Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Йезиды

17-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Езиды
Современный ареал расселения и численность

Всего: 200-300 тыс.[6][1][11]
 Ирак — 700,000[1][2][3]
 Армения 40,620[4]
 Грузия — 18,329[5]
 Сирия — 12,000-15,000[6][7]
 Россия — 40 586 [8]
 Германия — 90,000[9][6]
 Швеция — 11 000[9]
 Украина — 9 000 [10]

Язык

Курманджи

Религия

Езидизм

Лалеш — Святыня Езидов


Ези́ды (или йезиды, язиды; самоназвание — эзди, курд. êzdî, арам.  ܓ̰ܠܟܝܐ, араб. يزيدي‎‎) — этноконфессиональная группа, говорящая на курдском диалекте курманджи и в основном проживавшая на севере Ирака, в частности в провинции Мосул, а также на юго-востоке Турции. После ПМВ в большинстве своем мигрировали в Армению, далее в Грузию и Россию, а также в страны Европы [12] [6].

Так как езидской национальной государственности не создано, то и точных данных о езидах нет. По различным источникам, «на всем земном шаре езидов насчитывается 1,0-1,1 млн. человек»[13].

На сегодняшний момент езиды разделены на две группы - одни причисляют себя к курдскому этносу, в то время как другие считают себя езидами по национальности. [Ханна Омархали "Йезидизм. Из глубины тысячелетий", С.-П., 2006, с. 47] Большая Советская Энциклопедия» 1938 года издания идентифицировала езидов как «народность, родственную курдам», то есть отдельный этнос, а в справочнике «Современный Ирак» 1966 года издания езиды были названы «отдельным народом, переселившимся в район Ирака совместно с курдами. [Современный Ирак: Справочник. – М.: Издательство политической литературы, 1966. С.29] Профессор Березин, который посещал Курдистан и изучил данный вопрос детально, пришёл к выводу, что езиды - отдельный от курдов народ.[Березин И.Н. Езиды. Т.3. М.: Магазин землевладения и путешествий, 1854.]

Содержание

Этимология

Существует несколько версий происхождения слова «Езид».

  1. Езид (йездан) происходит от слова «йезд» — это гении добра и света в зороастрийском учении, а также возможно и общий термин, используемый для богоподобных Духовных существ.[14]
  2. Езид происходит от персидского слова «ездан», что означает «Бог». Последоватили Езидизма считают себя частью вселенной, слугами божьими, поклоняются святилищам.[15]
  3. Езид происходит от слово «Езден» — город в Адиабене.

Распространение езидов

Ирак

Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул. В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш (в XII в. Шех Ади без кровопролития вернул храм исконным хозяевам, до этого его захватили ассирийские монахи, которым покровительствовали мусульманские правители). Оценки числа езидов в Ираке колеблются от 300 тыс. до 800 тыс., скорее всего их там свыше 1 млн.

Армения

Основная статья: Езиды в Армении

С 1990-х гг. в Армении для этой народности создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальной школе, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»).

Езиды мигрировали в Армению в связи с первой мировой войной, так как они поддерживали Российскую империю.

Турция

В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны, в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр.

Россия

В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». По переписи населения 2002 года в России проживает 31,3 тыс. езидов, по переписи населения 2010 года — 40 586 езидов.

Субъект федерации Численность в 2002 году, тыс.[16]
Краснодарский край 4,4
Нижегородская область 3,1
Ярославская область 2,7
Ставропольский край 2,4
Новосибирская область 2,0
Тамбовская область 2,0
Москва 1,6
Ростовская область 1,6
Волгоградская область 1,1
Томская область 0,6
показаны субъекты с численностью езидов более 1000 человек

Религия езидов

Езидизм изначально религия строго монотеистическая. Ряд исследователей пишут что богопознание в езидизме сложно для понимания, однако для езидов очевидно что Бог Творец мира и что у него есть несколько имен.

