15-10-2023
Катастрофа Ми-171 на Алтае 9 января 2009 | |
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Характер |
столкновение с горой |
Место | |
Погибшие |
7 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Бортовой номер |
RA-22463 |
Дата выпуска |
2008 |
Пассажиры |
8 |
Экипаж |
3 |
Выживших |
4 |
9 января 2009 года вертолёт Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа» с восемью пассажирами на борту вылетел из Бийска в Кош-Агач. Сделав промежуточную посадку около села Чемал, он вылетел в направлении Кош-Агача. В 12:11 по местному времени (UTC+6) вертолёт потерпел крушение, столкнувшись с горой при попытке захода для выполнения зависания[1]. Экипаж вертолёта не вышел на запланированный сеанс радиосвязи около 14:00 по местному времени, после чего стало известно о пропаже вертолёта.
В поисковой операции, которая продлилась до 11 января, принимало участие 283 человека и 13 единиц авиатехники[2]. По официальным данным, место крушения было обнаружено 11 января около 15:15 по местному времени в 90 км от посёлка Акташ у горы Чёрная. Вертолёт был полностью разрушен[3]. В тот же день трое выживших были эвакуированы в Барнаул, а один — в районную больницу Акташа.
Содержание |
В авиакатастрофе выжили 4 человека:
Погибли и умерли от ран на месте крушения вертолёта 7 человек:
Разбившийся вертолёт Ми-171 (регистрационный номер RA-22463) был произведён в конце 2007 года на Улан-Удэнском авиационном заводе. Налёт составил лишь 267 лётных часов при назначенном ресурсе 7500 лётных часов и сроке службы 25 лет[4].
Эксперты из Межгосударственного авиационного комитета выяснили, что до столкновения вертолёта с земной поверхностью двигатели вертолёта были работоспособны, а само столкновение рулевого винта с горным склоном произошло при попытке захода машины для выполнения зависания[5].
По показаниям выжившего второго пилота Максима Колбина, командир воздушного судна потребовал от него уступить своё рабочее место одному из пассажиров[5]. В дальнейшем Колбин в управлении вертолётом не участвовал[4]. Оставшись в живых, он, вопреки инструкциям, не включил аварийный маяк АРМ-406П, а также не воспользовался находившейся на борту аварийной радиостанцией Р-855А1[6].
13 января 2009 года на сайте ИА Алтапресс были опубликованы снимки с места катастрофы[7], на которых были изображены убитые архары (алтайские горные бараны), занесённые в Красную книгу[8]. По словам выживших в катастрофе и их друзей, пассажиры направлялись на охоту, целью которой были горные козлы и маралы[9]. Однако, экологи и эксперты из WWF[10][11] не согласились с этим утверждением и направили обращение в прокуратуру по факту браконьерской охоты на краснокнижных животных[12]. Общественные организации Республики Алтай обратились с открытым письмом к президенту России Д. А. Медведеву с просьбой создать независимую комиссию для расследования и принять меры по пресечению браконьерства высокопоставленных лиц республики[13].
21 апреля 2009 года Главным следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по факту незаконной охоты в Республике Алтай (ст. 258 УК РФ)[14].
В своем интервью газете «Московский комсомолец» Анатолий Банных признался, что охота велась именно на архаров, и что это был далеко не первый вылет Косопкина на вертолете на охоту[15].
6 ноября 2009 года на сайте информационного агентства РИА-Новости появилось сообщение, что дело об аварии Ми-171 с чиновниками, охотившимися на архаров, закрыто[16]. СМИ ссылается на ответ главы следственного комитета Прокуратуры РФ Александра Бастрыкина спикеру Эл Курултая (парламента) Республики Ивану Белекову:
Следствием достоверно установлено, что в ходе данного полета находившиеся на борту вертолета пассажиры Каймин В. Я., Вялков В. М. и Ливишин С. В. совершали активные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добычи (отстрелу) зверей, охота на которых полностью запрещена, — алтайских горных баранов. При этом командир воздушного судна — вертолета МИ-171 Баяндин А. Д. и пассажир Пидопригора В. П., управляя вертолетом, направляли его к местам скопления животных, осуществляли их поиск и преследование с целью отстрела с борта воздушного судна. Доказательств причастности к браконьерской охоте полпреда президента РФ в Госдуме Александра Косопкина и заместителя главы правительства Республики Алтай Анатолия Банных следствие не нашло. Как установило следствие, вертолет разбился из-за нарушений правил безопасности движения и эксплуатации вертолета, которые допустил командир воздушного судна. Кроме того, в причинно-следственной связи с крушением вертолета и наступлением общественно-опасных последствий находятся также действия пассажира вертолета Пидопригоры В. П., который с согласия командира воздушного судна Баяндина А. Д. был допущен на рабочее место второго пилота, совершал активные действия по управлению вертолетом и допустил ошибку при пилотировании.
Информация о том, что дело вновь открыто, долго не получала подтверждения[17].
В марте 2010 дело было возобновлено, в июне 2010 одному из выживших участников полета Борису Белинскому было предъявлено обвинение по статье 258 ч. 2 УК РФ (незаконная охота). Двум другим оставшимся в живых участникам: Анатолию Банных и Николаю Капранову — вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых в совершении незаконной охоты, однако в связи с тем, что указанные лица скрываются от следствия, они объявлены в федеральный розыск[18].
23 мая 2011 года новостные агентства распространили новость, что Кош-Агачский суд Республики Алтай решил, что обвинительная сторона не предоставила достаточных доказательств вины подсудимых и признал невиновными в незаконной охоте бывшего заместителя председателя правительства Республики Алтай Анатолия Банных, генерального директора компании «Инеко» Бориса Белинского и заместителя директора Института экономики и законодательства г. Москвы Николая Капранова[19].
27 мая 2011 года Представитель Кош-Агачского районного суда Ахмат Савинаков сообщил «РИА Новости», что прокуратура обжаловала оправдательный приговор фигурантам дела о браконьерской охоте на редких животных с борта вертолета, разбившегося в горах Алтая в 2009 году[20].
Результаты независимого расследования, проведенного председателем Духовного центра «Ак Жан» Акаем Кыныевым (в ходе поездки в Кош-Агачский район, где произошла авиакатастрофа, он опросил местных жителей, охотников и второго пилота Максима Колбина)[21]:
По мнению собственного корреспондента газеты «Известия» Сергея Теплякова, данная версия может являться заказной публикацией, сенсационные и малопроверяемые заявления которой призваны создать информационный шум для притупления восприятия реальной информации о событиях и для истощения внимания общества к данной теме[23].
← 2008 · Авиационные катастрофы и инциденты в 2009 году · 2010→ | |
---|---|
Катастрофа Ми-171 (9 января) — Авиакатастрофа в Махачкале (15 января) — Рейс 1549 US Airways (15 января) — Катастрофа Ми-24 (3 февраля) — Рейс 3407 Colgan Air (12 февраля) — Рейс 1951 Turkish Airlines (25 февраля) — Катастрофа Bell 407 (10 мая) — Катастрофа С-130 в Индонезии (20 мая) — Рейс 447 Air France (1 июня) — Катастрофа F-16 (22 июня) — Рейс 626 Yemenia (30 июня) — Рейс 7908 Caspian Airlines (15 июля) — Катастрофа Ми-8 (22 июля) — Рейс 1525 Aria Air (24 июля) — Авиакатастрофа Ту-142 (6 ноября) — Рейс 253 Northwest Airlines (25 декабря) |
Катастрофа Ми-171 на Алтае 9 января 2009.