22-10-2023
Кто подставил кролика Роджера | |
Who Framed Roger Rabbit | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Продюсер | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
Чарльз Флейшер |
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
104 мин. |
Бюджет |
70 млн $ |
Страна | |
Язык | |
Год | |
IMDb |
ID 0096438 |
«Кто подста́вил кро́лика Ро́джера» (англ. Who Framed Roger Rabbit) — выпущенный в 1988 году компаниями «Touchstone Pictures» и «Amblin Entertainment» комедийный художественный фильм, обладатель 3 премий «Оскар»[1].
Картина примечательна тем, что в ней в объёме всего фильма скомбинирована рисованная анимация и игра живых актёров. Действие фильма происходит в 1947 году в вымышленном Лос-Анджелесе, где анимационные персонажи (именуемые «мультяшками», англ. toons) представлены как реальные существа, которые живут в настоящем мире рядом с людьми. В основном мультяшки проживают в районе Лос-Анджелеса, называемом Мультауном (англ. Toontown) и представляющем собой подобие этнического поселения одной национальной группы (по аналогии с Чайна-тауном, населённом эмигрантами из Китая). Большинство мультяшек работают актёрами мультфильмов, другие зарабатывают обычными для людей способами (в том числе и незаконными).
Бюджет фильма составил 70 млн долларов. «Кто подставил кролика Роджера» был одним из самых дорогих фильмов, выпущенных в то время, но затраты в конечном счёте покрылись кассовыми сборами более чем в 150 млн долларов в кинотеатрах США[2]. Лента предоставляет уникальную возможность увидеть мультипликационных персонажей от различных студий, задействованных вместе в одном фильме.
Сцены, сыгранные живыми актёрами, режиссировал Роберт Земекис, они снимались в основном на киностудии «Borehamwood» в Хартфордшире, Англия. Мультипликационный материал был режиссирован Ричардом Уильямсом и снят на его лондонской анимационной студии.
В основу сюжета лёг роман 1981 года «Who Censored Roger Rabbit?» Гэри Вульфа, адаптированный сценаристами Джеффри Прайсом и Питером Симаном.
Фильм был выпущен в прокат «Буэна-Виста дистрибьюшн» при поддержке филиала «Тачстоун пикчерз». В США получил рейтинг PG от MPAA. В СССР известен в переводе А. Гаврилова под названием «Кто хотел погубить кролика Роджера». В России фильм впервые показан на телеканале РТР дублированным на русский язык 31 декабря 1995 года.
Содержание |
Картина начинается с заглавных титров короткометражного мультипликационного фильма «Somethin’s Cookin» («Запахло жареным»), в котором принимают участие главный герой фильма антропоморфный кролик Роджер и малыш Герман (в действительности не младенец, а карлик). Роджер, согласно сюжету, оставлен присматривать за Германом, пока его мать ходит в парикмахерскую. Малыш выбирается из манежа и отправляется на кухню, где пытается с риском для жизни добраться до банки с печеньем, стоящей на холодильнике. Роджер, отвлёкшийся на некоторое время, обнаруживает пропажу Германа и пытается вернуть его в манеж, сам при этом попадая в те же неприятности, от которых пытается уберечь малыша. Когда на него падает холодильник, вокруг головы Роджера начинают кружить птички, раздаётся команда режиссёра «Стоп!» и оказывается, что вся сцена имела место на съёмочной площадке, а вместо птичек Роджер должен был по сценарию пустить звёздочки.
Недовольный рассеянностью Роджера владелец студии «Maroon Cartoons» Р. К. Марун нанимает частного детектива Эдди Валианта (Боб Хоскинс) для следующего дела: ходят слухи, будто бы жена кролика, Джессика Рэббит (мультяшная роковая женщина), имеет связь на стороне. Марун хочет предоставить Роджеру доказательства измены, рассчитывая (как ни странно), что это поможет кролику сконцентрироваться на работе. Далее по ходу развития сюжета происходит убийство магната Марвина Акме, владельца компании «Acme» и Мультауна. Именно с ним встречалась Джессика Рэббит (проводя время за безобидной на человеческий взгляд игрой в «ладушки»), и первым под подозрение попадает кролик Роджер. У него есть мотив и нет алиби, а улики, найденные на месте преступления, указывают на то, что убийца — мультяшка.
На след Роджера выходит судья Рок (Кристофер Ллойд) из Окружного верховного суда Мультауна и его подручные, банда хорьков из «мультяшного патруля» (англ. toon patrol). Вопреки распространённому мнению о том, что мультяшку невозможно убить, Рок нашёл действенное средство: смесь ацетона, бензола и скипидара. «Сироп», как его называют в фильме, способен растворить любого мультяшку, и поэтому Роджеру, несмотря на его мультипликационную природу, грозит вполне реальная смерть.
