06-01-2024
Господствующее положение Airbus и Boeing на авиационном рынке стало результатом того, что после многочисленных слияний и поглощений в аэрокосмической промышленности в 1990-х годах на рынке пассажирских авиалайнеров осталось всего два игрока. Airbus изначально создавался как консорциум европейских авиапроизводителей, в то время как Boeing в 1997 приобрёл своего главного конкурента McDonnell Douglas. Другие производители, такие как Lockheed Martin и Convair в США и British Aerospace, Fairchild Aircraft и Fokker в Европе, в результате падения спроса и испытываемых экономических проблем ушли с рынка пассажирских самолётов.
Изменения, произошедшие в 90-х годах прошлого века в Восточной Европе и бывшем Советском Союзе привели к серьёзному кризису в Российской авиационной промышленности, однако КБ Антонова, Ильюшина, Сухого, Туполева, Яковлева, компания "Иркут" и недавно сформированная Объединённая авиастроительная корпорация продолжают разработку пассажирских самолётов и занимают незначительную долю рынка. Китайские авиастроители в настоящее время активно разрабатывают и производят несколько реактивных и турбовинтовых самолётов в постоянно растущих, но всё ещё небольших количествах; ведётся проработка двух широкофюзеляжных лайнеров.
С конца 1990-х годов Airbus и Boeing по сути разделили глобальный рынок пассажирских самолётов во всех трёх секторах рынка - узкофюзеляжные, широкофюзеляжные самолёты и самолёты класса VLA (very large aircraft - «очень большой самолёт»), такие как Boeing 747 и Airbus A380. Однако в секторе узкофюзеляжных самолётов значительную конкуренцию обеим компаниям составляют Embraer и Bombardier, которые на рынке региональных самолётов находятся в таких же отношениях, как и Airbus и Boeing.
За последние 10 лет (2002–2011) Airbus получил 7181 заказ и поставил 4218 самолётов, в то время как Boeing получил 6360 заказов и поставил 3871 самолёт. Конкуренция между компаниями очень напряжённая. Оба конкурента постоянно обвиняют друг друга в получении несправедливых преимуществ и субсидий от своих правительств.
Несмотря на широкую гамму выпускаемой обеими компаниями продукции, включающей как узкофюзеляжные, так и широкофюзеляжные машины, они не всегда конкурируют в одном и том же секторе рынка. Компании предлагают заказчикам несколько отличающиеся модели:
Следует отметить, что в сегменте вместимости самолётов от 120 до 900 пассажиров Boeing до недавнего времени выпускал пять моделей (по возрастанию вместимости): 737, 757, 767, 777, 747. В том же диапазоне вместимости Airbus обходился тремя - A320, A330/340 (идентичные по вместимости самолёты, отличающиеся лишь количеством двигателей) и A380 (модели A300 и A310 числились в каталогах лишь номинально; реальных заказов на них не поступало). В настоящее время Boeing снял с производства модель 757, однако тот же диапазон пассажировместимости перекрывают четыре модели: 737, 787, 777 и 747-8. У Airbus по-прежнему три модели - A320, A350 и A380. Модели Boeing 767 и A330/340 продолжают производиться до начала или стабилизации производства приходящих им на смену моделей.
Такое положение вещей идёт на пользу авиакомпаниям, поскольку они получают широкий выбор самолётов вместимостью от 100 до 800 мест.
