07-05-2023
Исто́рия по́чты Росси́и насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.
Содержание |
Начало и развитие почтового дела в России восходит ко времени натуральной почтовой повинности, состоявшей в даче княжескому гонцу коня и корма[1]. В Киевской Руси уже в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг.
Последующая история русской почты связана с ямами — почтовыми станциями, учрежденными в XIII веке[2], в период Золотой Орды, для быстрой связи с её окраинами. Ямская повинность отбывалась всем окрестным населением, которое было обязано доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками.
В период после Золотой Орды ямская служба получила дальнейшее развитие на русской земле. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране[2]. Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.
При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывал подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лошадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы»[2].
В XVI веке царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей. При этом для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ (с 1516 года).
В начале XVII века, при Борисе Годунове, в Ямском приказе были сосредоточены все дела по ямской гоньбе. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.
18 мая 1665 года между приказом Тайных дел (органом, который занимался вопросами, интересовавшими царя Алексея Михайловича лично) и голландцем Яном ван Сведеном был заключен договор об организации почты. Ван Сведен обязался привозить в Тайный приказ «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…». На расходы ему было выделено 500 рублей деньгами и на 500 рублей соболиных шкурок[3] В реальности ван Сведен привозил европейские газеты, на основе которых для царя и Боярской Думы готовили обзоры прессы (куранты)[4]. Кроме того, голландский предприниматель получил право пересылать за границу грамотки иностранных купцов и плату за них оставлять себе. Первая почтовая линия связала Москву с Ригой.
Отличие почты от ямской гоньбы заключалось в том, что ямская гоньба могла быстро доставить одну важную депешу по конкретному адресу. Европейская же почта ходила более медленно, но регулярно, к ее отправке можно было собрать большое количество писем и отправить каждое из них в строго определенное время в любую точку вдоль почтовой линии. Европейский опыт понадобился тогда, когда потребности российского внешнеполитического ведомства заставили поднять информационный обмен на новый уровень. На подавляющем большинстве направлений российские власти еще многие десятилетия продолжали пользоваться ямской гоньбой[5].
Почта оказалась очень выгодным предприятием. В 1668 году ван Сведен узнал, что на право содержать почту претендует иноземец Леонтий Марселис, семейству которого покровительствовал глава русского внешнеполитического ведомства А. Л. Ордин-Нащокин. Между Марселисом и ван Сведеном был утроен торг, в результате которого победил Марселис, обязавшийся поставлять для нужд российского правительства «всякие подлинные ведомости» бесплатно, если корреспонденцию будут возить государственные ямщики, подчиняющиеся Ямскому приказу.[6] Первая почта Марселиса была «отпущена» из Москвы на Ригу 17 сентября 1668 года, а 1 марта 1669 года заработала почтовая ветка между Москвой и Вильно.[7] Свои затраты Марселис окупил благодаря тому, что опираясь на поддержку А. Л. Ордина-Нащокина добился запрета для иностранных купцов посылать письма иначе, кроме как через его почту. При этом стоимость пересылки возросла.[8]
О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):
…Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют[2]. |
Во времена Петра I происходило дальнейшее развитие почтовой связи. В 1693 году появилась почтовая ветка на Архангельск, а в 1698—1689 годах была налажена почтовая связь между Москвой и сибирскими городами. С 1716 года стала работать почтовая линия Москва — Санкт-Петербург.[9] При Петре I были учреждены первые почтамты в Москве (1711[10]), Риге (1712?), Петербурге (1714), во многих городах появились почтовые конторы. Для обслуживания армии в 1712—1716 годах была создана военно-полевая почта.
Начиная с первой четверти XVIII века новые почтовые ветки стали учреждаться всё чаще. Однако установление регулярной почтовой связи даже с крупными городами растянулось на десятилетия: только по указу 1740 года почтовые конторы появились во всех главных городах провинций и уездов.[9]. Маркиз де ла Шетарди о почте в России 1740 г. писал, что, кроме почты из Петербурга и Москвы за границу, других почт в России не было. Все предписания и другая переписка за границу и прочие места, где расположены войска, посылаются с нарочными, по большей части из унтер-офицеров. Что же касается до внутренних сношений между собою, то русские купцы свои торговые операции по большей части производят зимой; удобства санного пути доставляют им средства путешествовать с весьма незначительными издержками, на своих лошадях и при том почти также скоро, как и по почте [11].
В 1721 году Петр I ввёл должность генерал-пост-директора (генерал-почтмейстера), которому он подчинил почту и ямскую службу, но только в 1782 году «немецкая» и ямская почты окончательно слиты в единую организацию. В результате этой реформы почтовые учреждения обрели четкую иерархическую структуру. Высшими органами были почтамты, им были подчинены губернские почтмейстеры, а губернским почтмейстерам — уездные. Низшей ступенью местного почтового управления стали почтовые станции.[9]
В 1723 году Ямской приказ был переименован в Ямскую канцелярию. К 1725 году общая протяженность почтовых путей составляла 10 677 вёрст.
