22-06-2023
Конан-варвар | |
Conan The Barbarian | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
Сценарий: |
В главных ролях |
Джеймс Эрл Джонс |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
129 мин. |
Бюджет | |
Сборы | |
Страна | |
Язык | |
Год | |
Следующий фильм | |
IMDb |
ID 0082198 |
«Ко́нан-ва́рвар» (англ. Conan the Barbarian) — фильм 1982 года в жанре фэнтези. Он рассказывает о киммерийце Конане, персонаже повестей Роберта И. Говарда, которые издавались в 1930-х годах в pulp-журналах. Действие фильма разворачивается в вымышленной доисторической эпохе. Адаптированный сюжет был написан режиссёром Джоном Милиусом; продюсером фильма является Дино Де Лаурентиис, а композитором — Бэзил Поледурис. Главные роли сыграли Арнольд Шварцнеггер и Джеймс Эрл Джонс. В центре сюжета — история молодого варвара Конана, который пытается отомстить верхновному жрецу Талса Думу за смерть своих родителей.
Кассовые сборы Конана-варвара составили более 68 миллионов долларов по всему миру. Учёные и журналисты интерпретировали сюжет фильма как развитие темы фашизма и индивидуализма, причём отношение к фашизму в фильме негативное. Критики отрицательно отозвались об игре Шварцнеггера и сценах насилия. Однако несмотря на это, Конан-варвар стал очень популярен среди подростков мужского пола, а Шварцнеггеру принёс мировую известность. Фильм получил премию «Сатурн» и 8 номинаций. В 1984 году было снято продолжение — фильм «Конан-разрушитель» режиссёра Ричарда Флейшера. Попытка снять третий, заключительный фильм «Конан-завоеватель» не удалась, подготовленный сценарий был переделан с заменой Конана на Кулла-атланта, после чего фильм был выпущен под названием «Кулл-завоеватель» (1997). В 2011 году появился римейк Конана-варвара с Джейсоном Момоа в главной роли.
Содержание |
Идея снять фильм о Конане появилась ещё в 1970-х годах; в 1975 году Эдвард Р. Прессман (англ.) и Эдвард Саммер (англ.) начали подготовку к съёмкам. Им потребовалось два года для получения права на съёмки, после чего они выбрали Арнольда Шварцнеггера на главную роль и Оливера Стоуна для написания сценария. Однако у Прессмана не было денег для работы над проектом, и в 1979 году, когда большинство киностудий отказались инвестировать съёмки фильма, он продал проект Дино Де Лаурентиису. Джона Милиуса пригласили в качестве режиссёра, и он переписал сценарий Стоуна.
Съёмки проходили в течение пяти месяцев в Испании недалеко от Мадрида и в провинции Альмерия. Декорации, созданные Роном Коббом (англ.), основывались на культуре Тёмных веков и на рисунках Фрэнка Фразетты. Милиус решил воздержаться от использования оптических спецэффектов, предпочитая реализовывать свои идеи с помощью механических конструкций и оптических иллюзий. Шварцнеггер исполнил бо́льшую часть трюков самостоятельно, а два меча, которыми он сражался, были изготовлены специально для фильма и стоили 10 000 долларов каждый. Редакторская работа заняла больше года; некоторые сцены насилия были вырезаны.
Действие фильма происходит в Хайборийскую эру (вымышленный период времени). Будучи обычным киммерийским мальчиком, Конан слушает рассказ своего отца о секрете стали и о боге Кроме. Вскоре после этого воинственный отряд, возглавляемый Тулса Думом, нападает на деревню Конана и уничтожает её. Торгрим, помощник Дума, убивает жителей с помощью гигантского молота, дрессированные собаки убивают отца Конана, а Рексор, второй помощник Дума, крадёт меч отца Конана. Мать Конана обезглавлена Думом прямо на глазах у маленького Конана. Всех выживших детей из деревни продают в рабство.