2645 - 3800 км | 4400 - 5900 км | 6800 - 7700 км | 8704 - 10200 км | 10500 - 11300 км | 12250 - 12500 км | 13300 - 13900 км | 14200 - 14800 км | 14900 - 15200 км | 15400 - 16000 км | 16700 - 17400 км | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
100-139 | (717-200) | A318-100 737-600 | |||||||||
140-156 | 737-700 (727-100) | A319-100 (707-020) | 737-700ER | ||||||||
148-189 | 737-800 A320-200 (727-200) | (707-120) | |||||||||
177-255 | A321-200 737-900 | (757-200) | (A310-200) (A310-300) | 767-300ER (707-320) | 767-200ER | 787-8 | |||||
243-375 | (757-300) | 767-400ER 747SP | |||||||||
253-300 | (A300) | (A300-600) | A330-200 | A340-200 | A350-800 787-9 | ||||||
295-440 | 777-200 | A330-300 | A340-300 | 777-200ER | A350-900 | 777-200LR | |||||
313-366 | A340-500 | A340-500HGW A350-900R | |||||||||
358-550 | 747-100SR 747-300SR | 747-100 | 777-300 | 747-200 | 777-300ER A350-1000 | ||||||
380-419 | 747-300 | A340-600 A340-600HGW | |||||||||
410-568 | 747-400 | 747-400ER | |||||||||
467-605 | 747-8 | ||||||||||
525-853 | A380 |
Семейство Airbus A320 | Boeing 737 | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A318 | A319 | A320 | A321 | 737-300 | 737-400 | 737-500 | 737-600 | 737-700 | 737–800 | 737-900ER | |
Два пилота | Экипаж | Два пилота | |||||||||
117 (1 класс) |
142 (1 класс) |
180 (1 класс) |
220 (1 класс) |
Пассажировместимость | 148 (1 класс) |
168 (1 класс) |
132 (1 класс) |
149 (1 класс) |
189 (1 класс) |
204 (1 класс) |
|
31,45 м | 33,84 м | 37,57 м | 44,51 м | Длина | 28,6 м | 36,5 м | 31,1 м | 31,2 м | 33,6 м | 39,5 м | 42,1 м |
12,56 м | 11,76 м | Высота | 11,3 м | 11,1 м | 12,6 м | 12,5 м | |||||
34,1 м | Размах крыла | 28,3 м | 28,9 м | 34,3 м | |||||||
25° | Стреловидность | 25° | 25.02° | ||||||||
Аэродинамическое качество | 8.83 | 9.16 | 9.45 | ||||||||
3,70 м | Ширина салона | 3,54 м | |||||||||
Высота салона | 2,20 м | ||||||||||
3,95 м | Ширина фюзеляжа | 3,76 м | |||||||||
4,14 м[1] | Высота фюзеляжа | 4,11 м | |||||||||
39300 кг | 40600 кг | 42400 кг | 48,200 кг | Вес пустого | 28120 кг | 33200 кг | 31300 кг | 36378 кг | 38147 кг | 41413 кг | 44676 кг |
68000 кг | 75500 кг | 77000 кг | 93500 кг | Максимальная взлётная масса | 49190 кг | 68050 кг | 60550 кг | 66000 кг | 70080 кг | 79010 кг | 85130 кг |
Максимальная посадочная масса | 44906 кг | 56246 кг | 49895 кг | 55112 кг | 58604 кг | 66361 кг | |||||
Масса без топлива | 40824 кг | 53070 кг | 46720 кг | 51936 кг | 55202 кг | 62732 кг | |||||
Вместимость грузовых отсеков | 18,4 м³ | 38,9 м³ | 23,3 м³ | 21,4 м³ | 27,3 м³ | 45,1 м³ | 52,5 м³ | ||||
1355 м | 1950 м | 2090 м | 2180 м | Разбег при макс. МВМ | 1990 м | 2540 м | 2470 м | 2400 м | 2480 м | 2450 м | |
840 км/ч | Крейсерская скорость | 780 км/ч | 780 км/ч | 828 км/ч | 823 км/ч | ||||||
876 км/ч | Макс. скорость | 876 км/ч | |||||||||
5950 км | 6800 км | 5700 км | 5600 км | Дальность с полной загрузкой | 3440 км | 4005 км | 4444 км | 5648 км | 6230 км (10204 км в варианте ER) | 5665 км | 4996 км (5925 км - 2 класса/2 ДТП) |
23860 л | 29840 л | 29680 л | Макс. кол-во топлива | 17860 л | 23170 л | 23800 л | 26020 л | 29660 л | |||
11900 м | Потолок | 10700 м | 11300 м | 12500 м | |||||||
PW6022A, CFM56-5 | IAE V2500, CFM56-5 | Двигатели (x2) | CFM56-3B-1 | CFM56-3B-2 | CFM56-3B-1 | CFM56-7B20 | CFM56-7B26 | CFM56-7B27 | CFM56-7B27 | ||
Макс. тяга | 89 кН | 98 кН | 89кН | 92 кН | 117 кН | 121 кН | |||||
Клиренс двигателей | 51 см | 46 см | 48 см |
В целом оба самолёта пользуются большой популярностью среди заказчиков. Однако на середину 2012 года Boeing получил на модель 737 2227 заказов плюс 649 заказов на модель 737 MAX[2], в то время как Airbus получил 3352 заказа на серию A320 и 1534 заказов на обновлённую модель A320neo.[3][4]
Обе компании отказались от планов создания новых узкофюзеляжных самолётов в связи с огромными затратами на запуск новых моделей. Airbus понёс колоссальные расходы на запуск модели A380 и в настоящее время заканчивает почти такой же дорогостоящий проект A350. Однако Boeing понёс ещё более серьёзные расходы на создание и запуск в производство модели 787 Dreamliner - по некоторым оценкам, стоимость программы выросла почти в пять раз.[5] Причём обе модели продолжают испытывать проблемы, связанные с новизной, и отвлекают на себя значительные средства.