Согласно Большой советской энциклопедии, в 1781 году, кроме писем и посылок, по почте начали пересылать деньги и была введена доставка корреспонденции почтальонами[12].
В 1820-х годах в России появились первые почтовые дилижансы. В 1840 году в Санкт-Петербурге открыто «отделение почтовых карет и брик». Лишь конкуренция со стороны железной дороги постепенно свела на нет перевозку пассажиров на почтовом транспорте[9].
В 1831 году вышло «Положение об учреждении вольных почт в России».
В 1833 году в Санкт-Петербурге открылась первая в России внутригородская почта, о чём 29 января 1833 было сообщено в «Санкт-Петербургских ведомостях». Город был поделён на 17 почтовых округов. Существовало 45 пунктов приёма писем. Корреспонденцию забирали 3 раза в день, доставляли на почтамт, сортировали и доставляли адресатам.[13]
В XIX веке происходил быстрый рост числа почтовых учреждений. Если к началу столетия в России насчитывалось около 460 почтовых учреждений с 5 тыс. служащих, то по состоянию на 1896 год в почтово-телеграфном ведомстве числилось свыше 33,8 тыс. человек.[9]
В 1843 году был введён единый почтовый тариф на пересылку корреспонденции (кроме международной) независимо от расстояния, что позволило существенно упростить почтовую оплату и сбор корреспонденции. До конца 1840-х годов письма от населения принимали только в почтовых конторах. Позднее корреспонденцию стали принимать в мелочных лавках, а потом, после появления почтовых марок, и просто через почтовые ящики. К 1896 году число почтовых ящиков превысило 15,2 тыс. штук[9].
Долгое время основной объём почтовой пересылки составляла казённая (служебная) корреспонденция. Только в годы реформ 1860-х годов частная пересылка стала преобладать над государственной. Это положительно сказалось на финансовых показателях: если еще в 1884 году почта принесла казне 1 млн руб. убытка, то в 1896 году чистый совокупный доход от почты и телеграфа превысил 12,7 млн руб..[9].
В 1874 году Российская империя в числе первых государств подписала Всемирную почтовую конвенцию и стала членом Всемирного почтового союза. В 1878 году в российской почтовой системе стали применять начала, принятые единогласно на парижском Всемирном почтовом конгрессе всеми европейскими правительствами[1].
Декретом от 26 октября 1917 года об образовании Рабочего и Крестьянского правительства, изданным в числе первых декретов Советской власти, в составе советского правительства был предусмотрен Народный комиссариат почт и телеграфов (Наркомпочтель)[14].
16 апреля 1918 года в целях централизации деятельности почты, а также в целях борьбы с бойкотом со стороны телеграфных и почтовых служащих прежнего режима был издан Декрет об организации управления почтово-телеграфным делом. Данный Декрет упразднил старые почтовые должности начальника почтово-телеграфного округа, почт-директора, начальника управления телеграфов, начальника отдела перевозки почт по железной дороге, их помощников и главных механиков. Для управления каждым почтово-телеграфным округом была введена коллегия, возглавляемая комиссаром, которого утверждал нарком из числа кандидатов, представленных областным или губернским органом Советской власти. Декрет особо запрещал всем органам Советской власти вмешиваться в дела почты (любые пожелания надлежало подавать в Наркомпочтель)[15].
За годы Первой мировой, а затем Гражданской войны почтовое хозяйство страны пришло в упадок, однако с окончанием Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз[16].
В советское время предприятия почты и электросвязи были объединенными, существуя сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики[16]. После распада СССР было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль: 16 ноября 1992 года образовано Федеральное управление почтовой связи при Министерстве связи России[17]. Приказом Министерства связи с 1 января 1993 года в составе Федерального управления почтовой связи были образованы территориальные (областные, краевые, республиканские) управления федеральной почтовой связи (УФПС) и учреждения почтовой связи Москвы и Санкт-Петербурга[18]. Этим же приказом были утверждены перечень работ по разделению структур почтовой и электрической связи и принципы разделения почтовой и электрической связи.
В 1994 году был учрежден профессиональный праздник работников почтовой связи — День российской почты[19]. Помимо этого в 1997 году в целях восстановления геральдических традиций российской почты и повышения её авторитета были учреждены флаг и эмблема организаций федеральной почтовой связи Российской Федерации[20].
17 октября 1995 года Федеральное управление почтовой связи было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи Российской Федерации (ФСПС России)[21]. 14 августа 1996 года Федеральная служба почтовой связи была упразднена, а ее функции переданы Министерству связи России[22].
По состоянию на 1998 год почтовая сеть страны объединяла 149 почтамтов, 28 отделений перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, 43 тыс. отделений связи. В отрасли было занято 380 тыс. человек. Валовый доход государственной почтовой службы в 1997 году составил 9 млрд руб.[23].