Единственный человек, способный помочь Роджеру доказать его невиновность, — Эдди Валиант, частный детектив, испытывающий определённые трудности с алкогольной зависимостью. В то же время основная сложность в том, что Валиант с некоторых пор ненавидит «мультях». Когда-то давно они с братом Тедди Валиантом держали детективное агентство, и каждый обитатель Мультауна знал: если попал в беду, есть лишь одно место, где тебе помогут — «Валиант и Валиант». Но несколько лет назад во время расследования ограбления неизвестный мультяшка сбросил на них с Тедди с 15-го этажа рояль. Эдди сломал руку, а его брат погиб. Тем не менее, Валиант берётся помочь Роджеру (вероятно, не столько из добрых побуждений, сколько чтобы насолить судье Року, или, что ещё вероятнее, испытывая вину перед Роджером за сделанные фотоснимки, послужившие основанием для обвинения кролика в убийстве).
По ходу расследования Валиант приходит к выводу, что Роджер стал пешкой в крупной игре, и основные события касаются завещания убитого Марвина Акме, в котором тот собирался передать Мультаун мультяшкам в пожизненное владение. Некая компания «Cloverleaf Industry», скупающая по всему городу земельные участки, предложила муниципалитету приличную сумму за Мультаун, и Валиант начинает подозревать, что судья Рок нанят этой компанией и лично заинтересован в том, чтобы завещание не было найдено до наступления полуночи.
Позднее оказывается, что судья Рок является единственным владельцем «Cloverleaf». Он видел проектную документацию, согласно которой муниципалитет собирается проложить недалеко от Мультауна автостраду, и планирует обогатиться, застроив прилегающую к будущей автостраде территорию закусочными быстрого обслуживания, автозаправками и т. д. Если завещание не будет найдено, городские власти продадут Мультаун компании «Cloverleaf», и судья Рок зальёт город со всеми его обитателями «сиропом».
В кульминационный момент фильма, происходящий на складе «Акме», Рок и его подручные разбрызгивают из гидравлической пушки «сироп», пытаясь убить Роджера и Джессику. Во время заключительного поединка выясняется, что судья Рок — тоже мультяшка, и более того, именно он убил Тедди Валианта. В схватке с Роком, Эдди сбивает вентиль с 15-тонной ёмкости с «сиропом», судью обдаёт струёй под напором, и он гибнет, тая в луже им же придуманного растворителя.
Тут же находится завещание Марвина Акме, написанное «исчезающими и снова проявляющимися чернилами» (Роджер использовал завещание как чистый лист, чтобы написать на нём любовную записку Джессике), Мультаун переходит в вечное пользование мультяшкам, которые в восторге исполняют песню «Smile, Darn Ya, Smile».
Фильм дублирован творческой группой «Союза работников дубляжа» по заказу ВГТРК в 1995 году.
Роли дублировали
Who Framed Roger Rabbit (Soundtrack from the Motion Picture) | |
Саундтрек к фильму «Кто подставил кролика Роджера» | |
---|---|
Дата выпуска | |
Записан |
1988 |
Жанр | |
Длительность |
45:57 |
Лейбл | |
Музыку к фильму написал постоянный композитор фильмов Земекиса Алан Сильвестри. Композиции исполнил Лондонский симфонический оркестр под руководством самого Сильвестри, при этом музыкальные темы Джесики были полностью симпровизированы оркестром. В целом музыка для фильма написана под сильным влиянием работ Карла Стеллинга[3][4]. Также в фильме звучит песня Джо Маккоя «Why Don’t You Do Right?» в исполнении Эми Ирвинг.
Саундтрек был впервые выпущен Touchstone Records 22 июня 1988 года на CD и LP в США и некоторых европейских странах. 16 апреля 2002 года саундтрек был переиздан Walt Disney Records на CD[5].
№ | Название | Исполнители | Длительность |
---|---|---|---|
1. | «Maroon Logo» | Сильвестри и ЛСО | 0:19 |
2. | «Maroon Cartoon» | Сильвестри и ЛСО | 3:25 |
3. | «Valiant & Valiant» | Сильвестри и ЛСО | 4:22 |
4. | «The Weasels» | Сильвестри и ЛСО | 2:08 |
5. | «Hungarian Rhapsody (Dueling Pianos)» | Тони Ансельмо, Мел Бланк | 1:53 |
6. | «Judge Doom» | Сильвестри и ЛСО | 3:47 |
7. | «Why Don't You Do Right?» | Эми Ирвинг, Чарльз Флейшер | 3:07 |
8. | «No Justice for Toons» | Сильвестри и ЛСО | 2:45 |
9. | «The Merry-Go-Round Broke Down (Roger's Song)» | Fleischer | 0:47 |
10. | «Jessica's Theme» | Сильвестри и ЛСО | 2:03 |
11. | «Toontown» | Сильвестри и ЛСО | 1:57 |
12. | «Eddie's Theme» | Сильвестри и ЛСО | 5:22 |
13. | «The Gag Factory» | Сильвестри и ЛСО | 3:48 |
14. | «The Will» | Сильвестри и ЛСО | 1:10 |
15. | «Smile, Darn Ya, Smile!/That's All Folks» | Toon Chorus | 1:17 |
16. | «End Title (Who Framed Roger Rabbit)» | Сильвестри и ЛСО | 4:56 |
Хотя пробные показы фокус-группам предвещали провал, выход «кролика Роджера» в широкий прокат 21 июня 1988 года был встречен в целом положительно. Влиятельные американские критики Джин Сискэль и Роджер Эберт включили фильм в свои списки десяти лучших фильмов 1988 года. Эберт охарактеризовал его, как «лёгкий, очаровательный с первого и до последнего кадра игровой фильм, это весёлый, легкомысленный, дурашливый праздник, который только можно устроить с помощью кинокамеры»[6]. Кинокритики с сайта Rotten Tomatoes поставили фильм «Кто подставил кролика Роджера» на 29-е место в рейтинге «Best of Rotten Tomatoes», в который заносятся фильмы со стопроцентно положительными отзывами[7].