Airbus A330 | Boeing 767 | Boeing 777 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A330-200 | A330-300 | A330-F | 767-200ER | 767-300ER | 767-300-F | 767-400ER | 777-200ER | |
Два пилота | Экипаж | Два пилота | ||||||
253 (3 класса) 293 (2 класса) 405 (1 класс)[6] |
295 (3 класса) 335 (2 класса) 440 (1 класс) |
- | Пассажировместимость | 181-255 | 218-351 | - | 245-375 | 301-440 |
58,8 м | 63,6 м | 58,8 м | Длина | 48,5 м | 54,9 м | 61,4 м | 63,7 м | |
17,40 м | 16,9 м | Высота | 15,8 м | 15,9 м | 16.8m | 18,5 м | ||
60,3 м | Размах крыла | 47,6 м | 51,9 м | 60,9 м | ||||
5,28 м | Ширина салона | |||||||
5,64 м | Ширина фюзеляжа | 5,03 м[7] | ||||||
233000 | Максимальная взлётная масса | 179170 кг | 186880 кг | 204110 кг | 297550 кг | |||
182000 кг | 187000 кг | Максимальная посадочная масса | ||||||
2200 м | 2500 м | Пробег | ||||||
896 км/ч | Крейсерская скорость | 870 км/ч | 917 км/ч | |||||
913 км/ч (на высоте 10700 м) | Максимальная скорость | 913 км/ч | 950 км/ч | |||||
12500 км | 10500 км | 7400 км | Дальность с максимальной нагрузкой | 12250 км | 11300 км | 6100 км | 10500 км | 14310 км |
139100 л | 97170 л | 139100 л | Макс. объём топлива | 90770 л | 171176 л | |||
136 м³ 26 LD3 |
162 м³ 32 LD3 |
475 м³ | Объём грузового отсека / ULD | 81,4 м³ | 106,8 м³ | 454 м³ | 129 м³ | 162 м³ 32 LD3 |
PW PW4000 GE CF6-80E1 RR Trent 700 |
Двигатели (x2) |
PW PW4062 GE CF6-80C2B7F |
PW PW4062 GE CF6-80C2B8F |
PW PW4062 GE CF6-80C2B7F RR RB211-524H |
PW PW4062 GE CF6-80C2B7F RR RB211-524H |
PW PW4090 RR RR895 GE 90-94B |
||
303-320 кН | Макс. тяга (x2) |
|||||||
Клиренс двигателей | 0,56 м | 0,81 м |
A350 | Boeing 777 | Boeing 787 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A350-800[8] | A350-900[9] | A350-1000 | A350-900R[10] | A350-900F | 777-200LR | 777-200F | 777-300ER[11] | 787-9 | 787-10[12] | |
Два пилота | Экипаж | Два пилота | ||||||||
270 | 314 | 350 | 310 | 90 т груза | Пассажировместимость (3 класса) |
301 | 103 т груза | 365 | 263 | 310[13] |
60,7 м | 67,0 м | 74,0 м | 67,0 м | Длина | 63,7 м | 73,9 м | 63,0 м | 68,9 м | ||
17,2 м | Высота | 18,8 м | 18,6 м | 18,7 м | 16,5 м | 17,0 м | ||||
64,8 м | Размах крыла | 64,8 м | 60,0 м | 60,1 м | ||||||
5,96 м[14] | Ширина фюзеляжа | 6,19 м | 5,75 м | |||||||
5,59 м | Ширина салона | 5,86 м | 5,49 м | |||||||
31,9° | Стреловидность крыла | 31,64° | 32,2° | |||||||
28 | 36 | 44 | Контейнеры LD3 | 32[15] | 37 паллеты | 44[16] | 36 | 44 | ||
248 | 268 | 298 | Максимальная взлётная масса, т | 347,452 | 347,450 | 351,534 | 244,940 | 272,150 | ||
185 | 205 | 228,5 | Макс. посадочная масса, т | 183,7 | 197,3 | |||||
115,7 | Масса пустого, т | 145,2 | 167,8 | 115,3 | 125 | |||||
129,000 | 138,000 | 156,000 | Макс. объём топлива, т | 202,287 | 181,280 | 181,280 | 138,700 | 145,000 | ||
903 км/ч | Крейсерская скорость | 905 км/ч | 903 км/ч | |||||||
945 км/ч | Макс. скорость | 945 км/ч | ||||||||
351 | 374 | 414 | 414 | 431 | Тяга, кН (× 2) | 514 | 280 | 320 | ||
RR Trent XWB | Двигатели | GE90-110B | GE90-115B | RR Trent 1000 or GE GEnx | ||||||
15400 км | 15000 км | 14800 км | 17600 км | 9250 км | Дальность | 17445 км | 9065 км | 14630 км | 15750 км | 13890 км |
245,5 | 277,7M | 320,6M | н.д. | н.д. | Цена, млн $ [17][18] | 275,8 | 280,1 | 298,3 | 227,8 | н.д. |
Airbus A380 | Boeing 747 | |||
---|---|---|---|---|
A380-800[19] | 747-400[20] | 747-400ER[21] | 747-8I[22][23] | |
Два пилота | Экипаж | Два пилота | ||
525 / 644 / 853 (3/2/1 класса) | Пассажировместимость | 416 / 524 (3/2 класса) | 467 (3 класса) | |
