08-05-2024
ДКА «Иван Карцов» | |
---|---|
Служба: | Россия |
Класс и тип судна | Десантный катер |
Порт приписки | Фокино |
Изготовитель | «Восточная верфь» |
Заказан к постройке | 2008 год |
Строительство начато | 2010 год |
Спущен на воду | 30 сентября 2013 года |
Введён в эксплуатацию | 31 октября 2014 года |
Статус | В составе Тихоокеанского флота |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 280 т. полное |
Длина | 45 м. |
Ширина | 8,6 м. |
Осадка | 2,21 м. |
Двигатели | 2 × дизель М507А-2Д |
Мощность | 2 × 9000 л.с. |
Движитель | 2 × четырёхлопастных ВФШ в кольцевых насадках |
Скорость хода | 35 узлов (максимальная) |
Дальность плавания | 100 миль полным ходом 300 миль экономичным |
Автономность плавания | 30 суток |
Экипаж | 6 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | ГКУ-5, «Изменение-4», ЛИ2‑1, ТЭ-204 |
Радиоэлектронное вооружение | МИВК 6П-08Б |
Артиллерия | 2 × 14,5 мм МТПУ-1 |
Ракетное вооружение | 8 × ПЗРК «Игла» |
ДКА «Иван Карцов» десантный катер проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО — «Ataman Platov class landing boats») — третий в серии новых российских десантных катеров на воздушной каверне, и первый построенный на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке. Заложен на «Восточной верфи» (зав.№ 4001) в 2010 году, спущен на воду 30 сентября 2013 года, передан ТОФ 31 октября 2014 года.
В 1998 году «Центральным Конструкторским Бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е.Алексеева» (г.Нижний Новгород) был разработан проект скоростного десантного катера тип «Шельф», предназначенный для транспортировки 3-х БМП или БТР. Но из-за финансовых трудностей и отсутствия заказа от ВМФ проект реализован не был[1].
С наступлением 2000-х годов стало очевидным, что требуются более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. Ведь чем быстрее боевые машины и десант прибудут на театр боевых действий, тем больше шансов на успех операции. В связи с этим проект был основательно переработан и на его основе, и основе проекта 11770 «Серна» был создан новый транспортно-десантный катер на воздушной каверне с пропульсивной установкой проекта 21820 «Дюгонь» для действий в морях и на крупных озерах в странах с разными климатическими условиями. Корпус катера сделан из коррозиестойких алюминиево-магниевых сплавов.
Головным катером проекта заложенным 21 февраля 2006 года стал Д-105, позднее — «Атаман Платов». Был введен в состав Каспийской флотилии в 2009 году.
Как заявил Андрей Щербань, замначальника отдела надводных кораблей департамента Минобороны по обеспечению государственного оборонного заказа, на каждом флоте планируется иметь по 4–5 таких кораблей. [2]
В 2011 году Главнокомандующим ВМФ РФ было принято решение увековечить память офицеров Гвардейского морского экипажа, отличившихся в боевых действиях с иноземными захватчиками и прошедших путь от Смоленска и Бородино до Парижа в годы Отечественной войны 1812 года в наименованиях десантных катеров этой серии. [3]
ДКА «Иван Карцов» предназначен для скоростной переброски морем, в том числе в штормовых условиях, при волне не более 3-х баллов максимальной дальностью плавания 100 миль полным ходом и высадки на не оборудованное побережье морского десанта, колесной и гусеничной техники. Мореходность на переходах ограниченна 5-ю баллами при максимальной скорости в 20 узлов. ДКА полностью подходит для использования с УДК типа «Мистраль» [4].
В надстройке располагаются ходовой мостик, камбуз, 3-х местный кубрик для экипажа с гальюном, совмещенный с душем, и помещение на 50 морских пехотинцев с двумя гальюнами, тоже совмещенных с душевой. Еще 40 пехотинцев могут размещаться на грузовой палубе под тентом. 10-ти местные ПСНы размещаются по бортам по 6 шт.[5]
Варианты загрузки ДКА:
По результатам испытаний ДКА «Атаман Платов», в ходе которых был выявлен ряд недостатков проекта, в конструкцию ДКА «Иван Карцов» были внесены изменения. Была переделана и усилена корма, добавлена пятка ахтерштевня, установлены вибропоглощающие панели. Перья рулей сделали из титана и сместили их из потока на 0,5 метра к ДП. Изменена схема центровки ГД. Установлен шпиль немецкого производства.
По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.
14,5-мм пулемёт КПВТ
ПЗРК «Игла»
Морская мина
Высокая скорость обеспечивается двумя дизелями М507А-2Д мощностью по 9 000 л. с. (7355 кВт), правого и левого направлений вращения фланца отбора мощности[7] с четырёхлопастными ВФШ в кольцевых насадках. От валопроводов ременным приводом приводятся в действие генераторы, закачивающие воздух под днище в носовой части с избыточным давлением 0,2 кг/см, тем самым создавая воздушную каверну.
В 2008 году было принято решение о строительстве нового десантного катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» для Тихоокеанского флота России на ОАО «Восточная верфь». Официальная закладка и строительство катера начато в 2010 году. 28 сентября 2013 года катер вывели в ПД. 30 сентября 2013 г. - спуск на воду. Введён в эксплуатацию с 31 октября 2014 года. Приемный акт о передаче в ВМФ РФ подписан 7 ноября 2014 года[8][9][10].
Поступил на вооружение 100-й бригады десантных кораблей Тихоокеанского флота ВМФ России с базированием на Фокино.
ДКА «Иван Карцов» получил имя в честь Карцева Ивана Петровича служившего в Гвардейском флотском экипаже в инжено-артиллерийской команде. За отличие при Бородино капитан 2-го ранга И.П. Карцев был награжден орденом Святой Анны 2-й степени[11].
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Десантные корабли и катера ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
|
||
|
||
|
||
|
проект 450 • проект 189 • проект 106 • |
|
на воздушной подушке |
||
на воздушной подушке |
||
|
Иван карцев владимирович тамбов, иван карцев катер.