17-10-2023
ЧАО Завод „Кузница на Рыбальском“ | |
Тип | |
---|---|
Основание | |
Расположение |
01000, Киев, ул. Электриков, 26[2] |
Ключевые фигуры |
П. И. Блиндар - ген. директор |
Отрасль |
машиностроительная промышленность, металлообрабатывающая промышленность |
Продукция | |
Дочерние компании |
«ЛК-Металлургия» ОАО «Завод „Ленинская кузница“» |
Сайт |
lk.com.ua |
ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» (укр. ПрАТ «Завод „Кузня на Рибальському“»; в 1924—2017 — Ленинская кузница) — судостроительное предприятие в Киеве, владельцем которого является опосредствованно президент Украины Петр Порошенко[3].
Механическое предприятие со сталелитейным производством было основано в 1862 году[4] и в дальнейшем из небольших полукустарных мастерских было преобразовано в крупное промышленное предприятие.
В 1889 общество «Донат, Липковский и К» было преобразовано в общество «Киевский машиностроительный завод».
В 1894 году завод перешёл в собственность акционерного общества «Южнорусский машиностроительный завод». В этот период времени завод специализировался на производстве чугунного литья, а также машин для винокуренных, сахарных заводов и мельниц[1].
Рабочие завода входили в состав марксистских кружков киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и принимали участие в революции 1905 года[1].
В 1913 году завод освоил производство буксирных пароходов[1].
Красногвардейцы завода участвовали в январском восстании 1918 года против Центральной рады[1].
В марте 1919 года завод был национализирован[1]. Первым документом, регламентирующим статус предприятия в составе советской оборонной промышленности можно считать Постановление Совета Обороны Украины № 290 от 24 июня 1919 г. о признании Киевской верфи оборонным предприятием, в соответствии с которым, предприятие официально именовалась Первая Киевская советская верфь, на неё возлагались задачи по своевременному обеспечению кораблями Днепровской флотилии, для этих целей все рабочие и служащие верфи признавались мобилизованными[5].
В 1924 году в соответствии с Постановлением Киевского губернского исполкома «Южнорусский машиностроительный завод» был переименован в завод «Ленинская кузница»[1][6].
После начала индустриализации, в 1928 году было принято решение о развитии речного водного транспорта и организации речного судостроения в УССР.
До 1929 года завод «Ленинская кузница» не имел специализации, однако после поступившего в 1929 году крупного заказа от Днепровского речного пароходства было принято решение о расширении производственных мощностей и техническом перевооружении предприятия. Всего на перевооружение и расширение завода в 1930—1934 гг. было выделено 22 млн. рублей, оборудование для завода изготавливали московский завод «Красный пролетарий», ленинградский «Красный путиловец» и горьковский «Двигатель революции». В 1932 году был построен новый котельный цех завода объёмом 100 тыс. м³. На левом берегу Днепра на Рыбальском полуострове была построена судостроительная верфь, обеспечивавшая возможность строительства до 30 судов в год[7].
Перед началом Великой Отечественной войны на заводе был создан заводской штаб местной противовоздушной обороны, деятельность которого была включена в систему противовоздушной обороны Киева[8], строились миноносцы «Видлица» и «Волочаевка».
Летом 1941 года на заводе был освоен ремонт пулемётов, артиллерийских орудий и другого вооружения для советской армии; рабочие завода участвовали в строительстве укреплений и баррикад[9]. С приближением к городу линии фронта основное оборудование завода было эвакуировано на восток[1], в Татарскую АССР, где завод начал выпуск военной продукции[10].
В период немецкой оккупации на заводе действовали подпольная диверсионная группа (в организационном отношении подчинённая Железнодорожному подпольному райкому КП(б)У)[11], руководителем которой являлся А. В. Шохин, а также несколько действовавших в инициативном порядке рабочих-антифашистов:[12][13].
Восстановление завода началось вскоре после освобождения Киева в ноябре 1943 года, в ходе реэвакуации промышленности оборудование завода было возвращено в Киев. На предприятии был освоен ремонт тяжёлых танков и уже в марте 1944 года рабочие завода начали перевыполнять установленные плановые показатели производительности труда[14]. На пожертвования рабочих и служащих завода, перечисленные в Фонд обороны для РККА был построен танк «Ленинская кузница»[15].
В 1948 году коллектив работников завода был награждён Сталинской премией — за разработку и внедрение в производство в 1947 году усовершенствованной конструкции стандартного речного буксира[16].
Восстановление завода было полностью завершено в 1950 году[1].
В 1954 году завод освоил производство среднетоннажных морских рыбопромысловых судов, многоковшовых землечерпалок и иных земснарядов[1].
В 1957 году завод освоил производство судовых машин и котлов[1].
В 1959 году завод освоил выпуск оборудования для химической промышленности[1].
В 1962 году завод был награждён орденом Ленина[1].
Один из рабочих завода «Ленинская кузница», бригадир слесарей-сборщиков Н. Р. Молодченко стал Героем Социалистического Труда[17].
В начале 1970-х годов группа специалистов завода «Ленинская кузница» длительное время работала на строительстве комбината химического волокна в городе Видин, помогая в монтаже и настройке оборудования. После окончания работ, три работника завода были награждены болгарскими правительственными наградами (старший инженер-конструктор В. И. Босуновский был награждён орденом НРБ III степени, слесарь А. А. Мищенко и старший техник Б. Н. Полищук были награждены орденом Труда)[18].