Некоторые исследователи утверждают, что у езидов нет определенных молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле существуют молитвы, посвященные Создателю, но их немного, как и подобает строгому вероучению: всякое многословие признак духовной расслабленности. Кроме того, приверженцы многих религий избегают и даже боятся упоминать Господа "всуе". Хотя сущность Бога, бесспорно, не выразима с помощью ка кого-либо понятия, в йезидских религиозных гимнах Бог именуется Бессмертным, Всемогущим, Всеведущим, Вечным и Безграничным.

О его сущности говорят такие имена, как "Всемилостивый", "Владыка Небес", "Всемогущий", "Всеблагой" и многие другие. Бог не рождается и не исходит от другого лица. В езидизме совершенно определенно указано что Бог правит миром не один, правление миром предоставляется также семи Архангелам, созданным Богом и помогавшим Ему при сотворении мира.

РЕФОРМАТОР езидизма Шейх Ади и образ Селтан Эзида

Определяющим для йезидизма фактором в приспособлении его к новым историческим условиям оказалась личность Шейха Ади, воззрения которого сыграли важнейшую роль в реформировании езидизма, оставив глубокий след в этой религии. Шейх Ади, к личности которого неоднозначно относятся иногда даже сами езиды, занимает важное место в религиозной традиции. Езидский подвижник, полное имя которого Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади б.Мусафир б. Исмаил б.Муса б.Марван б. ал-Хасан б.Марван, родился где-то между 1073 и 1078 гг. в области Баальбек, в долине Бекаа (нынешняя территория Ливана).

В юношеском возрасте Шейх Ади отправился в Багдад. Он был знаком с одним из величайших мусульманских богословов того времени Газали, которого на западе называют "исламским Фомой Аквинским", и с основателем ордена Кадирийа Абд ал-Кадиром Гилани. Есть предположения, что Шейх Ади был также знаком с братом Газали Ахмадом Газали, известным тем, что он сохранил музыку, под которую происходили радения (и до сих пор происходят в некоторых суфийских братствах).

Известно, что Шейх Ади слушал в Багдаде его проповеди, в которых Ахмад Газали утверждал, что Иблису (Шайтану) было велено поклониться созданному Богом человеку Адаму, однако он отказался, поскольку это предполагало поклонение "не Господу". Подобные рассуждения были распространены в суфийской среде того времени, и видимо воспринимались Шейхом Ади с большим интересом. Подобные идеи существуют в езидизме и сейчас. Однако установить точно, получили ли эти идеи свое дальнейшее развитие в догматике йезидизма из суфизма или наоборот езидизм будучи в то время сильной религией повлиял на суфизм сказать сложно.

На сегодняшний день большинство исследователей считают, что Шейх Ади б.Мусафир пришел в Курдские горы из Шама, поскольку об этом также неоднократно упоминается в езидской религиозной традиции. Шейх Ади скончался в Лалеше в 1162 г., будучи в преклонном возрасте. Образ Шейха Ади у езидов не соответствует представлениям о нем как об исторической личности и реформаторе езидизма. Вокруг него возникло множество легенд и мистических историй, например о том, что он не умер и никогда не умрет более того, что он существовал и до создания мира. У езидов есть поверье что после своей смерти он вознесся на небо. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, он был послан Господом научить и наставить избранный народ (Езидов), чтобы тот не сбился с пути. Некоторые исследователи, внося путаницу в вероучение езидов утверждают что "святым третьего порядка" в езидизме является Селтан Эзид. Они называют его "божеством", "святым", "мучеником" и т. д.

На самом деле, Селтан Эзид является согласно езидскому преданию Богом-Отцом езидов. Слово "султан", несомненно, появилось позднее, как нам представляется, в период кризиса езидизма. Решение вопроса о происхождении Селтан Эзида имеет очень важное значение поскольку езиды в своих религиозных молитвах называют Его "своим Господином". По езидским представлениям, Селтан Эзид является Создателем, Богом, Творцом, а вовсе не "святым третьего порядка" !

Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм Лалеш место паломничества всех езидов. Ряд авторов пишут, что Шейх Ади поселился в развалинах христианского монастыря, однако интерьер, равно как и внешний вид храма, как отмечают многие, не содержит элементов, присущих христианским монастырям. Согласно езидской мифологии Лалеш был воздвигнут на том месте где Господь впервые создал земную твердь. Поскольку Лалеш считается у езидов священным, к нему отправляются люди не только в паломничество, но и чтобы излечиться от различных недугов. С первого взгляда строения йезидского святилища напоминают костры, языки пламени.

Тауси Малак и образ Павлина в религии езидов. Интерпретация езидского символа-Малаки Тауса. Ангел Павлин - ТАУС МАЛАК


С образом Малаки Тауса связаны наиболее противоречивые сведения. Ряд путешественников считали езидов "дья***опоклонниками" только на основе того, что они почитают Малаки Тауса. Неосведомленные авторы издавна называли его "олицетворением зла", а езидов считали в этой связи "поклонниками дьяв**ла". Подобное утверждение плод глубокого заблуждения, не имеющего ничего общего с представлениями самих езидов об этом архангеле. Александр Сергеевич Пушкин в "Путешествии в Арзрум" пишет:

"Общество наше было разнообразно. В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей и жители земель недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дь***олопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сат**не, есть пустая баснь; что они веруют в единого Бога. . . Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сат**не не поклоняются" Малаки Таус, или Тауси Малак "Ангел-Павлин"), занимает верховное положение в езидской космогонии: до сотворения мира он был создан Творцом первым из семи Архангелов, а затем поставлен "правителем над всеми".

В связи с тем, что иногда Тауси Малака называют "ангелом веры", его можно сравнить с зороастрийским Сраошей духом веры, дисциплины и религиозного набожного послушания. Изображается Малаки Таус в виде павлина или реже петуха, чей образ символичен в езидизме и играет очень важную ритуальную роль. Петух является символом Франции, унаследованным от древней кельтской культуры галлов. В восемнадцатом фрагарде "Видевдата" одной из книг Священной книги зороастрийцев Авесты несколько строф посвящено воспеванию птицы Сраоши Пародарш, петуха, который в зороастризме противостоит дэву лени "долгорукой" Бушьясте. Малаки Таус не представляет собой зло, как часто пишут мусульманские авторы, называя его дья***лом.

Немилость Бога к Тауси Малаку объясняется по-разному и имеет несколько истолкований: По одной версии он отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По основной версии неповиновение Малаки Тауса объясняется его особой преданностью Богу как своему Создателю. Согласно езидским представлениям, он отказался поклониться Адаму поскольку его Творцом является Господь, и он поклоняется только Ему и не кому больше. Тауси Малак связан с солнечным началом.

Изображение этого архангела в виде павлина соотносится с солярной символикой этой птицы в различных мифологиях. Мифопоэтический образ павлина, основанный на внешних особенностях этой птицы (например, форма и красочная расцветка хвоста), покрывает широкий спектр астральной символики от космоса в его полноте и звездного неба до солнечного круга. В Иране метафорическое название Солнца T?avus-e Falak. В Древнем Египте павлин символ Гелиополиса города, в котором находился храм Солнца. В Древней Греции павлин символ Солнца.

В исламе хвост павлина олицетворял универсум, полную Луну или Солнце в зените. В катакомбной живописи ранних христиан пав- лин был одним из основных религиозных символов. Он также символизирует святых, поскольку его раскрытый хвост напоминает нимб. В раннем христианстве изображение павлина было окрашено солнечным символизмом и воспринималось как символ бессмертия и красоты нетленной души.