Спустя несколько лет принудительных работ на «Колесе боли», повзрослевший и необычайно сильный Конан начинает постигать искусство боя, участвуя в гладиаторских боях. Его хозяин дарует ему свободу. Конан находит меч в могильном кургане и спасает от ведьмы Арканийского лучника Субатая. Вместе они отправляются в город Замору (именно там, по словам ведьмы, Конан должен найти то, что он ищет). Попав в город, они узнают о культе Змеи и решают проникнуть в их храм, находящийся в городе. Возле храма они встречают девушку-амазонку Валерию, и вместе отправляются внутрь.
В храме Конан крадёт огромный драгоценный камень, именуемый «Глаз Змеи». Ему случайно попадается на глаза эмблема двух змеиных голов под солнцем, и он понимает, что культ Змеи связан с воинами, напавшими на его деревню. Конан, Субатай и Валерия спасаются бегством. Конан дарит «Глаз Змея» Валерии, они проводят ночь вместе. Наутро их арестовывает королевская стража. Король Озрик возвращает ворам свободу, но в обмен просит возвратить его дочь, попавшую под влияние культа. Конан в одиночку отправляется к Горе Власти — месту, где находится главный храм Тулса Дума.
Добравшись до Горы Власти, Конан переодевается в одежду прислужника культа Змеи, но стражники разоблачают его. Конана избивают Рексор и Торгрим, а Тулса Дум демонстрирует Конану силу плоти, приказав молодой девушке спрыгнуть с большой высоты. После этой короткой беседы Тулса Дум приказывает распять Конана на Дереве Скорби, однако друзья спасают его. Они просят волшебника Акиро излечить Конана. Он соглашается.
Воры ночью проникают в пещеру главного храма, похищают принцессу и с боем вырываются наружу. Дум стреляет в Валерию отравленной стрелой, и она умирает на руках у Конана. Он сжигает её тело, предварительно забрав «Глаз Змея». Затем он готовится к бою с армией Дума. Конан и Субатай окружают холм кольями, ставят ловушки, а на видном месте привязывают принцессу.
Отряд Тулса Дума попадает в засаду, герои истребляют вражеских воинов одного за другим. Торгрим погибает, попав в ловушку, а Рексор убит Конаном. Во время поединка между Конаном и Рексором на помощь Конану приходит дух Валерии. После боя Конан возвращает себе меч своего отца со сломанным лезвием. Поняв, что бой проигран, Тулса Дум стреляет в принцессу отравленной стрелой. Субатай спасает принцессу от стрелы колдуна, она окончательно приходит в себя.
Принцесса помогает Конану незаметно проникнуть в храм Тулса Дума. Дум пытается загипнотизировать Конана, но ему это не удаётся. Конан обезглавливает Дума мечом своего отца, а голову сбрасывает вниз. Адепты Дума расходятся, Конан поджигает храм и возвращает принцессу домой.
В 1980 году продюсеры начали рекламную компанию в поддержку фильма. Постеры были развешены в кинотеатрах по всему США. Для плакатов использовались рисунки Фрэнка Фразетты, которые были представлены на обложке романа Конан искатель приключений (англ. Conan the Adventurer) 1966 года[3][4]. Лаурентиис хотел, чтобы Конан-варвар вышел на экраны на Рождество 1981 года[5], но представители компании Universal потребовали продолжить редакторскую работу после того, как они посмотрели предварительную версию фильма в августе. Инсайдер из Голливуда сказал, что они были озабочены сценами насилия в фильме. Премьера была отложена до следующего года для внесения необходимых изменений[6]. Был вырезан ряд сцен из начала фильма (нападение Тулса Дума на деревню), в частности, крупный план отрубленной головы матери Конана[7]; после внесённых изменений композитору Бэзилу Поледурису пришлось срочно адаптировать написанный саундтрек[8]. В окончательный вариант фильма также не попал эпизод, в котором Суботай убивает монстра на вершине Башни змей, а также сцена, в которой Конан отрубает руку карманнику на базаре[9]. Милиус планировал, что длительность фильма составит 140 минут, однако финальная версия длилась 129 минут[10]. По словам Рона Кобба, расходы на съёмки фильма составили почти 20 миллионов долларов к моменту завершения проекта[11].