В 1979 году завод взял шефство над учебно-производственным комбинатом Днепровского района Киева, где были оборудованы 52 рабочих места для производственного обучения свыше 100 старшеклассников[19].
В соответствии с принятой в октябре 1981 года Киевским горисполкомом комплексной научно-технической программой «Охрана окружающей среды города и рациональное использование природных ресурсов и сырья» была произведена реконструкция и усовершенствование очистных сооружений завода[20].
В 1982 году лаборатория автоматизации конструирования корпусов судов ЦКБ «Ленинская кузница» повысила уровень унификации корпусных конструкций выпускаемых судов, что позволило снизить расход листового металла[21].
На момент распада СССР на заводе работало свыше 6000 работников.
22 мая 1993 года был достроен и в 1994 — введён в состав военно-морских сил Украины корвет проекта 1124М «Луцк»[22].
В 1995 году завод был приватизирован и преобразован в открытое акционерное общество.
С 1995 по 1998 год производство на заводе практически остановилось[23].
В сентябре 1999 года был спущен на воду построенный заводом речной сухогруз-контейнеровоз «ROBO-1», изготовленный по заказу голландской фирмы[24].
В конце мая 2000 года был спущен на воду построенный заводом сухогруз грузоподъемностью 1,5 тыс. тонн, изготовленный по заказу немецкой фирмы «Schiffswerft Schlomer GmbH Co. KG»[25].
11 октября 2001 года был спущен на воду построенный заводом речной сухогруз «Y408», предназначенный для транспортировки контейнерных и сыпучих грузов[26].
В 1991—2002 гг. на заводе был построен и 15 марта 2002 — спущен на воду и введён в состав военно-морских сил Украины корвет «Тернополь».
В феврале 2004 года на заводе началось производство двух речных бронекатеров проекта 58150 «Гюрза» для пограничной службы Узбекистана (их производство было завершено в декабре 2004).
По состоянию на 2008 год, предприятием был освоен выпуск водогрейного котлоагрегата КОАВ-68, а также паровых котлоагрегатов КВА-0,25/3-1, КВА-0,63/5-1, КВА-1,0/5-1 и КВА-1,0/6-1[2].
В 2011—2012 гг. на заводе были построены первые два 7,4-тонных катера «UMS-1000» (5 октября 2012 года катера были доставлены в Севастополь и 10 октября 2012 — включены в состав Севастопольского отряда морской охраны ГПСУ под наименованием BG-16 и BG-17).
25 октября 2012 года на заводе состоялась торжественная церемония закладки двух артиллерийских речных бронекатеров «Гюрза-М» для военно-морских сил Украины[27]. В ноябре 2013 года их производство было приостановлено, но в октябре 2014 снова возобновилось[28]
В 2013 году на предприятии был освоен выпуск 40-мм автоматического гранатомёта УАГ-40.
В 2014 году на заводе был построен ещё один катер «UMS-1000» (31 июля 2014 года включённый в состав Мариупольского отряда морской охраны ГПСУ под наименованием BG-22).
24 сентября 2014 на выставке «Зброя та безпека-2014» завод «Ленинская кузница» представил новые разработки:
30 января 2015 было объявлено, что завод начал работы по созданию двух новых бронемашин: 10-тонной «Тритон» и 15-тонной «Арбалет»[32].
В апреле 2015 года предприятия ОАО "Завод «Ленинская кузница», ОАО «Черниговский завод радиоприборов» и ХК «Укрспецтехника» завершили разработку проекта защиты государственной границы[33]
К началу августа 2015 года численность работников предприятия составляла 350 человек, завод выполнял судоремонтные работы и продолжал строительство двух бронекатеров «Гюрза-М» для ВМС Украины (заказанных министерством обороны Украины в 2012 году)[34].
31 августа 2015 было объявлено, что предприятие завершает разработку бронемашины «Тритон», первый экземпляр которой планируется изготовить до конца 2015 года[35]. 22 сентября 2015 завод представил демонстрационный образец бронемашины «Тритон» на оружейной выставке «Зброя та безпека-2015»[36].
15 октября 2015 государственная пограничная служба Украины заказала заводу строительство малого патрульного катера для морской охраны ГПСУ стоимостью 14,96 млн гривен[37].
10 ноября 2015 завод спустил на воду первый бронекатер «Гюрза-М» для ВМС Украины, который получил обозначение БК-01 (заводской номер 01023)[38]. 7 апреля 2016 года на заводе были заложены ещё 4 бронекатера «Гюрза-М» для ВМС Украины[39].
По состоянию на 2016 год на заводе работает около 350 работников. 29 февраля 2016 года экс-министр обороны Украины, лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко заявил:
Есть в Киеве крупное предприятие. Непростое, президентское. «Ленинская кузня» называется. До сих пор. Не верите? Декоммунизация, говорите? Если уж совсем точно, то «Ленинская кузница» или Leninska kuznya. Потому что на официальном сайте предприятия президента Украины украинской версии вообще нет[40]
После этого глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович заявил, что завод Порошенко нарушает закон о декоммунизации и находится среди штрафников[41]. Затем акционеры ПАО «Завод „Ленинская кузня“» были вынуждены поднять вопрос о потенциальном переименовании. Завод переименован 30 марта 2017 в «Кузница на Рыбальском», одновременно была изменена и форма собственности[42][43].
Завод «Кузница на Рыбальском» производит следующие типы судов:
Рядом с верфью завод имеет высокоразвитое машиностроительное производство, которое имеет следующие направления:
|
|
|
|
|
|
|
|
Кузница на Рыбальском.