Довольно часто павлин появлялся на изображениях пещеры в Вифлееме, где родился Христос: два павлина, которые пьют из одной чаши, указывают на духовное возрождение. Павлин является одним из непременных атрибутов в индуизме это солнечная птица Индии. Рисунок раскрытого во всей красе хвоста павлина воспринимается в индийской мифологии как картина звездного неба. Это птица например Будды, но также выступает в роли богини мудрости, священного знания, поэзии и музыки Сарасвати.

Иногда Сарасвати жену Брахмы изображают едущей верхом на павлине с полностью распущенным хвостом. Перья хвоста символизируют не знающие сна глаза, которые видят все. В езидизме существует еще один символический образ: два павлина, стоящие друг напротив друга с двух сторон ствола дерева Дерева Жизни, или "космического дерева".

Этот символ пришел к мусульманам, а от них на Запад, из Древнего Ирана и означает дуализм и двойственнуюп рироду человека, черпающего силу в принципе единства. В основе мифологического образа петуха вомногих традициях мы также просматриваем его связь с Солнцем: в большинстве традиций он связан с божествами утренней зари и Солнца, небесного огня. Езиды, как и зороастрийцы, почитают Солнце как источник жизни и видимое присутствие Бога в мире, а огонь как проявление природы Солнца на земле, за что их иногда называют "солнцепоклонниками" или "огнепоклонниками".

История

Предки езидов издавна проживали на севере Ирака. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны.

В Закавказье появились в основном в 1830-40-е гг.

В русской литературе первые сведения о езидизме привёл А. С. Пушкин в «Путешествии в Арзрум» (под Арзрумом Пушкин общался с езидским шейхом).

Езиды говорят, что они последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении 1000 лет в районах проживания езидов проходило огромное количество сражений. По словам езидов, один из самых сильных ударов со стороны захватчиков население получило во время арабского вторжения в регион, и ислам принёс езидам колоссальные страдания. Езиды рассказывают, что многих езидов заставили принять ислам. В середине XX века недалеко от Иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент», где езиды описывали, как противостояли горожане захватчикам; там подробно описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч защитников города: это были езиды и зороастрийцы, отказавшиеся принять ислам.

Большая часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день.

До принятия ислама основная масса курдов исповедовала, как и все арии, зороастризм и дозороастрийские культы (митраизм, маздеизм). С первых веков распространяется христианство. С началом экспансии арабов, начинается насильное распространение их веры, которая постепенно вытесняет прежние верования. Но шейх Ади и его суфийское братство сумело создать новое учение — смешение ислама и курдского язычества.

На протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского мира. По словам езидов, самым кровавым нашествием считается вторжение двух арабских феодалов — Омара ибн Хаттаба и Халида ибн Валида, которые вырезали сотни тысяч езидов, более 50 тысяч повесили, сотни тысяч взяли в плен и сотни тысяч насильно были исламизированы.

Это истребление езидов охватило территорию от Рехае (Урфа) до Сиирта. Попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и уничтожения сбежавших в высокие горы собратьев-езидов.

Следует отметить, что об этих убийствах не рассказывают ни исламские и даже ни византийские источники, которые подробно писали о арабском завоевании Сирии и Ирака. И тем более, что по правилам исламского шариата немусульмане могли остаться в своей религии при оплате ежегодного налога (Джизья), см. Зимми и Люди Писания .

Таких примеров на протяжении столетий было несколько, можно перечислить самые кровавые из них:

В 13 в. из Мосула был похищен лидер езидов. Позже он был казнен, при этом его тело не было возвращено. В результате этого инцидента началась длительная многолетняя война. В неравной схватке езидам пришлось покинуть свои города и храмы и бежать в горы. Их поселения были сожжены и уничтожены до основания, имущество было разграблено.

В 1414 году началась новая резня езидов соседями-мусульманами, в которой погибло множество езидов.

