17-10-2023
«Спартак»
Таганско-Краснопресненская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Официальный проект реконструкции станции
|
|
Дата открытия: |
ноябрь 2013 года[1] |
---|---|
Проектное название: |
Аэрополе (проект 1970 г.), Волоколамская (проект 1975 г.), Спартаковская, Стадион Спартак |
Район: | |
Округ: | |
Тип: |
Колонная трёхпролётная мелкого заложения |
Глубина заложения, м.: |
~10 м |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Длина платформы, м.: |
162 м |
Ширина платформы, м.: |
10 м |
Архитекторы: |
Н. А. Алёшина (создатель типовой конструкции) |
Расположение: |
Тушинское аэрополе |
Код станции: |
отсутствует |
«Спартак» (ранее «Волоколамская») — название законсервированного под станцию задела под пикетом ПК0160+4, расположенного на участке «Щукинская» — «Тушинская» Таганско-Краснопресненской линии Московского метро. Объект был заложен для открытия в составе севера Краснопресненского радиуса в 1975 году, но в силу различных обстоятельств, так и не был достроен. На сегодня «Спартак» представляет собой необлицованную и практически неосвещённую платформу, расположенную на перегоне «Щукинская» — «Тушинская», примерно в 600—700 метрах к юго-востоку от последней. Поезда, как правило, проезжают мимо не снижая скорости.
Является одной из трёх построенных в конструкциях, но не открытых станций во всём московском метрополитене (вторая и третья — пересадочный узел «Деловой центр», заложенный в 2004—2005 гг.). Предположительная дата расконсервации «Спартака» — 2013 год.[1]
Содержание |
«Спартак» — колонная трёхпролётная станция мелкого заложения, по своей конструкции аналогична обеим близлежащим станциям. Глубина заложения точно не известна (приблизительно 10 м). Станция возведена по типовому проекту из сборных конструкций, построена открытым способом при задействовании копров и козлового крана. Шаг колонн — 6 м. Отсутствуют какие-либо элементы финальной отделки и облицовки. Освещение производится кабельными тросами по стенам путей от генератора, расположенного в северной части станции.
На станции имеется 26 рядов колонн с шагом в примерно 6,15 метра. При строительстве гидроизоляция была применена не только на потолок и стены, но ещё и на пол, из-за значительного количества грунтовых вод. Для решения этой проблемы по обеим сторонам путей были сооружены канавы, служащие отводу избытка подземных вод.
Cобственного выхода на поверхность «Спартак» не имеет. Оба края платформы составляют заделы под лестничные и эскалаторные ходы. В северном торце был собран зал под служебные помещения (в данный момент пустует). Оба торца огорожены, северный — цепной проволокой (с дверцей), южный — прутьями. Сбоку от южного торца также имеется доступ к т. н. «вентиляционной шахте», ведущей вверх. Куда выходит это пространство — неизвестно, скорее всего упирается в бетонную плиту. За счёт сборки платформы на поверхности остались нечёткие следы её местонахождения.
За станцией находится малоиспользуемый пошёрстный съезд. Он управляется со станции Тушинская. В 1980-х г.г. некоторые составы по нужде разворачивали через него: поезд следовал до «Тушинской», оттуда после высадки пассажиров менялись машинисты и состав уходил к «Щукинской» по 1-му же пути. На «Щукинскую» он прибывал уже по 2-му. Со временем пассажиропоток на линии возрос настолько, что разворачивать составы за две станции до конечной (и депо) стало нецелесообразным.
На юбилейном варианте схем метро 1967 года, выпущенных ко Дню пятидесятилетия Октября в качестве брошюр, станция была указана как «Аэрополе» на строящемся северном участке Таганско-Краснопресненской линии после «Щукинской». Это — единственный раз, когда станция фигурировала на официальных схемах метрополитена. Дело в том, что в конце 1960-х гг. на месте существующего аэродрома в Тушино планировалось возвести так называемый район-спутник (на манер планировавшихся тогда Строгино и Крылатского), при том сохранив использование одной из частей аэрополя под нужды проведения городских мероприятий, в том числе для полетов служебной авиации во время парадов.
На перспективных картах 1970 и 1973 гг. станция присутствует как «Волоколамская». Это название ей было присвоено в связи с проходящим поблизости Волоколамским шоссе. В те годы был сильно развит проект хордового строительства линий метро, поэтому весь северный радиус начиная от «Полежаевской» (тогда «Хорошевской») указан на карте 1970 года как «Волоколамский». Позднее название изменили на «Тушинский», сегодня — «Краснопресненский».
У изначального проекта станции должно было быть серо-жёлтое облицевание с синей мозаикой вдоль путей, а колонны были бы закрыты коричневым гранитом, заканчивающимся у свода медными фресками в виде куполов Волоколамского кремля. Проект был использован для отделки станции «Мирзо Улугбек» Ташкентского метрополитена, открытие которой осуществилось в 1977 году[2].
Начиная с середины 90-х станция стала объектом исследований диггеров, вследствие чего администрацией метрополитена были приняты меры по усилению безопасности на объекте. До 2002-го года на платформе частично проводилось дежурство (что породило слухи о «путевых обходчиках»), в том же году была проведена замена генератора и кабельного освещения путей. Некоторое время с краев платформы зал закрывала прессованная фанера, а поезда замедляли скорость при проезде дабы не создавать колебаний воздуха, способных повредить эти материалы[3].