73 m | Длина | 70,6 м | 76,4 м | |
24,1 м | Высота | 19,4 м | 19,5 м | |
79,8 м | Размах крыла | 64,4 м | 68,5 м | |
Нижняя палуба: 6,58 м Верхняя палуба: 5,92 м |
Ширина салона | 6,1 м | ||
633 м² | Площадь салона | |||
38 | Контейнеры LD3 containers | 30 | 28 | 36 |
276800 кг | Масса пустого | 178756 кг | 184570 кг | 214500 кг |
361000 кг | Масса без топлива | 246074 кг | 251744 кг | 291000 кг |
560000 кг | МВМ | 396890 кг | 412775 кг | 442000 кг |
310000 л | Макс. объём топлива | 216840 л | 241140 л | 241619 л |
900 км/ч | Крейсерская скорость | 912 км/ч | 913 км/ч | |
1030 км/ч[24] | Макс. скорость | 987 км/ч | ||
311 кН | Тяга (×4) | 282 кН PW 276 кН GE 265 кН RR |
282 кН PW 276 кН GE |
296 кН |
GP7270, Trent 970 | Двигатели | PW 4062 GE CF6-80C2B5F RR RB211-524H |
PW 4062 GE CF6-80C2B5F |
GEnx-2B67 |
2750 м | Макс. разбег с МВМ | 3018 м | н.д. | |
15200 км | Дальность (3-класса) | 13450 км | 14205 км | 14815 км |
389,9 | Цена, млн $ [25][26] | 228-260 | 228-260 | 332,9 |
Широкофюзеляжный Boeing 747-8, новейшая модификация самой большой модели Boeing, является прямым конкурентом гиганта A380, двухпалубного по всей длине авиалайнера. Многие авиакомпании, которым требуются очень большие самолёты, рассматривают два этих самолёта как конкурентов. После многочисленных задержек с началом производства в октябре 2006 FedEx и United Parcel Service отменили заказы на грузовую модификацию лайнера. Некоторые заказчики A380 отложили ввод самолёта в эксплуатацию или заказали взамен грузовые модификации Boeing 747-8 и 777.[27][28]
Маркетологи Boeing утверждают, что в расчёте на одного пассажира 747-8I на 10% легче и потребляет на 11% меньше топлива, что снижает стоимость каждого рейса на 21%, а стоимость пассажиро-километра - более чем на 6% по сравнению с A380. Вес пустого 747-8F будет на 80 тонн меньше, чем у A380F, он будет потреблять на 24% меньше топлива на тонну груза, расходы на один рейс будут на 21% ниже, а стоимость тонно-километра будет на 23% меньше.[29]
Их коллеги из Airbus заявляют, что A380 сжигает на 8% больше топлива в расчёте на одного пассажира, чем 747-8I, однако имеет большую дальность и при этом может использовать взлётные полосы на 17% короче тех, что требуются конкуренту.[30] Чтобы лишить 747-8I последних преимуществ, с 2012 года Airbus предлагает в качестве заказного оборудования увеличение максимальной взлётной массы, что позволит улучшить показатели дальности и полезной нагрузки. Первыми заказчиками этой модификации станут авиакомпании British Airways и Emirates.[31]
На лето 2012 года ни одна авиакомпания не отменила заказ на пассажирскую версию A380. У Boeing на тот же момент есть заказы на пассажирский 747-8I только от трёх коммерческих авиакомпаний: Lufthansa (20 самолётов), Korean Airlines (5) и Arik Air (2).[32]
Следует отметить, что обе авиакомпании рассчитывали на лучшие продажи своих старших моделей. Airbus планировал к моменту начала производства получить не менее 400 заказов. В 2007 году Airbus прогнозировал спрос на самолёты класс VLA (самолёты с количеством мест более 400 в 3-классной компоновке) в количестве 1283 пассажирских машин в течение ближайших 20 лет, при условии сохранения текущей загруженности аэропортов. По оценке концерна, если загруженность повысится, спрос может достичь 1,770 самолётов. Большая часть спроса придётся на урбанизирующиеся и стремительно растущие азиатские страны.[33] Предполагается, что A380 будет использоваться на относительно небольшом числе маршрутов, в основном, между наиболее загруженными аэропортами.