1640—1641 гг. Езидские деревни около г. Мосула были разграблены, и после этого турецкий правитель Диарбакыра Ахмад Паша развязал войну с езидами, вторгшись с 70 000-ой армией. Езиды понесли большие потери.

1647—1648 г. Наследственный правитель Шейхана, Шейкх Мирза, восстал против турок с целью захватить Мосул. В результате этого восстания турецкий правитель, Шамси Паша, под личным командованием напал на езидов с многочисленным вооруженным отрядом. Вооруженные силы езидов потерпели поражение в этой битве и вместе с Шейхом Мирзой были захвачены. Позже он был казнен через повешенье правителем города Вана.

1715 г. Турецкий правитель Багдада, Хасан Паша, атаковал область Шенгал. Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния. Хасан Паша устроил крупномасштабную резню и передал управление этой областью Арабу Будоинскому, главе племени Таии. Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.

1733 г. У реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши.

1752—1754 г. Множество езидов из района Шенгал были атакованы турком Сулейманом Пашой. В течение двух лет продолжались его массовые карательные действия, которые стоили езидам огромных потерь.

1767—1768 гг. Оттоманский правитель Мосула, Амин Паша, послал своего сына с очень сильной армией с целью разграбить область Шенгал. Он приказал езидам отдать ему 1000 овец.

Но когда было отдано всего лишь восемьдесят овец, оттоманцы начали атаковать и убили большое количество езидов.

1770—1771 гг. Восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против оттоманского управления было подавлено, результат — массовое истребление езидов.

1773—1774 гг. Оттоманский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область. Поселения езидов были разграблены и уничтожены.

1779 г. Оттоманский правитель Мосула направил большое войско в Шенгал.

1785—1786 г. Оттоманский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побежден и потерял много воинов. В тот же самый период Шенгал снова был атакован арабскими войсками.

1786—1787 гг. Наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашой Амадия.

1789—1790 гг. Бедуин Араб из племени Таии взял верх над областным управлением Шейхана и убил Чоло Бека. Впоследствии началась новая битва и арабское войско понесло большие потери.

1790—1792 гг. Бедуин Араб из племени Таии атаковал Шенгальскую область. Исмаил Паша столкнулся с Кансар Бегом в Шейхане и поместил его в тюрьму. Позже Чоло Бег, сын Хасан Бега, смог вернуть себе власть в области. Однако, правитель Амадии схватил и казнил его через повешение.

1792—1793 гг. Оттоманский правитель Мосула, Мухамад Паша, сжег восемь езидских поселений в области Шенгал.

1793—1794 гг. Правитель Мосула снова атаковал Шенгальскую область Минкар для того, чтобы наказать езидов, но потерпел поражение в битве.

1794—1795 гг. Оттоман послал Сулеймана Пашу в Синкарскую область. Вся эта область была сожжена и разрушена. Войска Сулеймана Паши разграбили эту местность, похитили 60 женщин и украли 600 голов домашнего скота.

1799—1800 гг. Абд эл-Азиз Бег из Багдада с помощью бедуинского племени Таии, руководимого Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.

1802—1803 гг. Правитель Мосула, Али Паша, решил взять под свою власть Шенгальскую административную область. Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины атаковали с востока. В результате, несколько деревень были уничтожены, леса были сожжены дотла. Потерпев поражение в этой войне, езиды были вынуждены принять оттоманскую власть.

1809—1810 гг. Оттоманский правитель Багдада, Сулейман Катил (Убийца), атаковал Шенгальскую область. Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а также несколько других деревень, уничтожая езидов.

После 1832 г. езиды были подвергнуты наиболее жестоким мерам, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега — лидера езидов и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабеж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, кто не в состоянии были кинуться в воду, или те, которые не умирали в воде, были пойманы и безжалостно убиты.

1832—1833 гг. Наследный курдский правитель Равандуза, Мухамад, атаковал езидов в области Анкары. После совершённых массовых убийств в верхней области Заба он покорил Анкару. Правитель Анкары, Исмаиль Паша, вынужден был уйти высоко в горы Зикар.

