Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Ишимбаево (станция)

13-08-2023

53°25′44.8″ с. ш. 55°58′22.8″ в. д. / 53.429111° с. ш. 55.973° в. д. (G) (O) (Я)

Станция Ишимбаево
Уфа - Оренбург
Куйбышевская железная дорога
Отделение ж. д.:

Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги

Дата открытия:

1935[1]

Тип:

грузовая

Количество платформ:

1

Количество путей:

5

Ширина платформы, м:

3

Выход к:

улица Железнодорожная

Расположение:

Железнодорожный

Пересадка на:

автобус № 7

Работающие операторы
сотовой связи:

все сотовые операторы

Код станции:

652918

Ишимба́ево — железнодорожная станция Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги, открытая в 1936 году, находящаяся в микрорайоне Железнодорожный города Ишимбая.

Содержание

История

Станция Ишимбаево создана для обслуживания НПУ «Ишимбайнефть», а затем Ишимбайского нефтеперерабатывающего завода. Строительство ветки Ишимбаево—СтерлитамакДёма и самой станции началось во исполнение Постановления Совета Труда и Обороны от 25 июля 1933 года, которое поручило «Союзтрансстрою» построить к октябрю 1934 года железную дорогу. Осенью того же года начались строительные работы.

В сборнике «Башкирская партийная организация во главе социалистической индустриализации республики», в постатейном варианте[2] была изложена история строительства железной дороги от города Уфы к ишимбаевским месторождениям нефти (из цитируемой диссертации И. П. Климова).

В 1934 году строительства выходили специализированные печатные издания:

  • «Путь к нефти». Орган треугольника строительства железной дороги Уфа — Ишимбаево. Уфа, 1934
  • «Штурм». Газета выездной бригады «За пятилетку» на строительстве ж. д. Уфа — Ишимбаево. Стерлитамак, 1934

1 октября 1934 года на станцию Уфа из Ишимбаево прибыл первый эшелон нефти и железная дорога общей протяженностью 177 км официально вступила в строй. Служила для перевозки нефти, позднее нефтепродуктов от построенного в 1936 году первого в БАССР нефтеперерабатывающего предприятия — Ишимбайский нефтеперегонный завод, для завоза нефтеоборудования и пр.[3][4]. В 1936 году ветка была передана в ведение Куйбышевской железной дороги.

На XVII съезд ВКП(б), утреннем заседании 27 января 1934 года, было сказано:

В Ишимбаеве строится новая нефтяная база на Востоке, о которой говорил товарищ Сталин в своем докладе, когда упоминал об отсутствии внимания к этой новой базе. Из пробуравленных 16 скважин 14 дают нефть. Для вывоза этой нефти строится железнодорожная линия Уфа — Ишимбаево, которая должна быть открыта для движения 1 октября 1934 г.[5]

В докторской диссертации И. П. Климова сказано:

«Определяющее значение для эксплуатации Ишимбаевского месторождения нефти в Башкирии имела построенная в короткие сроки железная дорога Уфа — Ишимбай»[6].

Введённый в конце 1937 года нефтепровод Ишимбаево — Уфа снизил роль нефтеперевозчика железнодорожной ветки. Со строительством в 1948 году нефтехимического комбината № 18 появилась необходимость в ответвлении линии от Стерлитамака в сторону места строительства грузовой станции (ныне железнодорожная станция 65280 Аллагуват). Теперь эта ветка основная, идёт на Оренбург, а ответвление на станцию Ишимбаево-тупиковая.

В советские годы ходил пассажирский поезд по маршруту «Ишимбай — Уфа», недействующий с 1990 года[7].

Современное состояние

В настоящее время Ишимбаево — тупиковая станция, обслуживающая грузоперевозки[8]. Железнодорожная ветка идёт в сторону реки Белой, затем, сворачивая налево, пересекает Индустриальное шоссе и заканчивается на территории склада отдела материально-технического обеспечения и комплектации оборудования НГДУ «Ишимбайнефть» ООО «Башнефть-Добыча» ОАО АНК «Башнефть». Также имеются ответвления от железной дороги на предприятия ООО «Идель Нефтемаш», ООО «Агидель-нефтепродуктсервис», ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов». Отдельная ветка идёт на предприятия ОАО «Машиностроительная компания „Витязь“» и ОАО «Ишимбайский станкоремонтный завод».

Перспективы

В советские годы планировалось построить железнодорожный мост через реку Белую, чтобы провести железнодорожную ветку к Ишимбайскому машиностроительному заводу и Ишимбайскому эспериментально-механическому заводу.

Примечания

  1. Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М., 1981.
  2. Стрельцов А. Я. Башкирская парторганизация во главе строительства железной дороги к ишимбаевским месторождениям нефти (рус.) // Башкирская парторганизация во главе социалистической индустриализации республики. — Уфа, 1970. — С. 82-95.
  3. Строительство социализма
  4. Немного о Стерлитамаке
  5. Речь товарища Быкина
  6. Климов, Иван Павлович Развитие транспорта на Урале (октябрь 1917-июнь 1941 гг.) : дис. … д-ра ист. наук : 07.00.02 Тюмень, 2006, С. 452 с.
  7. Ишимбай. Твой поезд. Poezda.net. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 21 июня 2011.
  8. Приказ Росжелдора от 25 января 2008 г. N 22, "О железнодорожных станциях Ишимбаево, Заинск… Куйбышевской железной дороги — филиала ОАО «РЖД»

Ишимбаево (станция).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06