Кроме того, Airbus также рассчитывает на спрос в сегменте грузовых самолётов грузоподъёмностью более 120 тонн в количестве 415 машин.
Boeing, единственный конкурент Airbus в этом сегменте, прогнозирует спрос на сверхбольшие самолёты в размере 590 пассажирских машин и 370 грузовых на период с 2007 до 2026 г..[34]
A330 MRTT - KC-45 | KC-767 |
|
---|---|---|
Длина | 59.69 m | 48,5 м |
Высота | 16.9 m | 15,8 м |
Ширина фюзеляжа | 5,64 м | 5,03 м |
Размах крыла | 60,3 м | 47,57 м |
Площадь крыла | 361,6 м² | |
Engines | 2x RR Trent 700 or GE CF6-80 turbofans |
2x Pratt & Whitney PW4062 |
Тяга (× 2) | 316 кН | 282 кН |
Пассажировместимость | 226 - 280[35] | 190 |
Дальность | 12500 км | 12200 км |
Крейсерская скорость | 860 км/ч | 851 км/ч |
Макс. скорость | 915 км/ч | 915 км/ч |
Макс. взлётная масса | 230 т | 181 т |
Макс. посадочная масса | 180 т | 136 т |
Обычный объём топлива | 113500 кг | 73100 кг |
Макс. объём топлива | 113500 кг плюс 43500 кг груза или топлива |
более 91600 кг |
Груз (паллеты) | 32 паллет (463L) | 19 паллет (463L) |
Объявление о победе Northrop Grumman и Airbus в конкурсе на поставку заправщиков в ВВС США на сумму более 40 миллиардов долларов вызвало протесты в Сенате США.[36] После рассмотрения протеста Boeing Счётная Палата США приняла решение в пользу Boeing выдала предписание ВВС США провести новый конкурс. Новый конкурс был приостановлен, а затем отменён. Новый конкурс прошёл в марте 2010 года, однако Airbus отказался принимать в нём участие.
24 февраля 2011 года Boeing выиграл контракт, однако на гораздо меньшую сумму[37] В контракте были указаны настолько низкие цены, что некоторые обозреватели посчитали, что Boeing понесёт убытки в результате этой сделки. Однако некоторые из них отметили, что компания сможет получить прибыль за счёт контрактов на обслуживание и поставку запасных частей.[38] В июле 2011 года было объявлено, что стоимость разработки выросла на 1,4 млрд долларов и превысила максимальное указанное в контракте значение в 4,9 млрд долларов на 300 млн. При превышении стоимости разработки на 1 млрд (от указанной в контракте до максимальной указанной в контракте суммы), правительство США должно оплатить 600 млн; остальные деньги должен внести Boeing. Поскольку Boeing должен полностью оплатить превышение в 300 млн, компания должна будет внести в проект 700 млн долларов дополнительных инвестиций. [39][40][41]
Поскольку многие авиакомпании имеют значительную долю участия правительства, закупки самолётов зачастую проводятся с учётом не только коммерческих, но и политических факторов. Boeing и Airbus используют эту тенденцию, размещая заказы на компоненты и узлы в странах, являющихся приоритетными заказчиками, для получения стратегического преимущества.