1833—1834 гг. После завоевания части Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.

1838 г. Оттоманский правитель Диярбакра атаковал езидов из Шенгала.

1838 г. Оттоманский правитель Мосула, Таияр Паша, атаковал Джабалскую область с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги Оттоманам. Чтобы оценить ситуацию и выслушать местных жителей, неспособных платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность. Его сопровождала огромная армия. Когда они достигли Микрана, он послал своих посредников, чтобы те объяснили его намерения. Посредники были убиты и из мести он опустошил эту местность. Однако езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на оттоманцев из засады. Таияр Паша понес огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул. После этого езидов не трогали до 1890 года.

1890 г. Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в оттоманскую армию. Дважды напав на езидов и увидев их сопротивление, оттоманская власть перестала забирать в армию езидских мужчин. Но, к сожалению, эта мирная эра длилась недолго.

1892 г. Паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Паша Омар Вахби со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая все на своем пути. Он разграбил Лалиш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет. В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Оттоманской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в оттоманскую столицу.

1914-1918 гг. Езиды пришли к выводу, что Первая мировая война — благоприятная возможность освободиться от террора оттоманской власти. Это было время, когда армяне решили восстать, создали вооружённые формирования, и начали нападать на турецкие и курдские селения[источник не указан 107 дней]. Езиды поддержали это восстание[источник не указан 107 дней], видя во вторгшихся русских солдат союзников.

В этой войне езиды сражались вместе с армянами, среди военачальников были езиды, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами. Одним из них являлся Джангир Ага: в столице Армении, Ереване, ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500)[17][18] конницей, состоящей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна, и генерал-майора Мовсеса Силикяна, разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате. В которой Османская армия потерпела сокрушительное поражение и прекратила дальнейшее наступление на Армению.

Согласно езидскому преданию, не имеющего источников, в течение 12 столетий 72 раза периодически учинялась резня — геноцид со стороны соседних исламских народов — с целью полного уничтожения езидской веры и культуры. Апогей исламского фанатизма достиг в 1915 г., когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), живущим на её территории. Сколько езидов погибло в этой резне, официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек. В этот период войны езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в республики Закавказья — в Армению и в Грузию, где и обрели для себя вторую родину, в которой и проживают по сей день.

Но ко всему этому хочется ещё добавить, что первое появление курдов в Закавказье датируется XII веком. В XII веке курды переселялись в Грузию со своими семьями. Были 2 брата, православных курда, феодалы Иване и Захария Мхаргрдзели, которые являлись военачальниками при царице Тамаре и воевали, защищая южные рубежи Грузии от Ширван Шаха (современный Азербайджан) и Румского султана (часть современной северо воосточной Турции); их потомки впоследствии ассимилировались среди грузинского населения.

Второе появление курдов в Грузии датируется 1770 годом, когда один из представителей езидских вождей — Чобан-Ага — с письмом обратился к Грузинскому царю Ираклию II. Он просил взять под свою опеку езидов, дабы избежать исламского удара. Чобан-Ага обещал признать грузинского царя царём езидов и в письме клялся, что ополчение езидов по первому же требованию царя Ираклия Второго, будет участвовать в боях против турок. Как явствует из архивных материалов, царь Грузии ответил Чобан-Аге письмом, в котором отмечал, что из-за существующих в стране проблем пока не в состоянии оказать поддержку. Но вопреки всему, чуть позже небольшая часть езидов, около 2 тысяч человек, всё же перешла в Грузию, на тот момент в Карскую область, которая на тот период входила в Тбилисскую губернию, ну а на территории Армении курды проживали с незапамятных времён.