Несмотря на то, что «Кто подставил кролика Роджера» считают классикой современного кино, фильм также имеет и негативные отзывы в свой адрес. Основная доля критики основана на противоречивом тоне фильма, в котором комичные мультипликационные персонажи наложены на мрачный сюжет фильма-нуар. Хотя сочетание этих двух составляющих было изначально задумано создателями фильма, некоторые чувствовали, что тон фильма слишком противоречив, из-за чего невозможно однозначно сказать, детский ли это фильм, или же фильм для взрослых. Явное и навязчивое использование темы секса (Джессика Рэббит) и бессмысленной жестокости (судья Рок) по мнению многих американских родителей и зрителей в анимации представлялось неуместным[8].
Фильм удостоен четырёх премий «Оскар» Киноакадемии: «Лучшие звуковые эффекты», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший монтаж фильма» и поощрительная премия Ричарду Вильямсу как «режиссёру анимации и создателю анимационных персонажей». Фильм выдвигался ещё на следующие номинации: «Лучшее художественное оформление», «Лучшая операторская работа» и «Лучшее звуковое оформление».
Фильм «Кто подставил кролика Роджера» открыл новую эру в американской анимации. С широким распространением мультипликации на телевидении начиная с 1960-х годов эта область медленно деградировала до уровня т. н. «утренних субботних шоу» (низкобюджетных телевизионных мультсериалов). Даже такие гиганты мультипликации как Walt Disney Company не видели перспектив анимационного производства как главного направления деятельности[9]. Этот дорогой фильм (стоимость производства 70 миллионов долларов — даже по нынешним меркам приличная сумма) был очень рискованным шагом для компании, и риск был оправдан позже превосходной окупаемостью. После кролика Роджера возобновился интерес к истории анимации и людям-легендам в этой области, таким как Текс Эйвери, Чак Джонс, «Touchstone» и «Disney» в попытках восстановить практику кинопроизводства короткометражной мультипликации. «Tummy Trouble» перед фильмом «Дорогая, я уменьшил детей» (эти серии входили в оригинальный выпуск фильма на видео); «Roller Coaster Rabbit» перед «Диком Трейси» и «Trail Mix-Up» перед «A Far Off Place». Все эти фильмы были выпущены в 1996 году на кассете под названием «The Best of Roger Rabbit», а в 2003 году на специальном выпуске DVD «Кто подставил кролика Роджера». «Tummy Trouble» был снят на главной студии «Walt Disney Feature Animation» в Бербанке, Калифорния; другие две серии были сняты на вспомогательной студии, расположенной на «Disney-MGM Studio» в Орландо. Ральф Бакши — они все уже воспринимались по-новому и получили благодарности и принятие от зрителей во всем мире.
Фильм интересен ещё тем, что в нём впервые (и по настоящий момент) персонажи от нескольких анимационных студий (таких как «Walt Disney Company», «Universal Pictures», «MGM», «Republic Pictures», «Turner Entertainment», «Warner Bros.») появляются на экране одновременно. Так, впервые встретились в кадре Багз Банни и Микки Маус, Даффи Дак и Дональд Дак.
Кроме того, было выпущено три дополнительных короткометражных фильма, в которых фигурировали кролик Роджер, Джессика Рэббит и малыш Герман. Эти серии показывались в кинотеатрах перед различными фильмами студии «The Walt Disney Company».
Более сотни отдельных фрагментов фильма были объединены, чтобы совместить элементы живого действия и анимации. Сами анимационные персонажи были прорисованы вручную без компьютерной мультипликации (в отличие от трёх последовавших короткометражных фильмов); для создания теней и освещения мультяшек использовались оптические эффекты, создаваемые при помощи трюкмашин (англ. optical printers), чтобы придать им более реалистичный объёмный вид.
Сценарист Питер Симан объяснил подобные ошибки тем, что целью фильма было «развлечение, а не история анимации».
Фильмы Роберта Земекиса | |
---|---|
1970-е | Я хочу держать тебя за руку |
1980-е | Подержанные автомобили • Роман с камнем • Назад в будущее • Кто подставил кролика Роджера • Назад в будущее 2 |
1990-е | Назад в будущее 3 • Смерть ей к лицу • Форрест Гамп • Контакт |
2000-е | Что скрывает ложь • Изгой • Полярный экспресс • Беовульф • Рождественская история |
2010-е | Полёт |
Кто подставил кролика Роджера.