23-10-2023
Конан | |
«С загорелого до черноты лица сквозь упавшую на лоб чёрную прядь волос проницательно смотрели голубые глаза» (рис. Марка Шульца) |
|
Первое появление |
Феникс на мече (1932) |
---|---|
Создатель | |
Исполнение | |
Информация | |
Прозвище |
Амра |
Род занятий |
король Аквилонии, пират, наемник, военачальник, авантюрист, вор |
IMDb |
ID 0008154 |
Конан на Викискладе
|
Конан (англ. Conan) — вымышленный воин-варвар из Киммерии. Персонаж книг, комиксов, кинофильмов и компьютерных игр, один из наиболее популярных фантастических персонажей XX века. Придуман и описан Робертом Ирвином Говардом в цикле повестей о Хайборийской Эре, написанных в жанре фэнтези и издававшихся в журнале «Weird Tales».
После смерти Говарда серия произведений про Конана по инициативе Лайона Спрэга де Кампа и Лина Картера была продолжена другими литераторами и в настоящее время насчитывает многие десятки томов. Среди авторов, писавших о Конане, — Роберт Джордан, Пол Андерсон, Стив Перри. Ряд российских писателей также издали книги о Конане и Хайбории под иностранными псевдонимами (Олаф Бьорн Локнит, Поль Уинлоу, Дуглас Брайан).
Внешность Конана описывалась Говардом часто и подробно. Это высокий, мускулистый человек с длинными чёрными волосами и ярко-синими глазами. Бороды и усов Конан не носит. Конан ловок и проворен, гибок «подобно дикой пантере», привлекателен для женщин. Он хорошо владеет большинством видов оружия, в книгах использует, как правило, топор или меч. Одежда Конана, не считая доспехов, меняется в зависимости от текущей профессии и места жительства — как правило, он приспосабливается к местной военной моде. Вопреки распространённым иллюстрациям, в частности, Фрэнка Фразетты и Луиса Ройо, Конан появлялся полуобнажённым лишь несколько раз.
Говард приписывает Конану способности прирождённого лидера и полководца. Он быстро завоёвывает расположение воинов и одерживает победы, командуя ими. Но, как правило, Конану не удаётся сохранить плодов своих побед. При этом киммериец почти не амбициозен: будучи в подчинении у других, он исполняет их приказы и легко оставляет даже перспективную службу, едва она ему надоест. Конан имеет пристрастие к красивым женщинам и выпивке, что нередко оборачивалось против него.
Несмотря на свое варварское происхождение, Конан неплохо образован. Он знает все основные языки Хайбореи и умеет на них читать.[1] Также Конан — знаток географии и составитель карт. С детства Конан исповедовал традиционную для киммерийцев веру в воинственного бога Крома[2]. Однако в поздний период он признавался в симпатии к культам Митры и Асуры. В рассказе «Чёрный Колосс» бог Митра сам указывает на Конана как на своего избранника для защиты королевства Хорайя.
Следует добавить, что образ главного героя сильно трансформировался под пером различных авторов, в разные десятилетия писавших «Сагу».
Оригинальный Конан, рождённый в творчестве отца-основателя серии Роберта Говарда, далёк от сглаженного идеализированного героя приключенческой литературы, он не брезгует преступными промыслами, воровством и пиратством, склонен к вспышкам неконтролируемого гнева и к чёрной меланхолии, которую топит в вине. Он хвастается кровожадностью, которую проявлял в войнах, мстит своим обидчикам с крайней жестокостью, не слишком разборчив в средствах, груб, резок на словах, иными словами, довольно сильно напоминает исторических «варваров» (викингов, германцев времен крушения Римской империи и т. п.). Конану не чужд и расизм, явно характерный для Говарда (в посмертно опубликованной повести «Драгоценности Траникоса» Конан спасает от пиктов двух своих врагов, мотивируя это тем, что не может позволить цветным дикарям убить хайборийцев). При этом ему присущ свой кодекс чести, от которого он никогда не отступает, и своеобразное обаяние, грубое, но действенное чувство юмора. Конан Говарда скорее прославлял собой грубую первобытную силу и живучесть, особенно заметную на фоне «цивилизованных» людей, и уж точно не являлся «борцом со злом».
Однако с возрастом (тут Говард проявил нехарактерный для авторов фэнтези «психологический реализм») Конан существенно меняется. Захватив трон ради своих амбиций, «узурпатор» постепенно проникается подлинной ответственностью за судьбы страны и правит справедливо, снижая налоговое бремя и заботясь о безопасности своих подданных. Иными словами, несмотря на фрагментарность творчества Говарда, герой претерпевает вполне очевидные метаморфозы: из свирепого, дикого юнца, наводящего страх на дно «города воров», — в умудренного жизнью полководца и монарха.
Однако в творчестве последователей Конан претерпевал самые разные метаморфозы, сохраняя только внешние приметы оригинала: необычную внешность (сочетание смуглой кожи и чёрных волос с синими глазами), исполинскую физическую силу и виртуозное мастерство в обращении с оружием, присловье «клянусь Кромом» да большую любовь к женскому полу.
В остальном же в зависимости от «видения» новым автором варвар превращался то в рыцаря-паладина, сражающегося с потусторонним злом, то в лишённого чести и совести проходимца с замашками, напоминающими современных уголовных преступников, то в комического недотёпу, наделенного чудовищной физической силой при весьма скудном рассудке, а то и вовсе в без пяти минут современного интеллектуала, склонного между кровавыми сражениями предаваться размышлениям о природе насилия.