19 февраля 1982 года в Хьюстоне, штат Техас, было показано небольшое превью фильма. В последующие месяцы подобные превью были показаны в 30-ти городах по всей стране. В Вашингтоне любители кинематографа образовали длинные очереди на улицах, из-за которых стали появляться автомобильные заторы. Билеты в Денвере были очень быстро распроданы; в Хьюстоне более 1000 человек не успели приобрести билеты. Большинство людей, пришедших на просмотр превью, были мужчинами. Один из них отметил: «Бо́льшая часть аудитории состояла из них белых людей с короткой стрижкой; возраст соответствовал учащимся колледжа или университета. Это были не панки или рокеры, но очень многие из них были мускулистыми»[12]. 16 марта состоялась мировая премьера в Fotogramas de Plata на ежегодной церемонии награждения в Мадриде[13]. Месяц спустя фильм вышел на экраны Испании и Франции[14][15]. Распространением фильма за рубежом занималась корпорация 20th Century Fox[16]. Изначально Universal планировала, что премьера фильма в США состоится на выходных перед Днём памяти[17] — в это время начинается летний сезон и учебные заведения закрываются на долгие каникулы[18]. Однако во избежание конкуренции с другими ожидаемыми высокобюджетными фильмами, было решено перенести дату первого показа. Таким образом, 14 мая 1982 года фильм вышел экраны в 1 400 кинотеатрах по всему США[17].
Фильм получил смешанные отзывы критиков. Профессор Ганден отметил, что «на каждое положительный отзыв о фильме приходится два отрицательных»[19]. Эту ситуацию наглядно иллюстрируют мнения Роджера Эбера из Chicago Sun-Times (англ.) и Ричарда Шикела (англ.) из Time. Эбер назвал Конана-варвара «великолепное фэнтези для замкнутых подростков»[20], тогда как Шикел охарактеризовал фильм как «Star Wars для психопатов; глупый и отупляющий»[21].
Во время выпуска Конана газеты и журналы были склонны осуждать сцены насилия в голливудских фильмах; обычно в боевиках герой достигал своей цели путём уничтожения всех на своём пути[22][23]. Конан подвергся особенно активно критике за сцены насилия[16][23], которые Джек Кролл из Newsweek назвал «безрадостными и неприятными»[24]. В одной из статей для San Francisco Chronicle Стю Шрайберг посчитал, что всего в фильме было убито 50 человек[25]. Однако ряд других критиков имел другое мнение насчёт этих сцен. Так, Дэвид Денби (англ.) писал в своём обзоре для журнала New York Magazine, что сцены насилия — это одна из немногих положительных сторон фильма; тем не менее, такие эпизоды, как обезглавливание матери Конана не несут никакой смысловой нагрузки[26]. С другой стороны, Винсент Кэнби, Карлос Кларенс (англ.) и Паскаль Мэригью были единодушны в своём мнении касательно того, что сцены насилия не оправдали их ожиданий: замысел фильма и романы Говарда предполагали более жестокие эпизоды[27][28][29]. По мнению Пауля Сэммона, вырезание сцен для смягчения некоторых жестоких эпизодов привело к тому, что они стали «похожими на мультяшные»[10]. Сравнение с повестями Говарда также породило противоречивые мнения. Дэнни Пири и Ричард Шикел ожидали, что фильм, основанный на повестях и комисках будет лёгким или шаблонным; введение Милиусом ницшеанской идеологии, по их мнению, оказалось неподходящим решением[30][21]. Другие журналисты не были впечатлены тем, как Милиус воплотил идеи романов; Джеймс Уолкотт назвал его тяжёлым для восприятия, а Джек Кролл отметил, что сюжету не хватило содержательности[24][31]. Однако темы индивидуализма и язычества нашли поддержку среди зрителей; идея воина, который полагается только на своё мастерство и воли преодолеть все преграды на своём пути, понравилась многим молодым людям[32]. Уолкотт писал в Texas Monthly (англ.), что эти идеи привлекают «98-фунтовых слабаков, которые хотят втоптать в песок своих обидчиков и увидеть, как у крошки в бикини от восторга перехватит дыхание»[31]. Кролл считает, что аудитории понравилось насилие и резня, но к «философской начинке» многие отнеслись скептически[24]. Кроме того, преданным фанатам творчества Говарда не понравился созданный в фильме образ Конана. Также возникли разногласия касательно происхождения главного героя, так как в своих повестях Говард иначе описывал детство Конана[33]. Точку зрения этих фанатов поддерживает Керри Броугер[34], но Дерек Элли, Кларенс и Сэммон утверждали, что Милиус точно следовал идеологии, изложенной в работах Говарда[35][36][37].
