26-05-2023
Рейс 168 VASP | |
Boeing 727-2A1 (212A) компании VASP |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
02:45 |
Характер | |
Причина |
Ошибка экипажа |
Место |
Сьерра-да-Аратана, близ Пакатубы, агломерация Форталеза (Бразилия) |
Координаты |
3°46′52″ ю. ш. 38°52′19″ з. д. / 3.78111° ю. ш. 38.87194° з. д. (O)(O) |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути | |
Пункт назначения | |
Рейс |
VA168 |
Бортовой номер |
PP-SRK |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
128 |
Экипаж |
9 |
Погибшие |
137 (все) |
Во вторник 8 июня 1982 года при заходе на посадку в аэропорт Форталезы потерпел катастрофу Boeing 727-212A компании VASP, в результате чего погибли 137 человек. На момент событий это была крупнейшая авиакатастрофа в Бразилии.
Участвовавший в происшествии Boeing 727-212A (правильное обозначение модели, согласно документации завода-изготовителя, также известна как 727-2A1) с серийным номером 21347 и порядковым 1282 был выпущен в 1977 году и свой первый полёт совершил 23 июля. На момент заказа его бортовой номер был 9V-SXA, но после выпуска сменился на 9V-SGA, а 30 августа самолёт поступил в компанию Singapore Airlines. 6 июня 1980 года авиалайнер был продан International Lease Finance Corporation (ILFC), где получил бортовой номер PP-SRK, после чего был сдан в лизинг бразильской VASP, где самолёты данной модели были известны как Super 200. Салон имел пассажировместимость на 152 места[1].
Экипаж состоял из 9 человек и имел следующий состав[1]:
Самолёт выполнял внутренний рейс VA168 из Сан-Паулу в Форталезу с промежуточной посадкой в Рио-де-Жанейро. Ясным вечером в понедельник 7 июня в 22:53 с 54 пассажирами на борту он вылетел из аэропорта Гуарульос, а примерно через 40 минут приземлился в аэропорту Галеан (Рио-де-Жанейро). Здесь на борт сели ещё около семи десятков пассажиров, а в баки было залито 22 тысячи литров топлива, после чего 8 июня в 00:12 с 9 членами экипажа и 128 пассажирами на борту Боинг вылетел из аэропорта в свой последний полёт и после набора высоты занял эшелон 330 (33 тысячи футов или 10 километров). Маршрут проходил над штатами Минас-Жерайс, Баия и Пернамбуку (Петролина)[1].
В 02:25 следующий по воздушному коридору UR-1 рейс 168 прошёл точку Рио-Форталеза, что в 140 милях (259 километров), когда диспетчер дал указания, что снижение будет производиться с эшелона 330 до высоты 5000 футов (1524 метра), с докладом о прохождении 10 000 футов (3048 метров). Согласно установленной схеме, снижение должно было производиться в 86 милях (159 километров) от аэропорта, но командир начал его выполнять при удалении 137 миль (253 километра). В результате высота 10 тысяч футов была пройдена на удалении больше установленного. В 02:37:25 второй пилот доложил диспетчеру о прохождении высоты 9000 футов (2743 метра) при удалении 55 миль (103 километра). Это было последнее радиосообщение с рейса 168. В 02:39:45 при проходе высоты 5800 футов (1768 метров) система GPWS выдала сообщение об опасной высоте, но командир его проигнорировал. В Форталезе в это время была пасмурная погода с нижней границей облачности около 600 метров (верхняя — около 6 километров), температура воздуха +24°C, слабый ветер, дождь, лёгкая дымка, видимость более 10 километров. Снизившись до высоты 5000 футов, командир увидел впереди яркие огни города, поэтому ошибочно решил, что аэропорт уже близко, в связи с чем продолжил снижение до высоты 1500 футов (457 метров), установленной для входа в глиссаду, и стал выполнять левый поворот для захода на посадку на ВПП 13[1].
В 02:42:45, когда высота составляла 3800 футов (1158 метров), второй пилот сказал: Вы видите, впереди нас похоже находятся горы?, но командир сказал, что ничего подозрительного не видит. Затем в 02:44:29 на высоте около 2300 футов (701 метр) прозвучало уже второе предупреждение об опасной высоте, но командир вновь его проигнорировал. В 02:44:59 летящий на высоте 1950 футов (594 метра) над уровнем моря Боинг на скорости 295 узлов (546 км/ч) ударился о деревья, при этом отделилась часть плоскости крыла, а через секунду в 02:45:00 врезался в склон горного массива Сьерра-да-Аратана ptru в 8 километрах от Пакатубы (агломерация Форталеза) и взорвался. Все 137 человек на борту погибли[1].
На момент событий по числу погибших катастрофа рейса 168 занимала первое место в Бразилии, на 2013 год — третье[2].
|
Катастрофа Boeing 727 под Форталезой.