Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

И-211

29-09-2023

И-211
Назначение: Истребитель-бомбардировщик 
Первый полёт: 1947 
Производитель: ОКБ-21 
Характеристики
Экипаж: 1 чел
Макс. скорость у земли: 850 км/ч
Макс. скорость на высоте: 910 км/ч
Дальность полёта: 2000 км
Практический потолок: 13600 м
Скороподъёмность: 1667 м/мин
Размеры
Длина: 11,54 м
Высота: 3,68 м
Размах крыла: 12,25 м
Площадь крыла: 25,00 м²
Масса
Пустой: 4360 кг
Снаряжённый: 7460 кг
Силовая установка
Двигатели: ТР-1 
Тяга (мощность): 2х1350 
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: 3х37мм, Н-37 
Кол-во точек подвески:
Масса подвесных элементов: 2х500 кг

И-211 — опытный истребитель-бомбардировщик ОКБ-21 с двумя двигателями. Построен в одном экземпляре.

Содержание

История создания

Разработка

Одной из главных проблем первых реактивных истребителей, и советских и зарубежных, была очень маленькая дальность полёта. В ответ на необходимость создания дальнего перехватчика, ОКБ-21, под руководством С.М. Алексеева занялось разработкой подобного самолёта. Первый проект, И-210 должен был иметь два двигателя РД-20 (БМВ-003), их тяги было явно недостаточно, в качестве замены рассматривались РД-10 (ЮМО-004), но в конце концов было решено строить истребитель с двумя двигателями А.М. Люльки ТР-2 тягой 1350 кгс.

Одноместный истребитель получил обозначение И-211, схема самолёта напоминала Су-11 ОКБ Сухого с такой же силовой установкой. Двигатели, как и на Су-11, располагались в плоскости крыла. Само крыло прямое, трапецивидное. И-211 имел аэродинамические тормозные щитки, автоматически открывающиеся при достижении критической скорости, с ручным управлением ими для маневрирования в полете и уменьшения посадочной скорости. Хвостовое оперение крестообразное при виде спереди. Кабина герметичная. Трёхопорное шасси со спаренными колесами всех стоек убиралось в фюзеляж. В носовой части фюзеляжа устанавливалась мощная фара, для облегчения перехвата или посадки в ночное время суток.

Очень мощное вооружение состояло из трёх 37-мм пушек Н-37, при этом пушки могли быть заменены на пару 57-мм Н-57 прямо на аэродроме. Кроме пушечного вооружения были предусмотрены узлы для подвески бомб и разведывательного оборудования.

Комплекс радиооборудования был стандартный для того времени и включал в себя радио РСИ-6, радиополукомпас РПКО-10М и радиоотвечик «свой-чужой» СЧ-3

Проект был одобрен, и в конце 1946 года на заводе № 21 началось строительство планера для статических испытаний и летающего прототипа. Тем временем, разработка двигателя ТР-2 затягивалась и в конце концов, Алексеев принял решение подогнать мотогондолы под ТР-1, чьи статические испытания начались в июле 1946 года. По установленному графику, прототип должен был быть изготовлен к 28 июня 1947 года, 10 июля самолёт надлежало передать на лётные испытания, которые полагалось завершить к 1 августа. Связан этот график был с традицией демонстрировать новые прототипы истребителей на воздушном параде в Тушино в честь дня ВВС СССР, который приходился на 18 августа.

Однако это расписание соблюсти оказалось невозможно. И-211 не принял участия в авиапараде 1947 года, а первый полёт совершил под управлением лётчика-испытателя А.А. Попова, осенью того же года.

Испытания

Первые же шесть полётов не показали особого превосходства И-211 перед аналогичным истребителем Сухого Су-11, кроме того, явно проявилась недоведенность двигателей ТР-1. Они создавались в большой спешке, что сказалось на их надежности, также тяга двигателя была несколько ниже заявленной. Один из двигателей работал неустойчиво и ломался настолько часто, что не хватало запчастей для текущего ремонта, которых для опытного двигателя выпускали ограниченным количеством. Вскоре программа разработки ТР-1 была свёрнута, а вслед за ней и дальнейшие работы по И-211. К тому же, при посадке, колёса шасси попали в выбоину на взлётно-посадочной полосе и одна из стоек шасси подломилась, вследствие чего самолёт проделал значительное расстояние «на брюхе» и вылетел за пределы посадочной полосы. Самолёт получил незначительные повреждения нижней части фюзеляжа и мотогондол, и был возвращен на завод для ремонта.

Данные, полученные в ходе испытаний осенью 1947 года, не удовлетворили ВВС СССР. Как и в случае с Су-11, основной причиной неудачи стала недоступность двигателей ТР-1А и ТР-2, которые так и не были доведены в ОКБ Люльки до производства. Двигатели ТР-1 в свою очередь были недостаточно мощные и слишком ненадёжные для их использования на серийном истребителе. В связи с этим было решено во время ремонта И-211 установить на нём двигатели «Дервент V» тягой по 1590 кгс. С новой силовой установкой, истребитель получил обозначение И-215.

Варианты

  • И-210 – проект с двигателями РД-10 или РД-20.
  • И-211 – опытный с двигателями ТР-1.
  • И-211АШ-83 – проект с двигателями АШ-83.
  • И-212 – опытный с двигателями РД-45.
  • УТИ-212 – проект учебно-тренировочного варианта И-212.
  • И-215 – опытный с двигателями РД-500.
  • И-216 – проект с двумя пушками НС-76.
  • И-217 – проект со стреловидным крылом.

Литература

  • Yefim Gordon. Early Soviet Jet Fighters — Hinckley: "Midland Publishing", 2002. — С.121-133. — ISBN 1-85780-139-3.
  • Валерий Багратинов Крылья России — Москва: "Эксмо", 2005. — С.659-660. — ISBN 5-699-13732-7
  • Павел Колесников И-211 // Техника молодежи. — 1992. — № 9. — С.18-19.

Ссылки

  • Алексеев И-211 на сайте «Уголок неба».
  • B.Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950. Работы Работы С.М. Алексеева

И-211.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06