Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

М-103 (двигатель)

19-08-2023

Винтомоторная группа бомбардировщика СБ

M-103 — авиационный поршневой четырёхтактный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения конструкции В. Я. Климова. Является модернизированым вариантом двигателя М-100 — лицензионной версии двигателя Hispano-Suiza 12Y (англ.)русск.. Двигатель устанавливался на скоростных бомбардировщиках СБ, а также многих серийных и опытных самолетах: Сталь-7, Сталь-11, ПС-41, ВИТ, ЦКБ-19.

Основные отличия от базового двигателя М-100А заключались в увеличении характеристик двигателя, при сохранении габаритных характеристик: увеличение мощности на 100 л.с. (взлетная мощность 850 л.с.) и увеличение высотности до 4000 м. Изменения достигались за счет:

  • перевода двигателя на более высокооктановое топливо — 92 вместо 85;
  • увеличения степени сжатия с 6 до 6,6;
  • форсирование по оборотам и наддуву со снятием ограничений по времени работы на этом режиме;
  • изменения передачи к ПЦН (приводной центробежный нагнетатель) с 10 до 11.

Поскольку двигатель имел усиленный блок цилиндров и новые колечатые вал и поршни, то масса двигателя возросла на 20 килограммов и составила 500 килограммов.

Двигатель был разработан в 1936 году и в октябре того же года был готов для проведения испытаний. Однако оба опытных двигателя не прошли их из трещин в блоке цилиндров. Повторно двигатель был представлен на испытания уже в 1937 году. После окончания испытания двигатель был запущен в производство на Рыбинском заводе № 26, где до окончания производства в 1942 году было выпущено 11 681 экземпляров.


М-103 (двигатель).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06