Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Самофракийский Холокост

23-10-2023

Самофракийский Холокост (греч. Το ολοκαύτωμα της Σαμοθράκης, сентябрь 1821 г.), истребление силами Османской империи населения греческого острова Самотраки, событие Освободительной войны Греции 1821—1829 гг.

Содержание

Самофракийский холокост в искусстве и историографии

Ника Самофракийская — один из самых известных экспонатов парижского Лувра. Там же, в Лувре, находится картина «После резни на Самотраки» (Après le massacre de Samothrace), написанная французским художником Αuguste Vinchon в 1827 г. и посвященная разрушению и истреблению населения этого греческого острова в 1821 г. Хотя само событие было известно с 1821 г., последующие подобные события большего масштаба и значения (Хиосская резня, Псарская резня и др.) оставили разрушение этого, незначительного тогда, греческого острова в тени. Так французский историк и путешественник Lacroix M. Louis посвящает всего две строчки этому событию : ..турки безжалостно разрушили этот остров во время освободительной войны Греции"[1] Две строчки посвящает событию и Верн, Жюль в своём единственном историческом романе «Архипелаг в огне»: «Остров Самофракия подвергся во время войны жестокому опустошению» и «В то время как Хиосу и Самофракии пришлось так много выстрадать от турок ..» [2].

События

Емкое греческое слово Холокост в 20 веке, через английский язык, получило узкое историческое значение и применительно к конкретному народу, но греческая литература и историография, применительно к событиям на этом острове, ещё с 19 века применяет именно этот термин [3]. Греческая революция разразилась в марте 1821 г. Появление 19 апреля единственного корабля с восставшего острова Псара было достаточным основанием для посвященного в Филики Этерия старейшины острова, Хадзис Георгис, для того чтобы провозгласить, что островитяне свободны и отказываются платить налоги султану.

Хадзис дал указание готовить укрепления, ожидая помощи греческого флота, но в действительности отряд защитников острова не превышал 50 человек.

1 сентября 1821 г. османский флот высадил войска. Хадзис и его отряд оказал сопротивление, но был перебит. Но турки не ограничились зачинщиками бунта.

Около 10 тысяч жителей острова было вырезаны и примерно столько же обращены в рабство и проданы на рынках Константинополя и Смирны (Измир).

Истребление населения продолжалось 30 дней, по истечению которых была объявлена амнистия. Однако поверившие в амнистию и покинувшие свои убежища в горах 700 самофракийцев были собраны и вырезаны в русле речки, которая с тех пор и носит имя Эфкас (700 на местном говоре — Εφκάς, επτακόσιοι).

С тех пор, когда самофракийцы говорят я не из 700 ,это означает я не легковерный [4].

После того как османские корабли, вывесив на реях 20 казненных самофракийцев, покинули остров, согласно выжившему священнику Г.Манолакис на нём продолжали жить 25-30 выживших семей .

Gr. Temple, посетивший остров через 13 лет, в 1834 г., писал что остров был опустошён и обезлюдел и что все здания оставались разрушенными . [5]. Пробитое штыком Евангелие, найденное в разрушенной церкви Богородицы, хранится в Афинском Национальном Историческом музее.

Самофракийские новомученики

В последующие годы на остров вернулись несколько сотен спасшихся островитян. Среди них были и обращенные в рабство и принявшие насильственно ислам. 5 из выживших и обращенных насильственно в ислам (Мануил Палогудас ,Михаил Киприос, Теодорос Калакос,Георгиос Курунис и Георгиос безымянный) в 1837 г. вернулись к православной вере. В результате все 5 были переправлены турками на материк где в селе Макри, недалеко от города Александруполис, были подвергнуты пыткам и умерщвлены. Память их почитается в воскресение Святого Фомы (Первое воскресение после Пасхи), а их останки хранятся в церкви Богородицы на Самотраки. [6].

Эпилог

Выжившие жители Самотраки с годами собрались на острове. К 1835 г. остров населяли 500 человек. К началу 20-го века остров населяли 3 тыс. человек, но коренные островитяне являются меньшинством сегодняшего населения острова.

Остров сегодня населяют в основном переселенцы с близлежаших островов Лесбос, Имброс, Тасос, Лемнос, из Фракии и малоазийского Кидониес (Айвалык). День Самофракийского Холокоста учреждён Афинской Академией только в 1980 г. и отмечается каждое 1 сентября.[7]

Ссылки

  1. [Lacroix M. Louis, Iles de la Grèce, Париж 1853 глава 372.]
  2. [Жюль Верн ,Архипелаг в огне, глава 10, Кампания в Архипелаге]
  3. [wwk.kathimerini.gr/kath/7days/1997/03/23031997.pdf]
  4. [Σόφη Ν. Παπαδημητρίου «ΣΑΜΟΘΡΑΚΗ», Βραβείο της Ακαδημίας Αθηνών 1981]
  5. [Travels in Greece and Turkey, and Mediterranean.By Major Sir Grenville Temple,Bart in two volumes.London Saunders and Otley,Conduit street 1843.том 1стр 102—119]
  6. [Этнологический музей Фракии: database.emthrace.org/…/events_index.cfm?… ]
  7. [Σαμοθράκη : Ιστορία, αρχαιολογία, πολιτισμός: Πρακτικά επιστημονικού συνεδρίου Σαμοθράκης, 1 & 2 Σεπτεμβρίου 2006 / Συλλογικό έργο · 1η έκδ. — Θεσσαλονίκη : Επίκεντρο . Πρόλογος: Στράτος Δορδανάς, Θεοφάνης Μαλκίδης. ISBN 978-960-458-168-9 ]

Источники

  • Γ. Λεκάκη «Σαμοθράκη — Ιερά νήσος», εκδ. «Ερωδιός»
  • Σαμοθράκη : Ιστορία, αρχαιολογία, πολιτισμός: Πρακτικά επιστημονικού συνεδρίου Σαμοθράκης, 1 & 2 Σεπτεμβρίου 2006 / Συλλογικό έργο · 1η έκδ. — Θεσσαλονίκη : Επίκεντρο . Πρόλογος: Στράτος Δορδανάς, Θεοφάνης Μαλκίδης. ISBN 978-960-458-168-9
  • Ημερολόγιο — Λεύκωμα της Θρακικής Εστίας, Τεύχος πέμπτον, Θεσσαλονίκη 1987—1988

Самофракийский Холокост.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06