Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Здание управления свердловской железной дороги неоклассицизм, здание управления свердловской железной дороги 1925-1928

03-05-2024

Достопримечательность
Здание Управления Свердловской железной дороги
Страна
Местоположение Екатеринбург
Архитектурный стиль неоклассицизм
Архитектор Бабыкин, Константин Трофимович
Дата основания 1928
Строительство 19251928 годы
Статус Объект № 6610050000 (БД Викигида)
Медиафайлы на Викискладе

Здание Управления Свердловской железной дороги расположено в Екатеринбурге по адресу ул. Челюскинцев, 11. Строилось в 1925—1928 годах по проекту К. Т. Бабыкина в стиле советского неоклассицизма. Является памятником архитектуры России федерального значения.

История

Сквер им. К. Т. Бабыкина к югу от здания

В начале XX века возникла потребность в создании железнодорожной администрации за Уралом. На размещение такого управления претендовали Омск и Екатеринбург. В итоге в начале 1910-х годов решение было принято в пользу последнего из-за более умеренной сметы на строительство здания[1].

Первоначально предполагалось построить новое здание Управления на восточном конце Главного проспекта, а временно предоставить под размещение служащих управления усадьбу Расторгуевых — Харитоновых и несколько зданий около Вознесенской горки и Каменного моста. Первая мировая война и революция помешали осуществлению этих планов[1].

8 августа 1919 года решением Народного комиссариата путей сообщения было создано Екатеринбургское управление Пермской железной дороги. В ноябре того же года всё Управление было переведено из Перми в Екатеринбург. С 1920 года Управление железной дороги работало в здании бывшей мужской гимназии, при этом некоторые службы, сотрудники которых не вместились в здание, располагались в других зданиях города, а служба сборов вынужденно разместилась в Перми[1].

В 1923 году проектно-техническому отделу под руководством К. Т. Бабыкина была поручена разработка проекта нового здания Управления Пермской железной дороги. В сентябре 1926 года Бабыкина назначили главным архитектором проекта здания Управления дороги. Под строительство отвели участок на улице Северной около вокзала станции Екатеринбург-I, закладка фундамента состоялась летом 1925 года[1].

4 декабря 1974 года постановлением Совета Министров РСФСР № 624 здание было взято под государственную охрану в качестве памятника градостроительства и архитектуры федерального значения[2]

Архитектура

Сложное в плане каменное здание сформировано несколькими объёмами разной этажности. Четырёхэтажные корпуса по периметру образуют замкнутый внутренний двор в виде каре. Главный южный фасад имеет трёхчастную композицию. Центральная часть имеет повышенный объём ризалита с шестиколонным портиком и фланкирована с двух сторон боковыми крыльями[3].

Угловые части здания выполнены в виде ротонд с ризалитами и небольшими куполами. Наружные стены цоколя и подоконная часть первого этажа облицованы блоками из шлифованного гранита, стена первого этажа украшена гранитными блоками с крупной рустовкой. В декоре южного фасада применены колонны, треугольные фронтоны, сандрики, замковые камни и модульоны. Балконы украшены фигурными кронштейнами и балюстрадами ограждений. Западный и восточный фасады имеют трёхчастную композицию с выделением ризалитов, увенчанных треугольными фронтонами. Центральный ризалит украшен шестью пилястрами композитного ордера. Декоративные элементы повторяют решения главного южного фасада[3].

Рабочие кабинеты запроектированы по внешнему контуру здания, коридоры — по внутреннему, окнами во двор. В центральной части боковых объёмов расположены лестничные клетки, санузлы и вспомогательные помещения. Такая планировка позволила обеспечить хорошую инсоляцию рабочих помещений[1].

Здание общей площадью более 23 тыс. м² было рассчитано на 1100 человек и вместило кабинеты руководства и служащих, а также кабинеты профсоюза и трудовой инспекции и кабинет редакции газеты «Путёвка». Кроме того проектом были предусмотрены зал заседаний на 200 мест, комната селекторной связи, библиотека, комнаты общественных организаций и столовая[1].

Крупномасштабное здание является примером архитектуры советского неоклассицизма и одним из значимых проектов К. Т. Бабыкина[4][5][6].

Примечания

  1. ↑ ISBN 978-5-903433-54-4
  2. Архивировано 15 сентября 2022 года.
  3. ↑ Челюскинцев, 11 / Бессонова О. А. // Свод памятников истории и культуры Свердловской области / отв. ред. В. Е. Звагельская. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2007. — Т. 1. Екатеринбург. — С. 497—498. — 536 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-88664-313-3.
  4. Екатеринбург: Листая страницы столетий (1723–2008) / под ред. ISBN 978-5-88664-326-8
  5. Энциклопедия Екатеринбурга : в 3 т. / Бурденков Е. А. Смирнов Л. Н., Воробьёв С. В. — Екатеринбург : ООО «Туристско-информационный центр Екатеринбурга», 2019. — Т. 3. кн. 1. 1917—1941 годы : Центр Уральской области. — С. 92. — 184 с. — 1150 экз. — ISBN не указан.
  6. Бабыкин Константин Трофимович // Архитекторы Екатеринбурга и Свердловской области : Свердловская организация Союза Архитекторов России / под общ. ред. Л. П. Бандровской, Н. А. Вилесовой. — Екатеринбург : Уральский рабочий, 2003. — С. 25. — 430 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85383-236-0.

Здание управления свердловской железной дороги неоклассицизм, здание управления свердловской железной дороги 1925-1928.

Синеговская, Валентина Тимофеевна, Файл:Dmitrievskaya Tower of Nizhny Novgorod Kremlin 1896.jpg, Монк, Дебра, Категория:432 год до н. э..

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06