Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Boeing 787 Dreamliner

12-10-2023

Боинг 787 Dreamliner
Выкатка первого самолёта Boeing 787, 8 июля 2007
Тип пассажирский самолёт
Разработчик Boeing
Первый полёт 15 декабря 2009
Начало эксплуатации 26 октября 2011
Основные эксплуатанты All Nippon Airways
Единиц произведено 72[1]
Стоимость единицы 787-3: $150,0–155,5 млн
787-8: $161,0–171,5 млн
787-9: $194,0–205,5 млн [2]
 Изображения на Викискладе

Боинг 787 «Дримлайнер» (англ. Boeing 787 Dreamliner) — широкофюзеляжный двухмоторный реактивный пассажирский самолёт, разработанный американской компанией Боинг совместно с рядом зарубежных компаний, в том числе и с российскими[3]. Максимальное количество пассажиров (в одноклассовой конфигурации): от 250 до 330, в зависимости от варианта (по вместимости и дальности полёта 787 сравним с Боингом 767). Boeing утверждает, что Dreamliner будет более экономичным, чем предыдущие разработки. Boeing 787 стал первым пассажирским самолётом такого размера, фюзеляж которого полностью изготовлен из композиционных материалов.

До 28 января 2005 года 787-й разрабатывался под обозначением 7E7. Первый экземпляр был показан на презентации на заводе в городе Эверетт 8 июля 2007 году. После ряда отсрочек Боинг 787 впервые поднялся в воздух 15 декабря 2009 года. 26 октября 2011 года лайнер совершил свой первый коммерческий рейс.

Содержание

История

Sonic Cruiser

Концептуальная модель Boeing Sonic Cruiser

К концу 1990-х стало очевидно, что Боинг 767 значительно устарел, и не может соревноваться с новыми разработками соперника Airbus, такими, как Airbus A330. В 2001 году Боинг объявил начало разработки нового проекта, Boeing Sonic Cruiser[4]. Обещалось, что новый самолёт Боинга сможет летать на скорости, близкой к звуковой, при этом в среднем расходуя не больше топлива (за счёт укороченного времени полёта), чем 767-й или А330. Из-за террористических атак 11 сентября и повышающихся цен на нефть стало ясно, что авиакомпании больше заинтересованы в экономичности полётов, чем в скорости, и проект Sonic Cruiser, к тому же дорогостоящий и технологически сложный, был приостановлен.

Боинг 7Е7

26 апреля 2004 Боинг представил миру свой новый проект под кодовым именем 7E7[5]. Этот новый проект послужил в качестве замены Sonic Cruiser, унаследовав многие идеи и технологии своего предшественника. 28 января 2005 года Boeing объявил, что 7Е7 будет выпускаться под названием Боинг 787. 25 апреля 2005 года, то есть год спустя от начала проекта, внешний вид 787-го был «заморожен».

Первый испытательный полёт авиалайнера планировалось провести ещё летом (сентябрь) 2007 года, однако тогда концерн подвели партнёры, не обеспечив поставку ряда ключевых деталей в необходимые сроки. После ряда отсрочек Боинг 787 впервые поднялся в воздух 15 декабря 2009 года.[6][7]

B-787 Dreamliner демонстрировался на ряде авиасалонов, в частности на крупнейшем авиасалоне в британском Фарнборо, открывшемся 19 июля 2010 года. Самолет также присутствовал на Международном Московском Авиасалоне МАКС-2011.

По состоянию на июнь 2010 года заказано 868 самолётов Boeing 787. При этом с начала 2009 года количество заказов сократилось на 70 штук.[8]

18 января 2011 Боинг объявил о поставке первого B-787 Dreamliner в третьем квартале текущего года[9] (но фактически, первый самолет был передан заказчику лишь 25 сентября)[10].

2 июля 2011 Боинг 787 успешно совершил свой первый пробный полет, вылетев из Сиэтла и приземлившись в токийском аэропорту Ханэда. Новейший «Боинг» летал в Японию на испытания: компания проверяла, насколько лайнер готов к коммерческим полетам. Тесты проводились совместно с японской авиакомпанией All Nippon Airways (ANA). Лайнер поднимался в японское небо 4 июля и в течение недели проходил испытания на маршрутах между городами Токио, Хиросима, Осака и Окаяма.[11]

26 августа 2011 года Федеральное управление гражданской авиации США выдало компании Boeing сертификат на эксплуатацию лайнера.[12]

25 сентября 2011 года первый серийный пассажирский самолет Boeing-787 Dreamliner передан заказчику — японской авиакомпании «All Nippon Airways».[13] Свой первый коммерческий рейс лайнер совершил 26 октября 2011 года.

Конструкция

Низкоплан нормальной аэродинамической схемы, со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Два турбореактивных двигателя.

50 % элементов фюзеляжа изготовлены из композитных материалов на основе углерода (в модели 777 это лишь 9 %). В результате 787-й стал легче и прочнее, чем обычный лайнер с алюминиевым фюзеляжем.