Помимо всего этого езидов считают последователями Язида Муавии, араба по происхождению. В годы правления Язида второй сын Али, Хусейн, получил от жителей Куфы предложение с их помощью овладеть халифатом. В 680 году он выехал из Медины со всей своей семьёй и небольшим отрядом слуг. Тем временем наместник Язида подавил мятеж в Куфе и выставил патрули на всех дорогах, ведущих в город. Хусейн попал в западню в Кербеле, в 40 км от Куфы. Хусейн отказался сдаться, хотя был отрезан от источников воды. Будучи последним из оставшихся в живых внуков пророка Мухаммеда, он был уверен, что с ним не могут поступить слишком сурово. Через десять дней его лагерь был взят штурмом. Защитники сражались до последнего и Хусейн был убит вместе с другими. Его голову отправили в Дамаск, ко двору Язида.

Убийство Хусейна нанесло колоссальный ущерб династии Омейядов. Мало кого в мусульманской истории так проклинали за убийство, как Язида Муавии. Хусейн был любимцем своего деда — Мухаммеда, и ещё были живы люди, видевшие, как Мухаммед целовал голову, которая теперь покатилась к ногам Язида, как голова какого-нибудь преступника. Умерщвление Хусейна вызвало возмущение и сплотило оппозицию Омейядам, а «мученичество в Кербеле» быстро обросло самыми скорбными подробностями. С тех пор имя Хусейна, даже в большей степени, чем имя Али, стало боевым кличем шиитов, приверженцев дома пророка. После смерти Хусейна это направление стало быстро развиваться. Будучи поначалу политическим движением, шиизм со временем стал значительно отличаться от суннитских норм в своих принципах и духовных основах.

Стоит также отметить родовую связь Язида и Ади, который принадлежал к династии Омейадов.

Традиционная культура

Езиды традиционно делятся на эндогамные касты. Обращение в езидизм невозможно, поскольку для обращённого не находится места в кастовой системе, также тут надо уточнить, что езиды — это в первую очередь те, кто исповедует езидизм, и если езид принял другую религию, то перестаёт быть езидом. Также надо упомянуть, что езидами являются те, кто рождён от обоих родителей (от матери и отца) исповедующих езидизм, дети из смешанных браков езидами не считаются, то есть езидизм им не передаётся по наследству. Высшая духовная каста — шейхи во главе с баба-шейхом, потомком шейха Ади, руководящим богослужениями в храме в Лалеше. За ними следуют пиры (священнослужители), помощники шейхов (факиры), сборщики пожертвований (кавалы) и предсказатели (кучаки). Миряне — последователи (мюриды) различных семейств шейхов. Высшая духовная и светская власть принадлежит миру (мир-шейхану, с 1944 Тахсин-бек) с резиденцией в Баадри к югу от Лалеша. Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак). Кроме него богослужение проводят в домах шейхов и пиров.

  • Шейх (старец) — в езидской теологии приобрел широкий смысл — дух, мастер, покровитель. В обычном понимании — священнослужитель, особое духовное сословие.
  • Пир
  • Мурид (ученик, послушник, мирянин) — название одной из трёх каст езидской общины. В свою очередь, каждый шейх и пир тоже является муридом по отношению к своему шейху и пиру.

Основные публичные религиозные праздники — начинающиеся с Рожие Эзид (трехдневного поста) рождество Езида в декабре и память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня; из семейных церемоний важнейшая — первая стрижка мальчиков шейхом (биск).

Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше. Периодически кавалы носят их с процессиями по езидским селениям, собирая пожертвования.

Религиозные запреты: пищевые (свинина, капуста, салат-латук), бытовые (на одежду синего цвета, считающуюся траурной; на мытьё в бане из боязни осквернения воды; на произнесение слова «шайтан» и близких к нему по звучанию слов и т. п.) — ныне соблюдаются редко.

Мужчины отпускали бороду и длинные волосы, которые заплетали в косу. Женская одежда — рубаха (крас), белые шальвары (хэвалкрас), поясная одежда из 2 фартуков (дейра), передник (шалэк) безрукавка (элак), зимой — бархатная куртка (колк), шерстяной пояс (бане пште), конусообразный головной убор, обшитый монетами (кофи).

