24-05-2023
Город
|
Гянджа́, или Ганджа́ (азерб. Gəncə́) — второй по величине город в Азербайджане. В период с 1804 по 1918 год назывался Елизаветпо́ль, в 1918—1935 годах возвращено название Ганджа, в 1935 году переименован в Кироваба́д (в честь С. М. Кирова), в 1989 году восстановлено название Гянджа.
Гянджа расположена у подножия хребта Малый Кавказ. Город был известен как столица Гянджинского ханства. По площади и населению — второй город Азербайджана.
Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай бассейна Куры. Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку — Тбилиси, аэропорт.
Гянджа как административная территория включает в себя два городских района (Кяпазский — 178 500 жителей, Низаминский[2] — 164 500 жит.) и посёлок городского типа Аджикент с соответствующими органами местного самоуправления.
Гянджа возникла как поселение из-за благоприятного географического расположения на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 659—660 гг. (то есть во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей[3]. Согласно анонимной «Истории Ширвана и Дербента» («Дербенд-наме»), Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из арабского рода Йазидидов Ширвана, управлявших Азербайджаном, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы[4]. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком X века Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра[5] Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846—847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению[6]. Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» — у арабов, «гандза» — у грузин, «гандз» — у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганджа» или «Ганза» указывает на существование более древнего, доисламского города[7]. Отсюда Гянджа и носит прозвище «Город Сокровищ»[8].
Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656—661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII — начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV—XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII—XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни региона. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны, особое внимание уделяли укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX—X вв. в связи с ослаблением арабского халифата части территории современного Азербайджана входила в феодальные государства династий Ширваншахов, Саджидов, Саларидов, Раввадидов.
В середине X века Гянджа, находившаяся под властью иранской династии Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895—1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.
В середине XI века Арран подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи эмир Шавур из династии Шеддадидов согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века потомок Шавура Фадлун III, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.
В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, стала вассалом Грузии вплоть до вторжения монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 30 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр — Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием государства Ильдегизидов (Атабеков Азербайджана) Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.
XII—XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи — второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла свое прежнее преимущественно иранское население[10] и являлась одним из центров персидской культуры. Здесь творили выдающиеся классики персидской поэзии[11][12] как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви.
По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“[13]. Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу — монголо-татарское нашествие.
Вскоре после гибели Джалалэддина, в 1235 году, Гянджа была взята татаро-монголами. Согласно Гандзакеци, монголы в разных местах разрушили машинами стену.
Но никто из врагов [сразу] не вошёл в город, в полном вооружении они осаждали его в течение недели. Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. И никто из них не спасся, за исключением небольшого отряда хорошо вооружённых воинов в полном снаряжении, которые ночью пробили часть стены и убежали, и небольшой группы черни, которую задержали и подвергли пыткам, дабы они показали, где спрятаны сокровища. Позже кое-кого [из них] убили, часть угнали в плен, а сами стали рыться в пепелищах домов и взяли все, что нашли из спрятанного. (…)И таким безлюдным и разрушенным оставался город в течение четырёх лет, потом был дан приказ о его восстановлении. И начали понемногу собираться в нём [люди] и стали строиться, но городской стены не возвели[13].
В XVI—XVIII вв. Гянджа входила в состав государства Сефевидов, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Тахмасп I назначил Шахверди-султана из племени каджаров. Представители этого рода — династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом (при этом Нагорный Карабах оставались в руках его армянских правителей[14]), но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах[15]. В конце XVII века османский путешественник Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ — по русскому)[16][17] Количество армян было столь велико, что в планах восстановления независимости Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат[18]
В 1723 г. к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах.[19] Гянджа опустела, в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне — в Согнаги (то есть в Карабах)».[16].
Впоследствии Гянджа вновь вернула свое население, после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.
Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией, а войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России был захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.
