12-10-2023
Корпоративная коллекция Белгазпромбанка — собрание произведений искусства Белгазпромбанка, насчитывающее более 60 артефактов [1]. По концентрации работ экспрессионистов Парижской школы коллекция признана крупнейшей в Восточной Европе [2][3]. Коллекция формируется в рамках реализации национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь». Многие из экспонатов собрания включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь [4].
Начало формирования коллекции было положено в 2011 году, когда Белгазпромбанк в тесном взаимодействии с Национальной комиссией по делам ЮНЕСКО (тогдашний председатель комиссии – Владимир Счастный) приобрел у Надин Нешавер, эксперта по Парижской школе 1905-1939 гг.[5], ряд произведений Пинхуса Кременя, Михаила Кикоина, Осипа Любича, Шраги Царфина [6] – художников Парижской школы еврейского происхождения, родившихся на землях, входящих в состав современной Республики Беларусь.
Дальнейшее пополнение коллекции банк осуществлял через покупки на мировых аукционах («Кристис», «Сотбис», «Арткьюриал», «Макдугаллс») и у частных владельцев. В 2012 году на торгах «Кристис» в Лондоне Белгазпромбанк приобрел работы Марка Шагала «Влюбленные» (1981) и Хаима Сутина «Большие луга в Шартре с виадуком» (около 1934), «что вызвало широкий резонанс в прессе»[7]. Однако, наиболее ценным приобретением Белгазпромбанка стала картина Сутина «Ева»[8], купленная на аукционе «Сотбис» в 2013 году за 1.805.000 долларов, признанная «самой дорогой картиной в Беларуси»[9].
Толчком к формированию первоначальной концепции собрания послужила книга В. Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси», вышедшая в издательстве «Четыре четверти» в 2010 году. Об этом свидетельствуют слова председателя правления Белгазпромбанка Виктора Бабарико:
Определиться с выбором помог счастливый случай – появление книги Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси». Само её название сформировало концепцию нашей коллекции.— Белорусский дом для Парижской школы[10]
Цель проекта заключалась в возвращении произведений представителей Парижской школы – уроженцев Беларуси – на родину своих создателей. В среде интернационального сообщества, получившего название Парижской школы, было немало выходцев с белорусских земель [10]. На территории современной Беларуси родились и начали свою профессиональную карьеру такие ключевые фигуры художественного авангарда ХХ столетия, как Марк Шагал и Хаим Сутин. Формирование коллекции содействует включению этого богатого пласта мировой культуры 1910-1930-х годов в историю белорусской живописи и приданию белорусскому искусству импульса для дальнейшего развития.
Примечательно, что до 2011 года значимых работ представителей Парижской школы в Беларуси практически не было. Виктор Бабарико так выразился по этому поводу: «Стыдно, когда на родине Шагала нет ни одной его работы» [6].
Со временем концепция корпоративной коллекции расширилась, что связано с реализацией национального историко-культурологического проекта «Арт-Беларусь», целью которого является показать процесс развития культуры Беларуси во всей его полноте и непрерывности [11]. Позицию Белгазпромбанка по этому вопросу озвучил советник председателя правления Владимир Сажин:
Мы придаем этому проекту более цельное значение – возвращение культурного наследия Беларуси на историческую родину. В этом аспекте коллекция будет расширена не в смысле точного следования названию «Художники Парижской школы из Беларуси», но с осознанием необходимости возвращения белорусских корней на белорусскую землю.
В 2013 году собрание пополнилось книгой Симеона Полоцкого «Жезл правления» 1667 года издания, картиной классика романтической живописи XIX столетия Валентия Ваньковича «Портрет Томаша Зана» – в Беларуси до этого времени не было ни одной оригинальной работы мастера[13]. Среди последних приобретений банка – театральный эскиз Леона Бакста, ведущего художника балетных «Русских сезонов» Дягилева в Париже, три работы Дмитрия Стеллецкого, характерного представителя объединения «Мир искусства» [14], и пр.
Основное место в коллекции занимают произведения живописи, здесь также представлена графика (Шагал, Любич, Бакст) и скульптура (Цадкин, Инденбаум). Книжность представлена изданием «Жезл правления» Симеона Полоцкого.
Оскар Мещанинов
Григорий Глюкман
Дмитрий Стеллецкий
Дата проведения | Название выставки | Музей | Город | Cтрана |
---|---|---|---|---|
сентябрь 2012 – январь 2013 | Художники Парижской школы из Беларуси[15] | Национальный художественный музей Республики Беларусь | Минск | Беларусь |
февраль 2013 – апрель 2013 | Художники Парижской школы из Беларуси | Дворец Румянцевых — Паскевичей | Гомель | Беларусь |
май 2013 – июль 2013 | Художники Парижской школы из Беларуси | Витебский художественный музей | Витебск | Беларусь |
март 2014 – июль 2014 | Десять веков искусства Беларуси | Национальный художественный музей Республики Беларусь | Минск | Беларусь |
сентябрь 2014 – ноябрь 2014 | Художники Парижской школы из Беларуси[16] | Вильнюсская картинная галерея | Вильнюс | Литва |
Марк Шагал «Зелёный пейзаж». Холст, масло. 27 × 22 см. 1948-1950. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Марк Шагал «Часы на пылающем небе». Холст, масло, чернила. 69,7 × 30,5 см. 1947-1950. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Шрага Царфин «Полуденный пейзаж». Холст, масло. 59,8×80,8 см. Около 1950. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Шрага Царфин «Большая дорога». Холст, масло. 53,8×81,2 см. Около 1950. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Шрага Царфин «Букет белых цветов». Бумага, наклеенная на картон, масло. 64,8×49,9 см. Около 1950. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Михаил Кикоин «Пейзаж с прачками». Холст, масло. 92×73,3 см. Около 1925-1926. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Михаил Кикоин «Букет цветов». Холст, масло. 34,9×27 см. Около 1920. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Михаил Кикоин «Ваза с цветами». Холст, масло. 73×53,9 см. Около 1930-1935. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Леон Бакст «Эскиз костюма Жар-птицы к балету “Жар-птица”». Бумага; карандаш, акварель и гуашь, усиленные серебром и золотом. 68x49 см. 1922. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Цадкин Осип «Малая Пьета». Литье, черный лак, бронза. 28×29,8×18,8 см. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Леон Инденбаум «Обнаженный». Бронза. Высота 98 см. 1936. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Пинхус Кремень «Пейзаж в Сере». Холст, масло. 64,8×53,7 см. Около 1950. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Пинхус Кремень «Охотник». Холст, масло. 81×60 см. 1950–1960-е. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Валентий Ванькович «Портрет Томаша Зана». Холст, масло. 85,2 х 69 см. 1837-1839. Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Симеон Полоцкий «Жезл правления» (1667). Из корпоративной коллекции Белгазпромбанка
Белгазпромбанк инициировал съёмки документально-образовательного цикла «Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси», в котором масштабно показана банковская корпоративная коллекция. Создателями видеопроекта являются режиссёры Олег Лукашевич и Александр Алексеев. Премьера документального цикла состоялась 24 мая 2014 года на телеканале «Беларусь 1» [17].
Корпоративная коллекция Белгазпромбанка.