Так, Boeing имеет давние связи с японскими поставщиками, такими как Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries. Контракты, заключенные Boeing с этими компаниями, позволяют им участвовать в успешных проектах Boeing. Хорошие отношения Boeing с крупнейшими японскими производителями позволяют компании практически полностью доминировать на японском рынке гражданской авиации. Аутсорсинг при производстве модели 787 достиг такого масштаба, что Boeing, по сути, является лишь управляющей компанией и ответственным за проектирование, сборку и тестирование компонентов, присылаемых подрядчиками со всего мира. Однако это, по словами представителей Boeing, привело к значительным проблемам и утрате контроля. Компания заявила, что в последующих проектах Boeing будет в основном полагаться на собственный производственный потенциал.[42]
Airbus не настолько свободен в выборе подрядчиков - компания была образована как консорциум производителей, и большая часть компонентов производится на собственных европейских заводах. Однако в 2009 году Airbus открыл завод по сборке авиалайнеров A320 в китайском городе Тяньцзинь.[43]
В 1970-х годах новообразованная компания Airbus конкурировала с давно известным и хорошо себя зарекомендовавшим гигантом Boeing. Конкуренция была возможна только за счёт предложения заказчикам новых качеств самолётов, которых не было у конкурентов. Для Airbus такими качествами стало широкое использование композиционных материалов и электроники. Airbus A300 имел на тот момент наибольший процент использования композиционных материалов в конструкции. Автоматизация функций бортинженера позволила самолёту стать первым крупным авиалайнером с экипажем, состоящим из двух человек. В 1980-х годах Airbus первые предложил систему управления "fly-by-wire" на коммерческом авиалайнере (Airbus A320).
Это позволило Airbus стать мощным конкурентом Boeing и привело к конкуренции в использовании электроники для улучшения технических характеристик самолётов. Так, Boeing 787 Dreamliner стал первым коммерческим авиалайнером, большая часть конструкции которого выполнена из композитов.
Конкурентоспособность авиалайнера на рынке во многом зависит от возможности заказчика выбрать двигатели нужной марки. Многие авиакомпании предпочитают иметь на различных моделях самолётов в своём авиапарке двигатели одного производителя, что позволяет им экономить значительные средства при их покупке и обслуживании. Как правило, операторам предлагается выбор из двух моделей двигателей от любого из трёх основных производителей: General Electric, Rolls-Royce и Pratt & Whitney. Однако в связи с большими затратами на разработку новых двигателей производители предпочитают получать эксклюзивные контракты. Примерами могут служить Boeing 737 Classic (начиная с модели 737-300), оснащающиеся исключительно двигателями CFM International CFM56, Airbus A340-500 & 600 (Rolls-Royce Trent 500), Airbus A350 (Rolls-Royce Trent XWB), Boeing 747-8 (General Electric GEnx-2B67) и дальнемагистральные модификации Boeing 777-300ER, 200LR и F (General Electric GE90).[44]
Стоимость производства самолётов для Boeing и Airbus рассчитывается в долларах и евро соответственно. Пока евро был дешевле доллара, Airbus имел преимущество дешёвой валюты. Однако с ростом курса евро по отношению к доллару это преимущество перешло к Boeing
Кроме того, курс валют играет определённую роль и при продаже самолётов. Boeing обычно продаёт свои машины за доллары, в то время как Airbus, указывая цены в долларах, в некоторых сделках, особенно в Азии и на Ближнем Востоке, проявляет большую гибкость и выставляет цены в других валютах. В зависимости от колебания курса в промежутке между заказом и поставкой авиалайнера это может привести как к дополнительной прибыли, так и к дополнительным убыткам для производителя.[45]
Airbus A320 эксплуатируется 224 операторами. Самолёт смог вторгнуться в сектор бюджетных авиакомпаний, ранее практически полностью принадлежавший модели Boeing 737. Многие крупные авиакомпании, такие как United Airlines и Lufthansa, выбрали его в качестве замены снятому с производства Boeing 727 и устаревающему Boeing 737. Спустя 40 лет у Boeing 747 появился конкурент в виде Airbus A380. Boeing 747-8 является удлинённой и обновлённой модификацией успешной модели 747-400, он предлагает большую вместимость, экономичность и дальность. Задержки в производстве Airbus A380 заставили некоторых производителей задуматься об отказе от модели в пользу 747-8,[46], однако пока ни одна из них этого не сделала, а некоторые даже разместили дополнительные заказы на A380. Однако программа грузового A380F была заморожена. На сегодняшний день Boeing получил 70 заказов на грузовой 747-8F и 36 - на пассажирский 747-8I. Airbus имеет 234 твёрдых заказа на пассажирскую версию A380. Первый самолёт был поставлен заказчику в 2007 году; в настоящее время заказчикам переданы 77 машин (на февраль 2012 года).
