23-10-2023
Киликийская резня (резня в Адане) — массовая резня армян вилайетов Адана и Аллепо 1—4 (14—17) и 12—14 (25—27) апреля 1909 года, организованная турецкими властями.
Содержание |
К 1907 году в Османской империи созрел заговор против султана Абдул-Хамида. Армейские офицеры, объединённые с турецкими националистами Ахмеда Ризы, стали основой партии Единение и прогресс (Иттихад, тур. İttihat ve Terakki). В этом новом качестве Ахмед Риза принял участие во втором Конгрессе Оттоманских либералов в конце 1907 года в Париже. Конгресс был созван партией Дашнакцутюн, которая предложила свои возможности для свержения Абдул-Хамида. В это же время в Македонии возникла угроза разоблачения заговора Иттихад, и в качестве защитной меры участвующие в заговоре армейские офицеры привели свои полки в Константинополь, требуя восстановления конституции. Лишенный поддержки военных Абдул-Хамид 24 июля 1908 года был вынужден согласиться с ультиматумом. Были объявлены конституционное правительство, свобода слова и собраний. Победа Иттихад воодушевила мусульманское и армянское население империи. Однако с первых же дней новый режим столкнулся с большими трудностями. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, Болгария провозгласила независимость, Крит заявил о союзе с Грецией. Кризис позволил сторонникам султана попытаться взять реванш, подняв мятеж в апреле 1909 года, но введение армейских корпусов в Стамбул успокоило ситуацию, Абдул-Хамид был низложен и сослан в Салоники[1].
Новые законы означали конец традиционного превосходства мусульман над армянами. Однако когда в Стамбуле сторонники Абдул-Хамида подняли мятеж, в Адане консервативно настроенные мусульмане напали на армян, которые составляли четверть населения города. Армянское население демонстративно отмечало конституционные свободы, данные христианам, что было неосторожным среди мусульманского населения и вызывало негодование последних. Дополнительную конфликтность придавал приток в Киликию армян, бежавших от резни 1890-х годов и мухаджиров, которые принимали значительное участие в нападениях. Устранение армян было также выгодно мусульманским торговцам, лишавшимся конкурентов. Разрешение христианам на ношение оружия привело к активному вооружению армянской части населения, что стало ответом на периодические убийства армян мусульманами. И армяне, и мусульмане обвиняли друг друга в массовом вооружении. Увеличение численности армян в Киликии привело к слухам о планах армян создать независимое государство. Столкновения начались 13 апреля 1909 года и переросли в погромы армянской части города и соседних деревень. Власти вмешались только через два дня, когда уже были убиты более 2000 армян. После десятидневного перерыва начались новые столкновения. Прибывшие в город армейские подразделения вместе с погромщиками напали на армянскую часть города, которая была полностью сожжена. Погромы прошли по всей Киликии, доходя до Мараша и Кессаба. Были вырезаны обычно державшиеся в стороне от националистических движений армянские католики и протестанты. Расследование событий было поручено парламентской комиссии, член которой Акоп Бабигян сообщил, что всего было убито 21 000 человек, включая 19 479 армян, 850 сирийцев, 422 халдея и 250 греков. В качестве наказания было повешено несколько мусульман и армян, однако настоящие виновники событий, губернатор области, армейский командир и местные чиновники не были наказаны, а пострадавшим армянам не была возвращена их собственность. Местные лидеры Иттихад участвовали в резне армян, однако о руководстве ими из Стамбула или о степени участия центрального правительства в этой резне нет точных сведений[1][2].
