18-06-2023
Железнодорожный транспорт в Марий Эл | |
Полное название: |
Железнодорожный транспорт в республике Марий Эл |
---|---|
Годы работы: |
1927 год — н. вр. |
Страна: | |
Регион: | |
Протяжённость: |
152,0 км[1] (на конец 2010 года) |
Густота сети: |
65 км путей на 10000 кв.км[2] на конец 2010 года |
Эксплуатирующие организации: |
Горьковская железная дорога (Казанский регион обслуживания) |
Основные линии | |
Крупнейшие узлы |
Йошкар-Ола, Волжск, Табашино |
Железнодорожный транспорт в республике Марий Эл представлен двумя линиями железных дорог, соединяющими республику с соседними регионами. По территории республики проходит тупиковая ветка Зелёный Дол (Татарстан) — Яранcк (Кировская область), пересекающая республику с юга на север и проходящая через столицу Йошкар-Олу (из 196-километровой линии около 150 километров проходят по территории республики), а также 4-километровый участок 14-километровой тупиковой ветки Зелёный Дол — Волжск[3]. Эксплуатационная длина путей по состоянию на конец 2010 года насчитывает 152 километра[4].
Железнодорожные линии республики относятся к Казанскому региону обслуживания Горьковской железной дороги. Центральной станцией республики Марий Эл является станция Йошкар-Ола.
Содержание |
Линия от Зеленодольска до Йошкар-Олы была введена в действие в 1927 году. В 1944 году она была продлена до Нужъялы, а в 1953 году — до разъезда Завертелинский (20 км до Яранска). Линия Зелёный Дол — Волжск была введена в эксплуатацию в 1935 году[5].
Линия Зелёный Дол — Йошкар-Ола — Яранск полностью однопутная и нигде не электрифицированная[3].
Км.[7] | Название станции | Дата открытия | Примечание | Вид станции | Схема линии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
156.0 | Табашино | & | & | & |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
150.0 | О.п. 151 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
148.1 | Турша | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
136.9 | О.п. 137 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
134.0 | Нужьялы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
131.4 | О.п. 131 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
126.6 | О.п. 126 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
121.0 | Нолька | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
110.6 | Аксаматово | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
107.7 | О.п. 108 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
105.3 | Йошкар-Ола | 1927 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
94.6 | Куяр | 1927 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
91.5 | О.п. 92 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
88.4 | Пемба | 1951 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
79.4 | Сурок | 1927 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
70.8 | Кундыш | 1951 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
62.2 | Суслонгер | 1927 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
51.5 | Шелангер | 1927 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
42.6 | О.п. 43 км | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
36.3 | Илеть | 1927 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.4 | О.п. Яльчевский | 1951 год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17.8 | Помары | 1927 год |
Линия Зелёный Дол — Волжск электрифицирована на переменном токе[3]. На территории республики находятся 2 остановочных пункта:
По данным исследователя С. Болашенко, значительные по своим масштабам ведомственные железнодорожные линии сохранились вблизи станций Помары и Куяр; линия вблизи Помар обсулуживает газоперекачивающую станцию, а линия в районе Куяр — объекты военного назначения[3].
Ранее в республике существовала разветвленная сеть ведомственных железных дорог узкой и широкой колеи, наиболее значимыми из которых были Килемарская и Юшутская железные дороги.[8][9]
Железнодорожный транспорт в Марий Эл.