Портал «Филателия» | |
Портал «Россия» | |
почта в Викисловаре? | |
Проект «Филателия и почта» |
Филателистическая география: История почты и почтовых марок стран и территорий мира (Азия) |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Азия |
Азербайджан¹ • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Британская территория в Индийском океане • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Аннам • Кохинхина • Тонкин • Южный Вьетнам • Грузия¹ • Батум • Израиль • Индонезия • Иордания • Ирак • Багдад • брит. оккупация • Иран • Бушир • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Киргизия • Китай • Гонконг • КНР • Маньчжоу-го • Тибет • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Макао (Аомынь) • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • Оман • Пакистан • Палестина • Россия² (история почты) • Тува • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Государство Алавитов (Латакия) • Таджикистан • Таиланд • Бангкок • Туркмения • Турция² • городская почта • Киликия • Лонг-Айленд • Хатай • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
|
||||||||||
Примечания | |||||||||||
Австралия, Океания и Антарктика | Азия | Америка | Африка | Европа | Почтовые отделения за границей | Колониальная почта | Земская почта | |||||||||||
Связанные темы |
|||||||||||
Список почтовых администраций мира | Список всех статей по почте и филателии | Категория:Филателия | Портал:Филателия | Проект:Филателия и почта |
Почта | |||
---|---|---|---|
Виды почты |
Аварийная • Верблюжья • Военная • Воздушная: Авиапочта • Голубиная • Дирижабельная • Городская • ГСП • Гостиничная • За границей • Корабельная • Местная • Пневматическая • Подводная • Полевая • Полярная • Служебная • Спешная • Трещоточная • Частная • Электронная |
||
Виды отправлений |
Аэрограмма • Бандероль • Возвращаемое • Голубеграмма • Международное • Наложенный платёж • Открытка • Пакет • Перевод • Письмо • Посылка • Почтовая карточка • Почтовый лист • Почтограмма • Секограмма • Секретка • Телеграмма • Фонопочта |
||
Основные понятия |
Знак почтовой оплаты: Маркированная почтовая карточка • Международный ответный купон • Односторонняя карточка с оригинальной маркой • Почтовая марка • Почтовый штемпель • Провизорий • Франкотип • Конверт • Формат конверта • Курьер • Почтальон • Почтамт • Почтмейстер • Почтовая администрация • Почтовое гашение • Почтовое отделение: Передвижное • Почтовый автомат • Почтовый адрес • Почтовый вагон: в Великобритании • Почтовый индекс: Кодовый штамп • в Москве • на Украине • в США • Почтовый сбор • Почтовый ящик: Абонентский ящик • Почтовый шкаф • Служебный конверт • Сургуч • Франкирование |
||
История почты |
Ангарион: Ангар • Ангария • Виселица • Всемирная почтовая конвенция • Всемирный почтовый союз • Дилижанс • Дистанционный столб • Домарочный период • История почты по странам • Пакетбот • Письмо крестом • Почта инков • Почтовая война • Почтовая регалия • Почтовый голубь • Почтовый рожок • Почта Турн-и-Таксис • Чёрный кабинет
|
||
Праздники | |||
Связанные темы |
|||
Список всех статей по почте и филателии | Литература по истории почты | Категория:Почта | Категория:Филателия | Портал:Филателия | Проект:Филателия и почта |
|
|||
---|---|---|---|
Государственные символы | Флаг • Герб • Гимн | ||
Государственный строй | Гражданин • Конституция • Президент • Правительство • Федеральное собрание • Общественная палата • Судебная система • Конституционный суд • Политические партии • Внутренняя политика • Внешняя политика | ||
География | Столица • Геология • Минеральные ресурсы • Рельеф • Климат • Почвы • Растительный мир • Животный мир • Экология | ||
История | Предыстория • Киевская Русь • Феодальная раздробленность • Великое княжество Московское/Русское царство • Российская империя • СССР/РСФСР • Российская Федерация | ||
Экономика | История • Валюта • Гознак • Промышленность • Сельское хозяйство • Транспорт • Связь • Интернет • Почта (история и марки) • Полезные ископаемые • Туризм (национальные парки • всемирное наследие) • Банковское дело • Экономические районы | ||
Вооружённые силы | Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морской флот • Войска воздушно-космической обороны • Ракетные войска стратегического назначения • Воздушно-десантные войска | ||
Население | Города • Демографический кризис • Миграции населения • Размещение населения • Религия • Сельское расселение • Этносы • Языки | ||
Культура | Наука • Образование • Литература • Архитектура • Изобразительное искусство • Музыка • Театр • Опера • Балет • Цирк • Кинематограф • СМИ (телевидение • радио) • Рунет • Праздники • Кухня | ||
Спорт | Автоспорт • Баскетбол • Волейбол • Гимнастика • Лёгкая атлетика • Самбо • Теннис • Футбол • Хоккей • Шахматы | ||
|
Это заготовка статьи о почте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
История почты и почтовых марок России.