Баня XVI века[20]
Гянджинская крепость. XVI век
Мавзолей последнего хана Гянджинского Ханства — Джавад Хана в Гяндже
Развалины дворца
20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 15 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских войск, участвовало до 700 ополченцев и добровольцев из других ханств — противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя — глинобитная и внутренняя — каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки осаждавшим удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа в 1804 году была переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны — супруги Александра I)[21]. Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия была вынуждена заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.
После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году — полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретийской губернии. В 1868 году город стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году был связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.
По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей, из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви[22], одна лютеранская церковь. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.
Елисаветполь первой половины XX века — город с преимущественно двухэтажными домами, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.
Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и азербайджанцами, называвшимися в то время азербайджанскими татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне — на правом берегу реки. Межэтнические столкновения также были в 1918—1920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, восстановившее историческое название города. Оно находилось здесь до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.
В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе начались армянские погромы. Местные армяне, используя компактность проживания, организовали двухнедельную оборону[23][24][25][26]. Усилиями Советской армии масштабное кровопролитие было прекращено. Армянское население было вынуждено покинуть город[27].
1825 | 1833 | 1840 | 1856 | 1897 | 1912 | 1915 | 1920 | 1923 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2003 | 2004 | 2011 | 2013 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10,8 | 11,1 | 7,8 | 10,9 | 33,6 | 59,6 | 63,4 | 40,7 | 38,9 | 57,4 | 98,9 | 116,1 | 189,5 | 231,9 | 278,0 | 302 | 320 | 316 | 322,9 |
(Тыс. чел.)
Климат Гянджи | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 22,8 | 25,0 | 28,0 | 35,6 | 39,5 | 39,2 | 42,0 | 40,5 | 38,8 | 33,4 | 28,0 | 23,3 | 42,0 |
Средний максимум, °C | 7,0 | 8,2 | 12,7 | 18,7 | 23,4 | 28,7 | 31,6 | 31,1 | 26,3 | 19,5 | 12,9 | 8,4 | 19,0 |
Средняя температура, °C | 3,2 | 3,9 | 7,8 | 13,4 | 18,1 | 23,2 | 26,2 | 25,6 | 21,1 | 15,0 | 8,9 | 4,7 | 14,3 |
Средний минимум, °C | 0,5 | 1,0 | 4,3 | 9,4 | 13,8 | 18,6 | 21,4 | 21,0 | 16,8 | 11,6 | 6,2 | 2,1 | 10,6 |
Абсолютный минимум, °C | −17,8 | −15,2 | −12 | −4,4 | 1,5 | 5,8 | 10,1 | 10,5 | 2,8 | −1,3 | −7,9 | −13 | −17,8 |
Норма осадков, мм | 8 | 12 | 24 | 31 | 40 | 32 | 17 | 15 | 15 | 24 | 16 | 7 | 241 |
Источник: Погода и климат |
Гянджа является одним из основных центров науки и образования в Азербайджане. В городе действуют 4 государственных высших учебных заведения: Азербайджанская государственная сельскохозяйственная академия, Гянджинский государственный университет (бывший педагогический институт), Азербайджанский государственный технологический университет и Гянджинское отделение Азербайджанского института учителей[28].
С 1 мая 1955 года по 2004 год в городе функционировала троллейбусная система.
В Гяндже функционирует гражданский аэропорт, получивший в 2007 году статус международного. Из Гянджи осуществляются рейсы в Киев, Москву, Нахичевань, Санкт-Петербург, Новосибирск и Стамбул[29].
В 2010 году в городе открылось генеральное консульство Турецкой Республики[34].
В 2014 году в городе открылось генеральное консульство Грузинской Республики.
Археологический музей
Здание мэрии
Памятник «Девочка и лебедь»
Центр города
Дом из бутылок в Гяндже
Парк «Ханский сад»
Лютеранская церквовь
Баня европейского стиля (азерб.)русск. XIX века
Канцелярия Джавад-хана
Армянская церковь Святого Саркиса
(Сегодня церковь функционирует как музей.)