После конституционной революции 1908 года младотурки фактически признали захват земель армянского населения при Абдул-Хамиде, они также поощряли переселение мухаджиров на эти территории. После подавления стамбульского мятежа младотурки начали кампанию насильственного отуречивания населения и запретили организации, связанные с нетурецкими этническими целями. Политика отуречивания была утверждена на конгрессах Иттихад 1910 и 1911 годов. Это послужило последней каплей для Дашнакцутюн, которая, не сумев нейтрализовать шовинистическую фракцию Иттихад, вышла из союза с этой партией в мае 1912 года. Балканские войны 1912—1913 годов, потеря 150 тысяч квадратных километров европейской территории и четырёх миллионов жителей империи, этнические чистки, основными жертвами которых были мусульмане, приток большого числа беженцев, означали конец любого плюрализма в Иттихад. 400 000 мухаджиров было размещено в Анатолии, что привело к значительному преобладанию мусульман в империи, хотя в середине XIX века немусульмане составляли около 56 % её населения. Трагедия перемещённого мусульманского населения и безразличие окружающего мира к их проблемам фактически представляли модель решения национального вопроса, хотя прямой связи между мухаджирством и последующим геноцидом армян нет. Тем не менее эти события подсказали Иттихад способы решения демографических проблем в условиях войны, так в 1913-14 годах из островов Эгейского моря и западного побережья Анатолии в Грецию было выселено 130 000 этнических греков. В согласии с принятой концепцией «Национальная экономика» (тур. Millî İktisat) во время переговоров с Грецией по Эгейским островам в Турции был организован бойкот греческих магазинов, без какой-либо мотивации распространенный на армян и других немусульман, аналогичный бойкот произошел во время балканской войны 1913—1914 годов. Перестав сотрудничать с Иттихад, армянские политические партии снова получили возможность обращаться за поддержкой к европейским державам. При поддержке России в феврале 1914 года ослабленной Османской империи был навязан план, по которому предусматривалось создание двух зон из шести армянских областей и города Трапезунда, которые должны были управляться представителями европейских держав, согласованными с Портой. Для армян это было возможностью обеспечить гарантии безопасности в условиях усиливающейся дискриминации, включая новые грабежи мухаджиров. Для некоторых радикалов из Иттихад это решение стало последней каплей, армянам начали угрожать репрессиями, которые должны были затмить резню 1894—1896 годов[3][4][5].
Важным фактором киликийской резни было то, что она произошла в конституционном обществе, и фактически показала высокий уровень антиармянских настроений мусульманских масс. Тем не менее она не привела к разрыву между Иттихад и Дашнакцутюн, который произошёл только через несколько лет[6].
Геноцид армян в Викицитатнике? | |
|
||
---|---|---|
Предпосылки | Восточный вопрос (Армянский вопрос) • Пантюркизм • Первая мировая война • Распад Османской империи | |
События (1894—1922) | Хамидийская резня (Резня в Сасуне • Эрзурумская резня) • Захват Оттоманского банка • Младотурецкая революция · Киликийская резня • Красное воскресенье • Депортации • Операция «Немезис» • Резня в Смирне | |
Организаторы и участники | Абдул-Хамид II • Гамидии • Младотурки (Талаат-паша • Джемаль-паша • Энвер-паша) • Тешкилят-и Махсуса • Ататюрк | |
Сопротивление | Фидаи • Сасун (1894) • Зейтун (1895) • Сасун (1904) • Сасун (1915) • Ван • Муш • Муса-Даг • Урфа | |
Юридические аспекты | Геноцид • Признание • Отрицание • Военное преступление • Турецкий военный трибунал | |
Память | Геноцид в культуре • День памяти жертв Геноцида армян · «Простите нас» • Цицернакаберд | |
Связанные темы | Армянская диаспора • Западная Армения • Истребление христианских народов в Османской империи • Холокост |
|
|
---|---|
Акты геноцида | Геноцид армян · Геноцид ассирийцев · Геноцид понтийских греков |
Уничтожение армян | Резня 1876 года · Хамидийская резня (Резня в Сасуне · Эрзурумская резня) · Киликийская резня · Резня в Смирне |
Уничтожение греков | Греческая революция (Резня в Кидониесе · Самофракийский Холокост · Хиосская резня · Касосская резня · Псарская резня) · Резня в Смирне · Стамбульский погром |
Другие акции | Резня в Сирии · Резня болгар · Уничтожение фракийских болгар в 1913 году |
Статьи по теме | Восточный вопрос · Греко-турецкий обмен населением · Христианство в Турции |
Киликийская резня.