Малошумный, но сверхэкономичный двигатель GEnx компании General Electric — один из двух, которые предполагается ставить на 787-й (второй — Trent 1000 компании Rolls-Royce). В двигателе GEnx и корпус, и лопатки турбины целиком изготовлены из композитных материалов, как и форсунки, впрыскивающие топливно-воздушную смесь в камеру сгорания двигателя. В результате двигатель выходит на режим рабочей тяги при более низких температурах, что, соответственно, грозит меньшими объемами углеводородных выбросов.

Стреловидные крылья 787-й модели с переменным изгибом законцовок на 2 % увеличивают подъёмную силу, по сравнению с 767-й моделью. Эти крылья длиннее, чем у других самолетов подобного класса, что придает им дополнительную эластичность. Механизмы закрылков, антиобледенительное электрооборудование и прочие системы смонтированы единым блоком, что облегчает их обслуживание и снижает вероятность отказов.

Багажное отделение, благодаря плоскому днищу фюзеляжа, позволяет разместить на 45 % больше багажа, чем умещалось в модели Boeing 767.

Кабина пилотов

В кабине 787-го над головой пилотов висит сдублированная приборная доска и электронный планшет, в котором хранятся в цифровом виде карты, схемы и инструкции. Есть и наземная навигационная система, которая поможет экипажу ориентироваться в незнакомых аэропортах. Предотвращая ошибки пилота при рулении по аэродрому, мы снижаем вероятность столкновений на взлетной полосе.

Множество разнообразных датчиков Дримлайнера, многие из них бесконтактные и передают данные по радиоканалу, связаны с центральным процессором в кабине пилотов. К примеру, специальные датчики системы «активной компенсации порывов ветра» измеряют турбулентность в зоне носа, и в тот же момент процессор рассчитывает оптимальный для данной ситуации угол закрылков, а приводы ставят их в нужное положение.

Диагностика

Пользуясь широкополосным каналом радиосвязи в режиме реального времени, автоматическая система диагностики отсылает данные наземной ремонтной службе. Эта система способна самостоятельно предсказывать возникновение в самолетных механизмах определенных проблем, что обещает снизить вероятность задержек и уменьшить время, затрачиваемое на диагностику и ремонт.

Пассажирский салон

Внутреннее пространство салона всего на 40 см шире, чем у предшественника Boeing 767, что позволило сделать сиденья удобнее, а проходы свободней. Увеличится размер туалетов. Теперь, сдвинув перегородку между ними, можно организовать доступ для людей в инвалидных колясках. Верхние багажные полки стали существенно более вместительными, и на каждую из них можно расположить по четыре чемодана с колесиками, что значительно больше чем у предшественников.

Высота окон составит 46 см – это рекорд среди всех коммерческих лайнеров. Иллюминаторы будут снабжены регулируемым электрохромным затемнением.

С помощью бортовой беспроводной связи к мониторам на спинках сидений будут подаваться развлекательные программы, а спутниковая система позволит пассажирам использовать широкополосный интернет (250 кбит/с).

Система поддержания давления

Более упругий композитный корпус 787-й модели позволяет поддерживать в салоне давление на уровне, соответствующем высоте 1800 м, тогда как в салоне обычного алюминиевого пассажирского самолета давление соответствует высоте 2400 м.

Климат-контроль

Система наддува салона организована по-новому. В отличие от других пассажирских самолётов, где воздух для подачи в салон отбирается от двигателей (т.н. bleed air) с температурой более 600 градусов, проходит через охладители и поступает в салон, в Dreamliner воздуха подаётся в салон электрическими компрессорами непосредственно из внешней среды. При этом снимается проблема недостаточной влажности воздуха. Более влажный воздух в салоне Dreamliner обеспечивает больший комфорт для пассажиров.

Варианты

На данный момент Боинг предлагает три варианта авиалайнера.

  • 787-3 — 296-местный вариант с дальностью 6500 км, рассчитанный для загруженных маршрутов малой протяжённости. Этот вариант должен был заменить Boeing 767 и Airbus A300 на внутренних рейсах Японии. Вариант не выпускается.
  • 787-8 — базовый вариант, рассчитанный как замена Боингу 767-300ER. Вмещает до 250 пассажиров (в зависимости от конфигурации), дальность — 15 700 км. Стоимость — 157—167 млн $[2]
  • 787-9 — удлинённый вариант, вмещающий до 290 пассажиров, с немного большей дальностью по сравнению 787-8. Рассчитан как замена Боингу 767-400ER, Аэробусам А330-200 и А340-200, McDonnell Douglas MD-11 и Lockheed L-1011. Стоимость — 189—200 млн $[2]

Boeing также рассматривает вариант 787-10, вмещающий до 350 пассажиров, который может заменить Boeing 777-200 и Boeing 777-200ER.

