14-10-2023
Бронция Коллер-Пинель | |
нем. Broncia Koller-Pinell | |
Бронция Коллер-Пинель около 1900 года |
|
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Страна: | |
Жанр: |
портрет, натюрморт |
Стиль: | |
Викискладе |
Бронция Коллер-Пинель (нем. Broncia Koller-Pinell; 25 февраля 1863, Санок — 26 апреля 1934, Обервальтерсдорф) — австрийская художница, работавшая в стиле экспрессионизма и специализировавшаяся на портретах и натюрмортах.
Бронция (Бронислава) Пинелес (нем. Pineles) родилась 25 февраля 1863 года в городе Санок, на территории современной Польши, в сефардской еврейской семье. Её отец, Саул Пинелес (1834, Тысменица — 1903, Вена), являлся военным инженером (проектировщиком военных укреплений); мать — Хая (Клара) Херциг (1834—1910)[1]. В 1870 году Бронция вместе со своей семьёй переехали в австрийскую столицу — Вену. Здесь её отец занялся бизнесом и сменил фамилию на «Пинель». В Вене Бронислава брала частные уроки живописи у Алоиса Делуга[2].
В 1885 году состоялась первая публичная выставка Бронции Пинелес. В течение последующих пяти лет она училась в Мюнхене, в «Дамнакадемии» Мюнхенской ассоциации художников[de], под руководством Людвига фон Гертериха[1]. После окончания курса она приняла участие в художественных выставках в венском Кюнстлерхаусе, а также в Мюнхене и Лейпциге[2].
В 1896 году, несмотря на возражения со стороны своей семьи, Бронция вышла замуж за электрофизика, доктора Уго Коллера. Муж Бронции был католиком, поэтому их дети воспитывались как христиане — но сама она вероисповедание никогда не меняла[1]. Первоначально молодая семья жила в Зальцбурге и Нюрнберге, но вскоре — в 1902 году — вернулась в Вену. После этого Коллер-Пинель была принята в члены Венского сецессиона, объединения художников эпохи ар-нуво[2].
В 1904 году Бронция унаследовала дом в Обервальтерсдорфе. Вскоре семья переехала в него: особняк декорировали участники Сецессиона Йозеф Хоффманн и Коломан Мозер. Затем Коллер-Пинель основала собственный салон, который приобрёл определённую популярность: его часто посещали Эгон Шиле, Антон Файстауэр и Альберт Пэрис Гютерсло[2][1].
Художественное развитие Коллер-Пинель происходило под стилистически влиянием Густава Климта, но она также была знакома и с международными, особенно французскими, тенденциями своего времени. Тематически она по преимуществу была сосредоточена на пейзажах, натюрмортах и портретах, но также неоднократно изображала и религиозные (преимущественно, христианские) темы. К последним относятся такие её работы как «Авраам и Три Ангела», «Полёт» или «Вторая половина дня с бабушкой» — на последней была изображена Мадонна с ребёнком, распятие и молитвенные бусы[1].
Бронция Коллер-Пинель скончалась 24 апреля 1934 года в Обервальтерсдорфе[1] (по другим данным — в Вене[2]).
Женщина с голубым платком
(дата неизвестна)
Сильвия Коллер с птичьей клеткой
(ок. 1905)
Сидение
(1907)
Натюрморт с красным слоном
(ок. 1920)
Портрет Фридриха Экштейна
(1920-е)
Муж Коллер-Пинель, Руперт (1896—1976), стал дирижером и был на короткое время женат на Анне Малер[en]. Её дочь Сильвия (1898—1963) пошла по стопам матери и тоже стала художницей. Брат — Фридрих (Мендл-Шлойме) Пинелес (1868—1936), профессор внутренних болезней, был некоторое время женат на психоаналитике Лу Саломе[1].
Коллер-Пинель, Бронция.