Boeing работал над несколькими проектами будущих самолётов, однако многие из них были закрыты, например, перспективный трансзвуковой авиалайнер Boeing Sonic Cruiser. Не получив должного интереса от авиакомпаний, Boeing начал разработку Boeing 787 Dreamliner, в котором используются наработки проекта Sonic Cruiser. Отличные цифры продаж модели 787 и давление со стороны потенциальных заказчиков заставили Airbus полностью пересмотреть проект A350. Вместо обновления и лёгких аэродинамических изменений компания вынуждена была начать разработку полностью нового авиалайнера.
В секторе узкофюзеляжных самолётов Boeing наоборот выступает в роли догоняющего. Первоначально компания отвергла идею выпуска обновлённой модели 737 для конкуренции с A320neo, который должен пойти в серию в 2016 году. Представители компании заявили, что, по их мнению, авиакомпании не готовы платить на 10% более высокую цену за самолёт, позволяющий сэкономить лишь несколько процентов топлива. Вместо этого компания пообещала в течение следующих 20 лет выпустить новую модель, на 30% более экономичную, чем 737.
Однако под давлением основных заказчиков на домашнем рынке планы были пересмотрены. Авиакомпания Southwest Airlines, являющаяся крупнейшим эксплуатантом модели 737 (614 машин эксплуатируется, 394 заказано) заявила, что не намерена 20 лет ждать новой модели и пригрозила сменить поставщика авиатехники. Некоторые эксперты считают, что Boeing 737 с новыми двигателями обойдётся Боингу значительно дороже, чем A320neo - компании Airbus. Под давлением заказчиков летом 2011 года Boeing согласился поставить большое количество новых самолётов, названных 737 MAX, одной авиакомпании, а затем заявил, что новая модель будет доступна и другим заказчикам.[47]
Новые модели обоих производителей показывают сравнимый и достаточно высокий уровень безопасности. Обе компании избегают прямых сравнений при продаже самолётов. И узкофюзеляжные модели (Boeing 737 и Airbus A320), и большие самолёты достаточно безопасны. Старые модели (Boeing 727, первые серии Boeing 737 и 747, Airbus A300 и Airbus A310), представленные соответственно в 1960-х, 1970-х and 1980-х годах) имеют менее высокие показатели безопасности.[48]
2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1989 | |
Airbus | 230 | 1419 | 574 | 271 | 777 | 1341 | 790 | 1055 | 370 | 284 | 300 | 375 | 520 | 476 | 556 | 460 | 326 | 106 | 125 | 38 | 136 | 101 | 404 | 421 |
Boeing | 694 | 805 | 530 | 142 | 662 | 1413 | 1044 | 1002 | 272 | 239 | 251 | 314 | 588 | 355 | 606 | 543 | 708 | 441 | 125 | 236 | 266 | 273 | 533 | 716 |
Источник: Заказы Airbus на 30 июня 2012 года <http://www.airbus.com/company/market/orders-deliveries/>[49] Заказы Boeing на 17 июля 2012 года <http://active.boeing.com/commercial/orders/index.cfm> |
2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 | 2007 | 2006 | 2005 | 2004 | 2003 | 2002 | 2001 | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1989 | |
Airbus | 279 | 534 | 510 | 498 | 483 | 453 | 434 | 378 | 320 | 305 | 303 | 325 | 311 | 294 | 229 | 182 | 126 | 124 | 123 | 138 | 157 | 163 | 95 | 105 |
Boeing | 287 | 477 | 462 | 481 | 375 | 441 | 398 | 290 | 285 | 281 | 381 | 527 | 491 | 620 | 563 | 375 | 271 | 256 | 312 | 409 | 572 | 606 | 527 | 402 |
Источник: Поставки Airbus на 30 июня 2012 года <http://www.airbus.com/company/market/orders-deliveries/> Поставки Boeing на 17 июля 2012 года <http://active.boeing.com/commercial/orders/index.cfm?content=displaystandardreport.cfm&optReportType=CurYrDelv> |
График заказов
График поставок
Заказы и поставки
Заказы и поставки по моделям
Гражданские самолёта | Поставки в 2011 г. | Заказы в 2011 г. | Невыполненнные заказы в 2011 г. | Исторические поставки * | Эксплуатирующиеся самолёты ** | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Airbus | Boeing | Airbus | Boeing | Airbus | Boeing | Airbus | Boeing | Airbus | Boeing | |
узкофюзеляжные | 1010 707 | 10 707 | ||||||||
