16-07-2023
Золотой век | |
Золотой век | |
Композитор | |
---|---|
Автор либретто | |
Хореограф | |
Дирижёр-постановщик | |
Сценография | |
Последующие редакции | |
Количество действий |
3 |
Год создания | |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
«Золотой век» — первый балет Дмитрия Шостаковича в трёх действиях, шести картинах. Либретто Александра Ивановского (оригинальное название либретто — «Динамиада» — от названия команды "Динамо")[1][2].
Содержание |
В оригинальном либретто действие разворачивается на Западе в некой капиталистической стране во время промышленной выставки «Золотой век», куда прибывает советская футбольная команда. В одного из футболистов влюбляется танцовщица — Дива, играет против «фашистов». Советские футболисты выигрывают матч, их арестовывает враждебная полиция, но в результате триумфально освобождает пролетариат.
В 1982 году Исаак Гликман и Юрий Григорович написали новое либретто. Действие было перенесено в Советский союз времён НЭПа, местом действия стал ресторан «Золотой век». Положительный герой Борис и отрицательный нэпман месье Жак (Яшка) борются за любовь беспартийной Риты.
В конце 1920-х годов Управлением государственных театров был объявлен конкурс на сценарий современного балета. Лучшим было признано либретто кинорежиссера Александра Ивановского "Динамиада" с сюжетом из жизни советской футбольной команды, сталкивающейся с "развращённой" молодёжью буржуазного Запада. Музыку заказали Дмитрию Шостаковичу, который, несмотря на молодость, был уже известным композитором. К тому же он был страстным любителем футбола, а потому к работе приступил с особым энтузиазмом.
«Золотой век» был закончен в октябре 1929 года и впервые поставлен в Ленинградском государственном театре оперы и балета в 1930 году[3]. Балет включал ряд западных «буржуазных» танцев (канкан, фокстрот, танго, чечётка), а также сцены бокса, игры в карты и футбольного матча. Уже через год спектакль был снят с репертуара из-за многочисленных негативных отзывов прессы[3][2]. Позднее на «Золотой век» в числе других произведений Шостаковича пресса навесила ярлык «формализма».
В 1982 году балет обрёл новую жизнь и новое либретто в постановке Юрия Григоровича в Большом театре.
Премьера прошла 26 октября 1930 года
Балетмейстеры-постановщики Василий Вайнонен, Леонид Якобсон и В. П. Чеснаков, режиссёр Эммануил Каплан, художник-постановщик Валентина Ходасевич, дирижёр-постановщик Александр Гаук
Состоялось десять представлений балета в 1930 году и восемь — в 1931
Новая постановка 28 июня 2006 года
Новое либретто Константина Учителя, балетмейстер-постановщик Ноа Д. Гелбер, художник-постановщик Зиновий Марголин, художник по свету Глеб Фильштинский, художник по костюмам Татьяна Ногинова, дирижёр-постановщик Туган Сохиев
Премьера прошла 4 ноября 1982 года
Балет в трёх действиях, двенадцати картинах. Новое либретто Исаака Гликмана и Юрия Григоровича, балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, музыкальный руководитель и дирижёр-постановщик Юрий Симонов
Спектакль прошёл 49 раз, последнее представление 4 января 1989 года
Возобновление 20 марта 1994 года
Дирижёр-постановщик Альгис Жюрайтис
Спектакль прошёл 6 раз, последнее представление 6 апреля 1995 года
Новая редакция 23 марта 2006 года
Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Дирижёр-постановщик Павел Клиничев
Либретто В. Смирнова, балетмейстер-постановщик Е. Д. Вигилев, художник-постановщик А. Г. Петрицкий, дирижёр-постановщик М. Радзиевский
Под названием «Динамиада, или Дни Европы», балетмейстер-постановщик Михаил Моисеев
Балет в двух действиях, одиннадцати картинах. Балетмейстер-постановщик Юрий Григорович, художник-постановщик Симон Вирсаладзе, дирижёр-постановщик Александр Лавренюк
Балеты Дмитрия Шостаковича | |
---|---|
Золотой век · Болт · Светлый ручей |
Золотой век (балет).