Также в обзорах часто упоминалась игра Арнольда Шварцнеггера[16]. Кларенс, Пири, Ганден и Найджел Эндрюс были среди тех журналистов, которые положительно отзывались о ней. По их мнению, физическая форма бывшего бодибилдера позволяла ему выглядеть очень убедительно в роли варвара[30][29][38][39]. Эндрюс добавил, что Шварцнеггер в роли Конана обладал определённым шармом — из-за своего акцента — и благодаря этому фильм стал более привлекательным для фанатов[40]. Роял С. Браун из журнала Fanfare (англ.) не был согласен с этой точкой зрения и радовался тому факту, что все фразы актёра, которые он говорит во время фильма, заняли всего «две печатные страницы» [41]. Шикел охарактеризовал игру Шварцнеггера как «плоскую»[21]; Кролл описал актёра как «скучная груда мяса с острым мечом, коллаж человека с грудными и спинными мышцами, у которого меньше стиля и остроумия, чем у маленькой девочки»[24]. Сэндел Бергман удостоилась положительных отзывов; по мнению критиков, она привнесла в фильм грацию и динамичность[24][29]. Джеймс Эрл Джонс, по мнению Кларенса, исполнил роль Тулса Дума слишком фальшиво[29]. Броугер не критиковал ни одного актёра за их игру, возложив вместо этого всю вину на сценарий Милиуса[34].
За первую неделю в мае 1982 года Конан-варвар собрал в прокате 9 479 373 долларов[2]. Кассовые сборы в Северной Америке составили 39 565 475 долларов и 29 286 000 долларов по всему миру, что в общей сложности составило 68 851 475[2]. Фильм оказался на 17-м месте среди самых кассовых фильмов Северной Америки 1982 года[42].
Фильм был выпущен на видеокассете 2 октября 1982 года. Уровень продаж оказался достаточно высок; с момента своего выхода Конан-варвар оказался в списке Billboard «Videocassette Top 40» (рус. 40 лучших фильмов на видеокассетах) и держался в нём 23 недели[43][44]. По мотивам Конана-варвара была создана новелла (англ.), написанная Лин Картер и супругами де Кампами[28][45]. Также Marvel выпустила комиксы по фильму, созданные по сценарию Михаэля Флейшера[nb 1].
Конан-варвар не получил никаких наград, но Hollywood Foreign Press Association (англ.) отметил игру Сэндел Бергман и присудил ей награду «Золотой глобус начинающей звезде года — актриса (англ.)»[46].
Саундтрек, написанный Бэзилом Поледурисом, получил 2-е место в списке лучших саундтреков к фильмам 1982 года по версии Films in Review[47], а в 2005 году номинирован American Film Institute (AFI) на внесение в список Лучшая музыка в американских фильмах за 100 лет по версии AFI[48]. Также фильм оказался среди номинантов в список 10 лучших американских фильмов в жанре фэнтези по версии AFI в 2008 году, а главный герой был номинирован на внесение в список 100 лучших героев и злодеев по версии AFI в 2003 году[49][50].
Актёр | Роль |
---|---|
Арнольд Шварценеггер | Конан |
Джеймс Эрл Джонс | Тулса Дум |
Макс фон Сюдов | король Озрик |
Сэндал Бергман | Валерия |
Конан-варвар (фильм).