Фольклор — молитвы, сказания, песни. Музыкальные инструменты — духовые (блур, фик, майе (дудук), зурна); в религ. церемониях используется барабан (даф).

Праздники

Известные езиды

См. также

Литература

  • Березин И. Н. Езиды. М., 1854
  • Омархали Х. Йезидизм. Из глубины тысячелетий. СПб., 2005
  • Полатов Д. Р. Езиды. Религия и народ. М., 2005.
  • Allison С. The Yezidi Oral Tradition in Iraqi Kurdistan. L., 2001
  • Frank R. Sheikh ‘Adi, der große Heilige der Jezidis. B., 1911
  • Kreyenbroeck, Ph.G. Yezidism: its Background, Observances and Textual Tradition. N.Y., 1995
  • Omerxalî X. Êzdiyatî: Civak, Sembol, Rîtûel (Езидизм: Общество, Символ, Ритуал). Istanbul, 2007.
  • Пирбари Д. Езиды Сархада, Тбилиси-Москва, 2008
  • Ph.G. Kreyenbroek in collaboration with Z. Kartal, Kh. Omarkhali, and Kh.J. Rashow. Yezidism in Europe: Different Generations Speak about their Religion. Wiesbaden, 2009.
  • Omerxalî X. bi hevkariya Xankî K. Analîza Qewlên Êzdiyan. Li ser Mesela Qewlê Omer Xala û Hesin Çinêrî [Анализ езидских религиозных гимнов. На примере религиозного гимна Омар Хала и Хасен Ченери]. Avesta, Istanbul, 2009.
  • Езиды // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

Примечания

  1. ↑ Yezidi. Adherents.com. Проверено 31 марта 2008. Cites estimates between 100,000 and 700,000.
  2. [www.aina.org/reports/yezidiscpt.pdf Iraq Yezidis: A Religious and Ethnic Minority Group Faces Repression and Assimilation By Christian Peacemaker Teams in Iraq (25 September 2005)]
  3. [Idan Barir: www.dayan.org/The%20Yezidis%20of%20Iraq.pdf The Yezidis of Iraq: an Endangered Minority] Citation: The number of Yezidis residing in Iraqi Kurdistan is estimated at 300,000 residents
  4. 2001 Armenian census
  5. перепись населения 2002 г.
  6. ↑ Yazidis i: General. Encyclopædia Iranica (20 февраля 2004). — «There are probably some 200,000-300,000 Yazidis worldwide.»  Проверено 20 августа 2010.
  7. Historical Dictionary of Syria. — Scarecrow Press, 2004. — P. 282. — ISBN 0810849348
  8. http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/tab5.xls
  9. ↑ Dispersion of the Yazidi Nation in Syria, Turkey, Armenia, Georgia and Europe: Call for UN Action (February 28, 2010). Проверено 20 августа 2010.
  10. About number and composition population of Ukraine by data All-Ukrainian census of the population 2001. Ukraine Census 2001. State Statistics Committee of Ukraine. Проверено 17 января 2012.
  11. Deadly Iraq sect attacks kill 200, BBC News (15 августа 2007). Проверено 31 марта 2008.
  12. [1] Большая Советская Энциклопедия.
  13. [2] Профессор Керим Амоев. Курды и езиды в переписях населения. «Новый Взгляд», №2 (7). Февраль 2012. С. 4.
  14. [3] Практический Зороастризм. Ч. 5 Духовные Существа в Зароастризме.
  15. [4] Ролик про певицу Зару из телепередачи Необъяснимо, но факт
  16. Всероссийская перепись населения 2002 года
  17. Джангир-ага
  18. Джангир ага Хатифов — Энциклопедия фонда «Хайазг»

Ссылки

Йезиды.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06