Конан — сын киммерийского кузнеца, родился прямо на поле боя. Участвовал в битвах с тех пор, как смог держать в руках меч, и в 14 лет первым поднялся при штурме на стену крепости Венариум. Примерно в 18 лет попал в плен, вскоре бежал и отправился в странствие по миру, лишь ненадолго посетив Киммерию.
Одно время Конан назывался предводителем казаков с реки Запорожка:
|
Несколько лет Конан был пиратом, прославившись среди жителей Чёрных королевств как Амра (Лев). После гибели его пособницы Белит и их команды сошёл на берег и стал наёмником. Служил сперва под началом принца Амальрика, вскоре сам стал военачальником, часто меняя хозяев. После свержения королевы Тарамис, у которой он служил, стал вождём кочевников. Враждовал с Туранскими властями. Позднее люди Конана были разбиты войсками царя Йездигерда, и их атаман некоторое время бродил по южным землям в поисках сокровищ.
Вернувшись на север, Конан завербовался в армию Аквилонии и покрыл себя славой, сражаясь против пиктов, быстро дослужившись до генерала. Король Нумедидес, опасаясь его растущей популярности, бросил киммерийца в тюрьму Железная Башня. Конан бежал и вместе с бароном Троцеро возглавил мятеж, закончившийся свержением и убийством Нумедидеса. После чего варвар был коронован как Конан I и правил Аквилонией до старости (с небольшим перерывом — см. «Час Дракона»), несмотря на многочисленные покушения и заговоры.
Художественные фильмы:
В 1982 и 1984 годах о Конане были сняты два фильма, благодаря исполнению главной роли в которых прославился Арнольд Шварценеггер:
Фильм «Конан-варвар» не является экранизацией каких-либо книг и обладают полностью новым, самостоятельным сценарием, хотя и использующим некоторые идеи и сцены из книг Говарда и некоторых других книг. Фильм «Конан-разрушитель» снят по книге Роберта Джордана «Рог Дагота». Третьим, завершающим фильмом должен был стать «Конан-завоеватель» (англ. Conan the Conqueror), основанный на повести Говарда «Час дракона», где Конан становится королём Аквилонии. Однако Шварценеггер отказался участвовать в этом фильме, а выбранный взамен Кевин Сорбо не хотел играть чужую роль. В результате задуманная трилогия осталась незаконченной. Сценарий переделали, заменив Конана на другого героя Говарда — Кулла из Атлантиды, а фильм назвали «Кулл-завоеватель» (1997).
В 2011 году[3] была снята ещё одна версия «Конана-варвара» от режиссёра Маркуса Ниспела. В главной роли снялся Джейсон Момоа («Звёздные врата. Атлантида», «Игра престолов»).
О Конане также снят телесериал с Ральфом Мюллером в главной роли и два анимационных сериала — «Приключения Конана-варвара» и «Конан и молодые воины». Готовится к выходу полнометражный мультипликационный фильм «Red Nails» («Гвозди с красными шляпками») по одноимённому рассказу Роберта Говарда.
Готовится к выходу также новый фильм о Конане с Арнольдом Шварценеггером в главной роли — «Легенда о Конане» (англ. The Legend of Conan), ожидаемое время выхода — 2015 год.[4]
Мультсериалы:
Компьютерные игры:
Компании Paradox и Digital Development Management собираются создать новую видеоигру про Конана.
Книги о Конане не имеют сквозного сюжета и точной последовательности. В основном это повести об отдельных приключениях в разных частях света, не связанных друг с другом. По косвенным признакам — упоминаниям о предыдущих приключениях, возрасте Конана, отдельных сквозных персонажах — библиографы составляют последовательности для чтения, а Лайон Спрэг де Камп и Лин Картер даже написали соединительные предисловия к повестям. Тем не менее, в деталях эти последовательности часто разнятся.
Часть повестей и рассказов опубликованы посмертно.
Доработаны и опубликованы посмертно:
В 1990-е и 2000-е годы «Сага о Конане» стала очень популярна в России. Издательства «Северо-Запад», «Тролль», АСТ и «Северо-Запад Пресс» выпустили уже более ста томов «Саги». Большинство произведений написаны отечественными фантастами, в частности, Мартьяновым, Глумовым, Хаецкой и другими.
Фактически заложенный Говардом канон жанра остается единственным, с которым работают фэнтези-авторы. Разумеется, не все подражают Говарду, и наряду с подражательскими, эпигонскими произведениями, «продолжающими традиции» Говарда, существует немало «боевого фэнтези», спорящего с «конаническим» подходом к жанру, полемизирующего, осмеивающего штампы «Саги», «смотрящего под иным углом», но не в силах вырваться из-под влияния заложенного в повестях Говарда о Конане стандарта жанра. Тонгор из романов Линна Картера — не слишком оригинальный слепок с Конана, Мрак авторства Юрия Никитина — «русифицированный», вернее, даже обрусевший Конан, Элрик Мелнибонейский, «антигерой» Майка Муркока, — отчётливый «анти-Конан», Друсс — Легенда из «Дренайского Цикла» Дэвида Гэммела — непрерывная полемика с Конаном и Говардом.
Это заготовка статьи о литературном персонаже. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
Конан.