Заказы и поставки Боинг 787


Заказчик 787-8 787-9 Всего GE RR Поставлено
Aeroflot 24 24
Aeroméxico 2 2 *
Air Astana 3 3 *
Air Berlin 15 15
Air Canada 37 37 *
Air China 15 15 *
Air Europa 8 8 *
Air France-KLM 25 25
Air India 27 27 * 2
Air New Zealand 10 10 *
Air Niugini 1 1 *
ALAFCO 8 8 *
ALC 12 12
All Nippon Airways 40 15 55 * 7
Arik Air 7 7 *
Avianca 12 12 *
Aviation Capital Group 5 5
Azerbaijan Airlines 2 2 *
Biman Bangladesh Airlines 4 4
British Airways 8 16 24 *
Business Jet / VIP 2 3 5 2
China Southern Airlines 10 10 *
CIT Leasing Corporation 10 10 2
Delta Air Lines 18 18 *
Ethiopian Airlines 10 10 * 1
Georgian Airways 2 2 *
Etihad Airways 41 41 *
Gulf Air 16 16
Hainan Airlines 10 10 *
Icelandair 1 1 *
ILFC 33 41 74 9 8
Japan Airlines 25 20 45 * 4
Jet Airways 10 10
Kenya Airways 9 9 *
Korean Air 10 10 *
LAN Airlines 22 4 26 *
LCAL 5 5 *
LOT Polish Airlines 8 8 *
Nakash 2 2 *
Norwegian Air Shuttle 3 3 *
Oman Air 6 6
PrivatAir 2 2
Qantas 15 35 50 *
Qatar Airways 30 30 * 1
Republic of Iraq 10 10
Royal Air Maroc 4 4 *
Royal Jordanian 7 7 *
Saudia 8 8
Singapore Airlines 20 20
Transaero Airlines 4 4 *
Travel Service 1 1
TUI Travel PLC 13 13 *
Неназванные заказчики 3 13 16
United Airlines 36 14 50 25 1
Uzbekistan Airways 2 2 *
Vietnam Airlines 8 8
Virgin Atlantic Airways 16 16 *
Итого 519 335 854 362 223 16

Технические характеристики

787-3 787-8 787-9 787-10
Длина: 55,5 м 55,5 м 63 м 68,9 м
Высота: 16,5 м 16,5 м 16,5 м 16,5 м
Размах крыла: 51,6 м 58,8 м 60,0 м 60,0 м
Диаметр фюзеляжа: 5,77 м 5,77 м 5,77 м 5,77 м
Вес пустого: 149,7 т 154,2 т 174,2 т
Макс. взлётная масса: 163,5 т 216,5 т 244,9 т 244,9 т
Вместимость: 290—330 пасс. 210—250 пасс. 250—290 пасс. 300—350 пасс.
Грузовместимость: 16 т 16 т 16 т  ?
Двигатели: 2 x GE GEnx либо
2 x Rolls-Royce Trent 1000
2 x GE GEnx либо
2 x RR Trent 1000
2 x GE GEnx либо
2 x RR Trent 1000
2 x GE GEnx либо
2 x RR Trent 1X88-77
Крейсерская скорость:

M 0.85 (903 км/ч) на высоте 12 000 м

Дальность: 6 498 км 15 699 км 16 299 км 15 699 км
Топливный бак: 124 700 л 124 700 л 138 700 л 145 685 л
Служебный потолок: 13 000 м 13 000 м 13 000 м 13 000 м
Ввод в эксплуатацию: 2010 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

См. также

Ссылки

  • 787 Dreamliner на официальном сайте Боинг
  • Boeing 787 Dreamliner // newairplane.com
  • Взгляд на интерьер Боинг 787  (рус.) — статья-перевод на сайте Хабрахабр
  • Подробный фотообход Dreamliner c МАКС-2011
  • Самолет-мечта. Boeing-787 (хочу немного рассказать о Boeing-787) // romadm.livejournal.com
  • Как покупают самолеты (рассказ блоггера Сергея Доли о преимуществах самолета и о том, как покупают самолеты представители авиакомпаний)
  • «Мечта» в титане. Телесюжет от 3 сентября 2010 года.

Примечания

  1. First flight of Air India's 787 cut short by failed sensor
  2. ↑ Boeing Commercial Airplanes prices  (англ.)
  3. Компания Боинг подтвердила участие на МАКС-2011
  4. Boeing: Boeing Unveils the Future at Paris Air Show  (англ.)
  5. Boeing: Boeing Launches 7E7 Dreamliner  (англ.)
  6. Первый полёт «Лайнера мечты» прошёл успешно. lenta.ru (16 декабря 2009). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 19 декабря 2009.
  7. Premier vol du Boeing 787 Dreamliner (видео)
  8. Orders and Deliveries // Boeing.com
  9. Первая поставка Боинга 787 ожидается …
  10. Компания Boeing передала заказчику первый «Лайнер мечты»
  11. «Лайнер мечты» // Lenta.ru
  12. «Лайнер мечты» прошел сертификацию в США. Архивировано из первоисточника 26 июня 2012. Проверено 23 июня 2012.
  13. Lenta.ru: Компания Boeing передала заказчику первый «Лайнер мечты»


 
Пассажирские самолёты Boeing
Boeing 707 | Boeing 717 | Boeing 727 | Boeing 737 (Boeing 737 MAX) | Boeing 747 (Boeing 747SP) (Boeing 747-400) (Boeing 747-8)| Boeing 757 | Boeing 767 | Boeing 777 | Boeing 787

Boeing 787 Dreamliner.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06