Дом-музей Исрафила Мамедова
Улица Джавад-хана
Улица Джавад-хана вечером
Аллея Шахидов
Парк Низами Гянджеви
The post-Mongol historian Ḥamd-Allāh Mostawfī says that the Arab town of Ganja was founded in 39/659-60 (i.e., at the time of the first Arab incursions into eastern Transcaucasia) but gives no details (Nozhat al-qolūb, p. 91, tr. p. 93).
A passage of the anonymous Taʾrīḵ Bāb al-abwāb (extant in the Ottoman historian Monajjem-bāšī’s Jāmeʿ al-dowal) states that Ganja was founded in 245/859-60 by Moḥammad b. Ḵāled b. Yazīd b. Mazyad, of the family of Yazīdī governors in Šarvān, who was governor of Azerbaijan, Arrān, and Armenia for the caliph al-Motawakkel, and so-called because of a treasure unearthed there...
Moḥammad b. Ḵāled’s role as founder (or rather, as re-founder, see below) of Ganja is confirmed by the Armenian historian Movsēs Dasxurancʿi, where he says that the son of Xazr (for Xald, as explained by Marquart, p. 462) Patgos built Ganjak in the canton of Aršakašēn, with the date given in one manuscript as Armenian era 295/846-47 (bk. 3, ch. 20, tr. Dowsett, p. 218).
The Persian name Ganja/Ganza (<ganj “treasure, treasury”; see MacKenzie, p. 35) points, however, to there having existed a much older, pre-Islamic town there.
«Nizami Ganja’i, whose personal name was Ilyas, is the most celebrated native poet of the Persians after Firdausi. His nisbah designates him as a native of Ganja (Elizavetpol, Kirovabad) in Azerbaijan, then still a country with an Iranian population… .»
При персидской династии Сефевидов Карабах являлся одной из провинций (бегларбекство), где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а горы оставались в руках армянских правителей.
„Беглярбеком Ганджи Тахмасп I назначил Шахверди-султана, который начал собою целую династию беглярбеков Карабаха и Ганджи — династию Зияд-оглу из племен Каджар. Шахверди. кроме Ганджи и Карабаха, были подчинены Шамшадиль и Казах.“
Жителей в Елизаветполе в 1892 году насчитывалось 25 758 (татар-мусульман 13 392, армян 10 524), домов 4053, лавок 1000. Православных церквей 2, армяно-григорианских — 6, мечетей — 13; учебных заведений — 10 (в том числе гимназия), караван-сараев — 7; аптека — 1, типографий — 2, гостиниц — 4, клубов — 2 и бань — 7.
|
||
---|---|---|
Столица: Баку Агдам1 | Агдаш | Агдере | Агджабеди | Аджигабул | Агстафа | Аскеран1 | Астара | Ахсу | Бабек | Барда | Бейлаган | Белакен | Билясувар | Газах | Габала | Гах | Гёйчай | Геранбой | Гёйгёль | Гёйтепе | Гобустан | Горадиз | Губа | Губадлы1 | Гусар | Гянджа | Далимамедли | Дашкесан | Джалильабад | Джебраил1 | Джульфа | Евлах | Загатала | Зангелан1 | Зердаб | Имишли | Исмаиллы | Кедабек | Кельбаджар1 | Кюрдамир | Лачин1 | Ленкорань | Лерик | Лиман | Масаллы | Мингечевир | Нафталан | Нахичевань | Нефтечала | Огуз | Ордубад | Саатлы | Сабирабад | Салян | Самух | Сиазань | Сумгайыт | Товуз | Тертер | Уджар | Физули1 | Ханкенди1 | Хачмаз | Ходжавенд1 | Ходжалы1 | Худат | Хызы | Хырдалан | Шабран | Шамкир | Шарур | Шахбуз | Шеки | Шемахы | Ширван | Шуша1 | Ярдымлы |
||
1населённый пункт контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой. |
Кировабад (Азербайджан).