Планы по расконсервации станции возникли ещё в конце 1990-х, однако настоящий интерес властей к данному проекту привлекла реализация строительства одноимённого стадиона, запланированная в 2007 г., частные инвесторы которого объявили о материальном вкладе в завершение и открытие станции. Тем не менее, кризис 2009 г. поставил под вопрос нужду в станции из-за отсутствия перепланового финансирования, и проект её расконсервации, заложенный на 2013 г., был отодвинут на 2016 год[4]. На пресс-конференции, состоявшейся в мае 2011 г., мэр г. Москвы Сергей Собянин подчеркнул что расконсервация «Спартака» произойдёт не ранее строительства одноименного стадиона, сроки по сдаче которого намечены на 2014 год.
По данным «Метростроя», изначальное строительство станции выполнено на три четверти в целом. Реконструкция займётся укреплением уже потерявших значительную часть уровня изнашивания стройматериалов, в том числе герметизацией протекающих потолков, электризацией[прояснить] и укреплением путевых стен в соответствии с современными стандартами. В финансовом плане такая реконструкция оценена примерно в половину стоимости постройки новой станции с нуля. По времени реконструкция займёт около года[5].
Согласно распоряжению правительства Москвы от 18 марта 2010 г. N 479-РП станция названа «Спартак» и срок открытия указан как 2013[6]. 22 марта 2010 года мэр Москвы утвердил перечень станций и линий столичного метрополитена, строительство которых начнётся после 2012 года. Среди них станция «Спартак»[7]. Работы по строительству стадиона «Спартак» начались в 2011 году. В декабре были завершены работы по нулевому циклу. Работы по расконсервации самой станции пока что не ведутся[8]. На сайте Московского Метрополитена в разделе «Перспективы развития» срок ввода в эксплуатацию станции «Спартак» указан как 2013 год[9][10]. Согласно же Постановлению Правительства Москвы № 194-ПП от 4 мая 2012 года, открытие станции также намечено на 2013 год.[1]
18 июля 2012 года постановлением Правительства Москвы № 339-ПП был утверждён проект планировки станции[11]. На слушаниях по развитию метрополитена в Москве, состоявшихся 7 августа, заместитель мэра по делам общественного транспорта Марат Хуснуллин подчеркнул, что расконсервация станции «Спартак» возможна лишь при согласовании материальных интересов между частными инвесторами, задействованными в проекте строительства стадиона, и что «возможность открыть станцию на Таганско-Краснопресненской линии в единственных целях создания транспортно-пересадочного узла около Волоколамского шоссе городом на данном этапе не рассматривается».
11 апреля 2012 года была опубликована одна из концепций дизайна станции[12], созданная фирмой Arch-Group. Дизайн представляет собой заключение центрального зала в стеклянный цилиндр высотой 6 м и диаметром 10 м, внутри которого будут установлены новые ряды колонн. Цилиндровую конструкцию поддержат железные потолочные сваи, расположенные по центру зала, а также спиральной формы каркас, огибающий цилиндр изнутри. Станция станет однопролётной, т.к. платформенные ряды отделятся от посадочных платформ автоматическими дверьми, и люди, выходя из поезда, попадут прямо в центральный зал. Таким образом, станция будет первым в Москве горизонтальным лифтом. Проект ещё не был представлен властям, но уже был подвергнут критике со стороны метростроевцев и СМИ.
Согласно проекту планировки, разработанному ГУП НИиПИ Генплана[13] и утверждённому Правительством Москвы, вход и выход пассажиров будет осуществляться через два вестбюля — северный наземный, расположенный на территории стадиона «Спартак» близ проектируемого проезда 5219, и южный подземный, также расположенный в границах территории стадиона «Спартак». Наземный вестибюль будет соединён с платформой тремя эскалаторами, южный — лестницами (из этого вестибюля через подземный пешеходный переход можно будет выйти на обе стороны проектируемого проезда № 5219)[13].
Официальный проект реконструкции был доработан и представлен публике на слушаниях 7 августа 2012 г. Какие-либо элементы защиты габаритов путей (в т.ч. автоматизированные двери и стеклянный купол, представленные в фирменном проекте) в нём отсутствуют.
Перспективы развития Московского метрополитена | ||
---|---|---|
2012 | ||
2013 | Лермонтовский проспект • Жулебино • Котельники • Спартак • Деловой центр • Битцевский парк • Лесопарковая | |
2014 | Бутырская • Фонвизинская • Петровско-Разумовская • Окружная • Верхние Лихоборы • Селигерская • Тропарёво • Румянцево • Саларьево | |
2015 | Деловой центр • Шелепиха • Кунцевская • Мнёвники • Улица Народного Ополчения • Хорошёвская • Ходынское поле • Петровский парк • Нижняя Масловка • Суворовская • Челобитьево • Мытищи • Волхонка • Плющиха • Кутузовский проспект • Улица 800-летия Москвы • Дмитровское шоссе | |
2016 | Марьина Роща • Рижская • Сокольники • Электрозаводская • Авиамоторная • Нижегородская улица • Окская улица • Ферганская улица • Косино • Салтыковская улица • Косино-Ухтомская • Некрасовка | |
2017 | Ломоносовский проспект • Раменки • Мичуринский проспект • Нижегородская улица • Текстильщики • Южнопортовая • Нагатинский затон | |
2018 | Технопарк • Зюзино • Калужская • Обручевская • Проспект Вернадского • Лобачевская • Аминьевское шоссе • Матвеевское | |
2019 | Беломорская • Улица Дыбенко | |
2020 | Проспект Вернадского • Парламентский центр • Коммунарка | |
Жирным шрифтом выделены станции находящиеся в стадии строительства |
Спартак (станция метро).