), но не „королевой“ (dróttning)»[5].
Современность
В массовую культуру стереотип воительницы, активно участвующей в сюжете, как считается, проник в 1970-е гг. в связи с всплеском феминистского движения в западной цивилизации[6]. К этому моменту публика начала уставать от типичной героини — пассивной девы в беде, крепко связанной с мужчиной-защитником. Этот тип вышел из моды, и создатели нового образа нашли вдохновение в греческой мифологии.
Данный женский стереотип изображает выдающуюся и независимую женщину, которая стремится достигнуть своих целей и позиционируется как антипод типичным ролям, созданным в рамках традиционной патриархальной социальной модели. Подобная героиня фигурирует в мирах героического фэнтези или в исторических романах на тему Средневековья — то есть в ситуациях, где очевидны её физические навыки. Этот образ может эффективно использоваться и в произведениях о современном мире, например в фильмах в жанре girls with guns. В отличие от других женских активных образов — роковая женщина или девчонка-сорванец, дева-воительница продолжает заниматься традиционно мужскими делами, причем без потери женственности[7]. Кроме того, в масс-культуре совсем теряется идея средневековой куртуазной любви к подобной прекрасной принцессе.
Исторические примеры
«Жанна д’Арк», картина Э. Л. Свиннертон
Фактически в реальной истории примеры подобных реальных персонажей чрезвычайно редки. Хотя иногда дворянки сопровождали армию и возможно участвовали в общественной жизни, все же настоящий бой, с его насилием и физическими нагрузками, считался непристойным и неподходящим занятием для женщин.
Все же можно перечислить несколько примеров:
- китайская принцесса Пиньян (Princess Pingyang), которая собрала и возглавила собственную армию во время восстания. Позже её отец стал императором Гаоцзу.
- ионийская царица Артемизия Карийская, которая сопровождала Ксеркса в его походе и командовала в Саламинской битве пятью собственными судами. Хотя реальность её подвигов ставится историками под сомнение, тем не менее, считается, что именно она стала поводом к произнесению проигравшим Ксерксом фразы: «мои мужчины стали женщинами, а женщины — мужчинами».
- спартанка Архидамия, которая сражалась с Пирром во время осады Лакедемона во главе отряда своих соотечественниц.
- британская королева Боадицея
- британская королева Гвендолен
- вьетнамские воительницы сёстры Чынг, возглавившие национально-освободительную войну против Ханьского Китая в 39-43 гг. н. э.
- царица Пальмиры Зенобия (араб. Зейнеб), в 268—272 гг. н. э. воевавшая с Римом
- мусульманская принцесса Амина (Amina)
- Этельфледа, дочь Альфреда Великого
- царица Кедара Забибе
- царица саков-массагетов Томирис
- аравийская царица Шамси
- Жанна д'Арк и её легенда представляет собой пример соединения как реальных предпосылок, так и архетипических черт. Например, одна из версий ей приписывает королевское происхождение.
- Мандухай Мудрая, монгольская княжна, разгромившая в нескольких битвах подряд врагов своего малолетнего воспитанника и будущего мужа Даян-хана — племена ойратов.
- Надежда Дурова — кавалерист-девица. К моменту бегства в армию была замужней женщиной и имела сына, что обычно «исчезает» при беллетрезации её образа, возможно, в соответствии с архетипом.
- Малалай - народная героиня пуштунов, участница второй англо-афганской войны, участница битвы при Майванде (1880 год)[8][9]
- Нго Тхи Туэт — девушка-боец Народно-освободительной армии Южного Вьетнама, в возрасте 17 лет ставшая трижды героем движения Сопротивления.
В мифологии
Богини-воительницы
Группы
- валькирии (сканд.)
- фраваши — (иран.), мн.ч., мифическое олицетворение души, женского пола, реют в небесах, закованные в металлические доспехи, и поражают нечистую силу.
- Нация женщин-воительниц — амазонки.
Обычные люди
- античность:
- прочее:
- Chitrāngadā, одна из жён Арджуны («Махабхарата») командует армиями своего отца.
- Gordafarie («Шахнаме»)
- Дейрдра (ирл.)
- Королева Корделия, дочь короля Лира, водила армии в бой; королева Гвендолин, жена Локрина, победила его в битве и стала королевой (британский миф)
- Shieldmaid
- русские богатырки:
- Женщина-богатырша Фатима Зат аль-Химме (араб. «Жизнеописание доблестной Фатимы и повествование о подвигах ее славных предков»)
- Сёстры-воительницы Чынг (вьет. Trưng)
- Кырк кыз («сорок девушек») — у каракалпаков девы-воительницы, героини одноимённого эпоса. Они живут на острове общиной, возглавляемые мудрой и справедливой девой Гулаим и спасают каракалпаков от нашествия калмыкского хана.
- Женщины-богатырки в якутских эпических мифах («Олонхо»), например, Дьырыбына Дьырылыатта
- Очы-Бала (алтайский эпос)
- Дочь Даргавсара (нартский эпос)[10]
В литературе и живописи
Исследователи отмечают, что изображение девы-воительницы является сквозным сюжетом, и этот литературный и иконографический образ является распространенным в западной традиции, причем она может быть и меланхоличной, и агрессивной. В изобразительном искусстве и литературы он появился начиная с античности и до конца XIX века, особенный расцвет приходится на XVI век в литературе и XVII век в живописи.[11]
Средневековье
- Брюнхильда — валькирия, персонаж «Песни о нибелунгах», поклялась выйти замуж только за того, кто одолеет её в битве.
