Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Заделы в Московском метрополитене

17-05-2023

Заделы в Московском метрополитене — любые конструкции, оставленные на существующих перегонах для возможного возведения в этих местах либо ещё одной станции, полностью доступной пассажирам, или же целого ответвления с продлением радиуса данной линии в ином направлении. Заделы варьируют от обычного спрямления путей на повороте трассы (в основном встречаются на Кольцевой линии) до полностью построенных в конструкциях, но до сих пор не открытых промежуточных станций (которые в простонародье именуются «станциями-призраками»), а также — неиспользуемых пристроек и частей уже действующих станций с целью создания пересадочных узлов на проектируемые радиусы.

Заделы в основном недоступны, а иногда и вовсе незаметны пассажирам. Самым частым заделом под проектируемые станции или ответвления линий являются прямолинейные участки длиной порядка 160 м, тоннели на которых разнесены на 8-12 метров, что даёт возможность построить между ними либо полноценную платформу, или же создать ответвления в ином направлении без надобности в корректировке перегонных тоннелей.

Содержание

Список заделов под новые линии и новые участки существующих линий

# Линия Участок Описание задела
1 Сокольническая «Преображенская площадь» — «Улица Подбельского» Ответвление тоннеля («штанген-камера») перед «Черкизовской» по ходу из центра с развилкой путей в сторону «Партизанской», запланированное для передачи перегона «Черкизовская» (с пересадкой на «Черкизовскую-2») — «Улица Подбельского» Второй Кольцевой линии, а также непосредственным продлением самой Сокольнической линии в сторону района Гольяново (проектируемые станции: «Монтажная», «Щёлковская» (с пересадкой на «Щёлковскую» АПЛ), «Хабаровская», и «Восточная»).
3 Арбатско-Покровская «Парк Победы» Станция «Парк Победы» состоит из двух залов, заведомо построенных под кроссплатформенную пересадку на проектируемую Солнцевскую линию. В данный момент используются всего два пути: поезда ходом из центра прибывают на южную платформу северного зала, а ходом в центр — на северную платформу южного.
4 Филёвская «Киевская» — «Международная» Данный участок является куском запланированной Ходынской линии, открытие которой в составе «Выставочная» — «Савёловская-2» намечается после 2015 г.
4 Филёвская «Выставочная» Под «Выставочной» находится законсервированная станция «Деловой центр» будущей Солнцевской линии, построенная в конструкциях вместе с основным узлом в 2004-05 г.г. Её открытие намечается на пуск самой линии к 2013 г.
7 Таганско-Краснопресненская «Полежаевская» В момент открытия станции на ней была возведена третья платформа, которая в данный момент не используется для транспортных целей. Изначально планировалось построить от «Полежаевской» хордовый радиус в район Мневников, теперь же станция станет пересадочной на станцию «Хорошевская» будущей Ходынской линии.
9 Серпуховско-Тимирязевская «Петровско-Разумовская» Левый станционный тоннель «Петровско-Разумовской» — задел в виде штанген-камеры в югу от станции под заранее проектируемый хордовый радиус линии в районы Лихоборы и Бескудниково. На данном этапе место хордового развития к этим путям с юга планируется подвести Люблинско-Дмитровскую линию, с пересадкой на проектируемую «Петровско-Разумовскую-2».
11 Каховская «Каширская» — «Каховская» Выделенный в отдельную линию бывший участок Замоскворецкой перед её продлением на юго-восток. С 1969 по 1984 г.г. из четырёх существующих путей «Каширской» использовались только два, остальные являлись заделами под хордовый радиус. В дальнейшем планируется ввести данный участок в «колею» Второй Кольцевой линии.

