Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Железнодорожный транспорт в Бурятии

08-07-2023

Железнодорожный транспорт в Бурятии (в её современных границах) представлен Транссибирской магистралью, которая пересекает территорию Республики с запада на восток, проходит вдоль береговой линии Байкала, через столицу Республики — город Улан-Удэ, с ответвлением от ст. Заудинский в южном направлении — до о.п. Дозорный на границе с Монголией, а также Байкало-Амурской магистралью, которая пересекает Республику в её северной части и проходит через Северомуйский тоннель. Железнодорожные линии на территории Республики относятся к Восточно-Сибирской железной дороге.

Содержание

История и перспективы

Железная дорога на территории современной Бурятии появилась на рубеже XIX—XX веков при строительстве Транссиба, летом 1900 года было открыто сквозное движение от Иркутска до Сретенска (в настоящее время — город в Забайкальском крае). В 1939 году открыта линия Улан-Удэ — Наушки, которая улучшила связь с Монголией. В 1970 году открыто сквозное движение на электротяге по главному ходу Транссиба. В 1970-е годы сооружена Байкало-Амурская магистраль, в 2001 году достроен и в 2003 году открыт для постоянной эксплуатации Северомуйский тоннель [1].

Также в Бурятии действовала Хандагатайская узкоколейная железная дорога — одна из крупнейших в мире, в 2000-е годы она пришла в упадок и по некоторым данным — частично или полностью разобрана[2].

Федеральной программой модернизации транспортной системы России до 2015 года предусматривается электрификация участка Улан-Удэ — Наушки, соединяющего Транссибирскую магистраль с Улан-Баторской железной дорогой (протяжённость — 253 километра), что позволит повысить пропускную способность участка не менее чем на 10 процентов и снизить транспортные издержки не менее чем на 20 процентов.

Предприятия и инфраструктура

Железнодорожные линии республики:

  • Транссибирская магистраль: участок 2-8 Слюдянка I — Заудинский[3] (от границы с Иркутской областью), участок 2-10 Заудинский — Петровский Завод (до границы с Забайкальским краем).
  • Ответвление на Монголию: участок 2-9 Заудинский — Наушки (до пограничного перехода Наушки — Сухэ-Батор), соединяющий Транссиб с Монгольской железной дорогой и обеспечивающий железнодорожное сообщение России с Китаем.
  • Байкало-Амурская магистраль: часть участка 2-3 Хребтовая — Хани (от границы с Иркутской областью до границы с Забайкальским краем.

Железнодорожные линии на территории Республики обслуживают два отделениями Восточно-Сибирской железной дороги: Улан-Удэнское (НОД-3) и Северобайкальское (НОД-4).

Железнодорожные перевозки

Перевозки на участке Улан-Удэ — Наушки (а также на Улан-Баторской железной дороге) имеют транзитный характер; порядка 60 процентов перевозок на Улан-Баторской железной дороге приходится на транзитные перевозки между Россией и Китаем, а объёмы внешнеторговых перевозок через пограничный переход Наушки — Сухэ-Батор в 2006 году составили 5,7 миллионов тонн[4].

Примечания

  1. История дороги | Восточно-Сибирская ЖД
  2. Хандагатайская узкоколейная железная дорога
  3. http://unla.webservis.ru/sprav/dorogi/ws.htm
  4. Федеральная программа модернизации транспортной системы России до 2015 года

Железнодорожный транспорт в Бурятии.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06