- в рыцарских романах:
- Брадаманта — персонаж романов о Роланде
- («Освобождённый Иерусалим», Торквато Тассо):
- Эрминия
- Хлоринда — сарацинский воин, перед самой смертью принимающая христианство
- Марфиза — царица Индии, поклялась не снимать доспеха, пока не одолеет трех могучих царей — Градасса, Агрикана и Карла Великого.
- Гильдиппа, супруга Одоарда, вместе с которым они являются доблестными и неразлучными супругами-воителями
- в исландских сагах[5]:
- Флорентия — королева Индии, согласна выйти замуж только за того, кто пройдет испытания («Сага о Гиббоне»)
- Мармория — королева Греции («Сага о Парталопе»)
- Седентиана — героиня «Саги о Сигурде Молчаливом»
- Розамунда — героиня «Лэ о Ланвале» («Песнь о Януале»)
- Ингигерд — королева, героиня «Саги о Сигргарде Смелом»
- Торнбьёрг — дочь шведского короля, героиня «Саги о Хрольве, сыне Гаутрека»
- Хуа Мулань — героиня китайской средневековой литературы
Возрождение
Новое время
- Женский персонаж поэмы Томмазо Гросси «Ломбардцы в первом крестовом походе» (XIX век) и одноименной лирической оперы Верди по ней.
- Опера Рихарда Вагнера «Валькирия».
Современная культура
Научно-фантастическая и фэнтези-литература
- Эовин у Толкина.
- Китиара Ут-Матар (Dragonlance).
- Трисс-воительница (Рэдволл (серия романов)).
- Джилсепони, девушка-воительница («Демон пробуждается», Роберт Сальваторе).
- Магура (Перуница) — «реконструированный» персонаж славянской мифологии, вымышлен энтузиастами славянской мифологии на основании текста Велесовой книги. Является славянским псевдо-аналогом валькирий.
- Дара в романе «Берсерк» Ольги Григорьевой
- Элина, графиня Айзендорг в романе «Время меча» Юрия Нестеренко
- Цири — Дитя Предназначения в серии романов «Ведьмак» Анджея Сапковского.
- Арья Дрёттнинг — персонаж трилогии «Наследие». Дочь королевы эльфов Имиладрис, курьер драконьего яйца;
- Ириалонна в Чёрной Книге Арды.
- Аннабет — дочь Афины Паллады в серии романов «Перси Джексон» Рика Риордана.
- Зима — главная героиня романа «Валькирия» М.Семеновой.
- Ниал — последняя полуэльфийка, драконий всадник, главная героиня трилогии «Хроники всплывшего мира» Личии Троиси.
- Дубэ — разбойница, член Гильдии убийц, главная героиня трилогии «Войны всплывшего мира» Личии Троиси.
- Адхара — главная героиня трилогии «Легенды всплывшего мира» Личии Троиси.
- Макри — получеловек, на четверть эльф, на четверть орк, чемпион среди гладиаторов, частая напарница главного героя цикла «Фракс» Мартина Скотта.
- Хонор Харрингтон — капитан (в дальнейшем — адмирал) военно-космического флота Звёздного королевства Мантикора, главная героиня серии книг, написанных Дэвидом Вебером.
- Бриенна Тарт — героиня серии романов «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина.
- Кэлен Амнелл — главная героиня романов из цикла «Меч Истины» Терри Гудкайнда.
Кинематограф
Комиксы, мультфильмы, игры
См. также
Примечания
- Суковатая В. Гендерный анализ религий и феминистская теология: к постановке проблемы
- ↑ Дьяконов М. М. Архаические мифы Востока и Запада. с. 89-91 и др.
- ↑ Дьяконов М. М. Архаические мифы Востока и Запада. с. 146, 159—160; ср. Dumezil G. Gods of the Ancient Northmen. Berkeley: Los Angeles: L., 1973, с. 42; Ellis-Davidson H. The Viking road to Byzantium. Cambridge., 1972, с. 65
- В. Я. Петрухин. Варяжская женщина на Востоке: жена, рабыня или «валькирия»
- ↑ И. Г. Матюшина. О жанровой эволюции рыцарской саги
- ↑ Karlyn, Kathleen Rowe. "Scream, Popular Culture, and Feminism’s Third Wave: 'I’m Not My Mother'. Genders: Presenting Innovative Work in the Arts, Humanities, and Social Sciences No. 38 (2003).
- Representations of Strong Women in Film and Tv-Fiction
- ↑ К.Ф. Рашидов. Афганистан: пора становления: репортаж с места событий. М., "Известия", 1983. стр.34
- Malalai, Afghan heroine of Maiwand
- Нартские амазонки и сарматский «матриархат»
- ↑ Пеллегрино Ф., Полетти Ф. Литературные сюжеты и персонажи в произведениях изобразительного искусства. 2007. С.365-360
Ссылки
- Женщины-воительницы в древней Греции и Риме
Литература
- Олег Ивик. Женщины-воины. От амазонок до куноити.