Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Климов, Владимир Яковлевич

05-06-2023

Владимир Яковлевич Климов
Дата рождения:

11 (23) июля 1892(1892-07-23)

Место рождения:

Москва, Российская империя

Дата смерти:

9 сентября 1962(1962-09-09) (70 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

 Российская империя
 СССР

Научная сфера:

аэрогазодинамика

Место работы:

КБ (им. Климова)

Альма-матер:

МВТУ имени Н. Э. Баумана

Награды и премии


Влади́мир Я́ковлевич Кли́мов (1892—1962) — советский учёный в области авиационного моторостроения, конструктор авиационных двигателей, генерал-майор инженерно-технической службы (1944), академик АН СССР (1953). Дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).

Содержание

Биография

Бюст В.Я Климова в Москве
На площади Академика Климова в Санкт-Петербурге

В. Я. Климов родился 11 (23) июля 1892 года в Москве. С 1918 года, после окончания МВТУ имени Н. Э. Баумана, работал начальником отдела авиационных двигателей Высшего совета народного хозяйства, затем занимал различные руководящие должности в научно-исследовательских институтах и на авиационных заводах, а также преподавал в МВТУ, ВВИА имени Н. Е. Жуковского, МАИ имени С. Орджоникидзе.

Одновременно участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 и др. (19251927) и первого, самого мощного в то время (ок. 650 кВт (880 л. с.)), 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (19251930). С 1935 года — главный конструктор авиационных двигателей. К середине 1930-х годов организует производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30 % больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А. Н. Туполева и А. А. Архангельского.

В конце 1930-х — начале 1940-х под руководством Климова создаётся ряд мощных серийных двигателей (М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108), оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 конструкции В. М. Петлякова и истребителях конструкции А. С. Яковлева, прославившихся в сражениях Великой Отечественной войны. В послевоенный период в ОКБ под руководством Климова разработан ряд воздушно-реактивных двигателей. В 19471949 создаются первые отечественные двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов. В 1951 году на основе английского двигателя «Nene» был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях.

В ходе научных исследований и конструкторской работы Климовым были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях ТРД. Климов внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и др. вопросов двигателестроения.

Депутат ВС СССР второго созыва (1946—1950)

В. Я. Климов умер 9 сентября 1962 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

В 2002 году именем В. Я. Климова была названа улица в Шевченковском районе города Запорожье[1]. Также в Запорожье есть парк академика Климова[2].

Во время Великой Отечественной войны В. Я. Климов внёс большой вклад в Фонд обороны:

МОСКВА, КРЕМЛЬ ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ
Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить немецко-фашистских захватчиков, я отдал свои денежные сбережения в сумме 73 тысяч рублей в фонд строительства эскадрильи самолётов.
Главный конструктор завода Герой Социалистического Труда КЛИМОВ

Главному конструктору завода Герою Социалистического Труда тов. КЛИМОВУ
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Климов, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Известия», 4 марта 1943

Награды и премии

Сочинения Климова

  • Атлас конструкций авиационных моторов. Ч. 1—2. М.—Л., 1935—1938.

Источники

  •  Климов, Владимир Яковлевич на сайте «Герои страны»
  • Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1979. — Т. 4. — 654 с. — (в 8-ми т). — 105 000 экз.
  • В. Я. Климов. Герой Социалистического Труда, генерал-майор инженерно-авиационной службы. — «Техника воздушного флота», 1944, № 11—12.

Примечания

  1. «Вулиці Запоріжжя — дзеркало історії». Літера «А»
  2. Шевченковский район: красота, но не везде // Миг. — 24.06.2010. — № 25. — С. 38.

Климов, Владимир Яковлевич.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06