Список заделов под новые промежуточные станции на существующих линиях

# Линия Участок Название станции Описание задела
2 Замоскворецкая «Автозаводская» — «Коломенская» «Технопарк» Задел под проектируемую станцию «Технопарк» между северной рампой тоннеля и Нагатинским метромостом. В этом месте во время строительства участка в конце 1960-х г.г. было оставлено спрямление с двумя боковыми платформами длиной в почти 125 м (шестивагонный интервал), с целью создания станции для проектируемого в те годы Дворца молодёжи, чьё расположение планировалось по восточную сторону путепровода. Но изначальный проект так и не реализовался, а Дворец был в результате открыт в Хамовниках в 1982 г. Сегодня на этом месте уже частично возведён деловой центр «Nagatino I-land», доступ от метро к которому будет осуществляться через эту самую платформу. Открытие станции «Технопарк» запланировано на 2016 г[1].
3 Арбатско-Покровская «Площадь Революции» — «Курская» «Хмельницкая» Спрямление на упомянутом перегоне, построенном в 1938 г., является на самом деле абсолютно случайным, и в момент прокладки путей строительство ещё одной станции в этом месте не планировалось (по неофициальной версии виной спрямления путей стал фундамент одного из домов, будучи глубокого заложения). Планы по строительству станции, впоследствии получившей название «Хмельницкая», возникли только в 1970-х г.г. после возведения двух залов станции «Китай-город» (создав пересадочный узел со сразу двух линий, на сегодня не имеющих прямой пересадки на Арбатско-Покровскую). Длина самого спрямления — ок. 80-90 м, то есть создать станцию в этом месте без корректировки трассы тоннелей невозможно. Дата начала строительства «Хмельницкой» неизвестна.
3 Арбатско-Покровская «Крылатское» — «Строгино» «Троице-Лыково» Задел в виде спрямления длиной в станционный стандарт, оставленный во время строительства перегона в 2007 г. Расчитан под станцию «Троице-Лыково», чьё строительство начнётся во второй половине 2010-х г.г. в момент застройки местности и превращения бывшей одноимённой деревни в жилой массив.
5 Кольцевая «Проспект Мира» — «Новослободская» «Суворовская площадь» Задел, оставленный в 1950 г. в перспективном развитии северного радиуса так называемой «восьмой ветки». Вторым выходом этой линии должен был стать задел под станцию «Суворовская Площадь». Проект реализован не был. В будущем станция послужит северной пересадкой Люблинско-Дмитровской линии на Кольцевую (через существующую станцию «Достоевская»).
5 Кольцевая «Краснопресненская» — «Киевская» «Российская» Задел, оставленный в 1950 г. в перспективном развитии южного радиуса так называемой «восьмой ветки». Вторым выходом этой линии должен был стать задел под станцию «Российская». Проект реализован не был. В будущем станция послужит западной пересадкой Калининской линии на Кольцевую (через проектируемую станцию «Конюшковская»).
6 Калужско-Рижская Центр станции «Ленинский проспект» «Площадь Гагарина» В центре зала станции «Ленинский проспект» в момент строительства были возведены лестничные подъёмы, ведущие в переходный коридор. Подъёмы были законсервированы после открытия станции. Изначально планировалось создать в этом месте переход на проектируемую платформу МК МЖД, пассажирское движение по которой планировалось возобновить в 1970-х г.г. В 2001-м году в момент прокладки Третьего транспортного кольца с наружной стороны перехода была построена бетонная плита, в дальнейшем получившая условное название платформы «Площадь Гагарина». Поскольку на сегодняшний день пуск пассажирского движения по Малому железнодорожному кольцу до сих пор стоит под вопросом, существует проект превращения изначальной платформы в одноимённую станцию южного радиуса Третьего пересадочного контура для облегчения нагрузки на линию. Вероятность создания такого проекта пока не была подтверждёна.
7 Таганско-Краснопресненская «Щукинская» — «Тушинская» «Спартак» В момент строительства перегона была построена в конструкциях станция «Волоколамская» (не путать с открытой «Волоколамской»), расположенная под Тушинским аэрополем. Изначально станция носила проектное название «Аэрополе», но в начале 1970-х г.г. был разработан проект застройки аэрополя жилым массивом, который так и не был реализован после открытия участка. Станция тем самым осталась без отделки и была законсервирована по ненадобности. Сегодня в этом месте планируется построить новый стадион команды «Спартак», поэтому возобновились планы реконструкции и открытия станции. Отделку и перешпаклёвку на ней планируется начать вместе со строительством стадиона в 2013 г.

Технические и служебные заделы

На некоторых перегонах можно увидеть боковые ответвления. Это могут быть:

  • Технические пути (оборотные тупики, служебные пути в депо, гейты между линиями метро)
  • Стрелочные переводы и съезды (в том числе и снятые)
  • Заделы под новые оборотные тупики (см. ниже)

Следует помнить, что тупики на конечных станциях также строятся с расчётом на продолжение линий. Тупики не могут быть использованы под расширение сети на следующих станциях:

  • «Бульвар Дмитрия Донского» (тупики переходят в пути Бутовской линии)
  • «Каширская» (разъездные пути переходят в Замоскворецкую линию через 20-30 м после станции)
  • «Кунцевская» (тупики переходят в Арбатско-Покровскую линию)

Станция «Выхино», чьи тупики являются служебными ветками в одноимённое депо, была тем не менее построена с достаточным расстоянием для прокладки переключения технической ветки на второстепенные пути, и продления главных путей за депо. Такое переключение возможно лишь при нынешних технологиях, так как пути должны будут уйти под землю как минимум в 100 метрах до начала ответвлений депо, и поэтому трасса за станцией всё-таки будет откорректирована (но только благодаря уже оставленному расстоянию).

См. также

Примечания

  1. Московский метрополитен — Перспективы развития

Ссылки

Заделы в Московском метрополитене.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06