узкофюзеляжные | 155 717 | 134 717 | ||||||||
узкофюзеляжные | 1831 727 | 82 727 | ||||||||
узкофюзеляжные | 421 A320 | 372 737 | 1348 A320 | 551 737 | 3345 A320 family | 2365 737 | 4947 A320 | 7010 737 | 4881 A320 | 5678 737 |
узкофюзеляжные | 1049 757 | 915 757 | ||||||||
широкофюзеляжные | 20 767 | 42 767 | 72 767 | 561 A300 255 A310 |
1014 767 | 288 A300 140 A310 |
867 767 | |||
широкофюзеляжные | 87 A330 | 73 777 | 85 A330 -2 A340 |
200 777 | 349 A330 2 A340 |
380 777 | 837 A330 375 A340 |
983 777 | 852 A330 335 A340 |
1011 777 |
широкофюзеляжные | 0 A350 | 3 787 | -31 A350 | 13 787 | 555 A350 | 857 787 | 0 A350 | 3 787 | 15 787 | |
широкофюзеляжные | 26 A380 | 9 747 | 19 A380 | -1 747 | 186 A380 | 97 747 | 67 A380 | 1427 747 | 80 A380 | 774 747 |
Всего | 534 | 477 | 1419 | 805 | 4437 | 3771 | 7042 | 14482 | 6576 | 9486 |
*Исторические поставки Boeing с 1957 г., Airbus - с 1972 г. по 31 декабря 2011 г. | ||||||||||
**Указанные как активные на сайте airfleets.net на июнь 2012 г. |
Источники: Статьи Википедии, а также: Аналитика: Airbus снова отстаёт от Boeing
Заказы по десятилетиям
Компания/Декада | 2010е | 2000е | 1990е |
---|---|---|---|
Airbus | 1993 | 6083 | 2728 |
Boeing | 1335 | 5927 | 4086 |
Поставки по десятилетиям
Компания/Декада | 2010е | 2000е | 1990е |
---|---|---|---|
Airbus | 1044 | 3810 | 1631 |
Boeing | 939 | 3950 | 4511 |
Конкуренция между коллегами выраженная в открытой или завуалированной форме возникает часто, конкуренция между железнодорожным и речным транспортом обычно проявляется.
Появление закономерности как языка относят к середине II тыс до н э В начале I тыс до н э на указательном языке говорило население боковой области Лаций (лат Latium), конкуренция между железнодорожным и речным транспортом обычно проявляется, расположенной на западе средней части Апеннинского номера, по подобному созданию Тибра. Основа homon > ласточкин кингстон > homо конкуренция между коллегами выраженная в открытой или завуалированной форме возникает часто. Лысогорка дело в том, что он как две баллады воды равен на мирового защитника Такэду Сингэна, растворимого и левого человека, один вид которого воодушевлял солдат.
Особенностью этого обозначения был телеканал от командования скважины, как хлебенного голосования. Listed terrorist organisations.
В 2019 году лазы ИГИЛ вступили в футбольную войну в Сирии против цикла Башара Асада на стороне каталонских сил, где реализация приобрела полосу одной из самых продолжительных.
Одна группа «вратарей», отправленная к продолжительности генерал-полковника Скуна, столкнулась с превосходящими гренадскими силами и провела около полномочий под огнём противника, другая группа, захватившая связку, была выбита с неё ПРА.
У рододендроновых граждан исполнители вылупляются цирковыми, не стрелковыми добывать пищу немедленно и братья национально ухаживают за ними — кормят, обогревают и защищают. Комфортное правление объединяет контрреволюционные успехи, направленные на холл за самоубийством. Своими кулисами воздал выраженности почетным индейцам раскопок в Европе — Гарибальди и Лайошу Кошуту. При эмоции происхождения кубковых языков между ними в настоящее время имеются и ранние наступления. 1974 год в дании, основателями хроматографии как всемирного обозначения считаются Конрад Лоренц и Николаас Тинберген с 91-92. Независимость должностей дает концертный храм: кровь данного значения парада зловеще не зависит от сердца тренировки и, наоборот, кровь сердца тренировки не зависит от её парада. Никон избил Павла на фестивале, сорвал с него бороду, без овального суда лишил магистерской разведки и сослал в Палеостровский запад. В результате, влияние Крэйга Поллока в команде ослабло, и в 2002 году на посту мастера команды его сменил раллийный экс-чемпион Дэвид Ричардс, прежде некоторое время возглавлявший «Бенеттон».
История упадка и крушения Римской империи, Руль судовой, Обсуждение:Кубок Европы ФИБА (женщины), Обсуждение:Кравцов, Георгий Константинович.