Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Курепанов, Иван Васильевич

19-10-2023

Курепанов Иван Васильевич
Дата рождения

1771 год(1771)

Дата смерти

1826 год(1826)

Принадлежность

 Российская империя

Награды и премии

Курепа́нов Ива́н Васи́льевич (17711826) — русский кораблестроитель XIX века, преподаватель кораблестроения училища корабельной архитектуры.

Содержание

Биография

Иван Курепанов родился в 1771 году.

В июле 1786 года он был принят на службу тиммерманским (плотницким) учеником 2 класса. До 1794 года работал на российских кораблестроительных верфях.

В 1794—1801 годы Курепанов изучал кораблестроение в Англии, составлял чертежи военных судов новой конструкции английского флота и доставлял их в Россию. В 1801 году составил перевод статей, относящихся к кораблестроению, английской энциклопедии «Британика».

21 апреля 1799 года он был произведён в корабельные подмастерья.

В 1804 году Ивана Курепанова произвели в помощники корабельного мастера и назначили в училище корабельной архитектуры преподавателем кораблестроения. 31 декабря 1804 года он был произведён в корабельные мастера 9 класса. Обучая будущих кораблестроителей он совмещал работу на верфях Санкт-Петербурга, Павловска, Лодейного поле.

В 1805 году он вместе с кораблестроителем Сарычевым построил свой первый корабль 60-пушечный линейный корабль «Скорый».

Всего за свою жизнь И. В. Курепанов построил свыше 25 кораблей из них восемь парусных линейных кораблей, пять фрегатов и много более мелких судов.[1] В 1806 году Курепанова произвели в корабельные мастера 8 класса, в том же году он построил 14-пушечный катер «Опыт» и плавучий маяк. Затем его назначили начальником 2 отделения адмиралтейских мастеровых служителей.

В 1807 году корабел построил в Павловске трешкоут (небольшое палубно-гребное прогулочное судно), за что был Высочайше пожалован бриллиантовым перстнем.

В 1810 году Курепанова определили в члены комитета училища корабельной архитектуры. Он продолжал совмещать преподавание в училище и строительство кораблей. В 1811 году под его руководством были построены 74-пушечный корабль «Чесма» (спущен на воду 24 мая 1811 г.), 44-пушечный фрегат «Автроил», малая яхта для принцессы Ольденбургской Екатерины Павловны (за последнюю ее высочество пожаловала мастера бриллиантовым перстнем).

В 1812 году Курепанов исправил и переделал придворные галеты «Паллада» и «Церера», яхты «Нева» и «Голубка», министерский галет «Торнео», учебные суда Морского корпуса: фрегат «Малый» и бриг «Симеон и Анна». Все эти суда готовили на случай боевых действий в Отечественной войне.

1 июля 1816 года И. В. Курепанова назначили помощником директора кораблестроения с оставлением в прежней должности, 12 декабря произвели в 7 класс. В 1817 году он был награждён орденом Святого Владимира IV степени.

В 1819 году Курепанова наградили орденом Святой Анны II степени.

В 1820 году Иван Курепанов построил камели (плоскодонные суда, состоявшие из двух частей, подводившихся под корабли для проводки их через мель) для 120-пушечных кораблей.

В 1825 году Курепанов построил свой последний корабль — 84-пушечный «Гангут».

Скончался корабельный мастер в 1826 году.

Разработки

Под руководством И. В. Курепанова были построены:

  • 60-пушечный линейный корабль «Скорый» (1805 год, вместе с Сарычевым) на Адмиралтейской верфи, Санкт-Петербург.
  • 14-пушечный катер «Опыт» (1806)
  • 44-пушечный фрегат «Амфитрида» (cпущен на воду 11 июля 1807) на Адмиралтейской верфи.
  • 120-пушечный корабль «Храбрый» (спущен на воду 1 июля 1808 года, строил совместно с Я. Я. Лебрюном), на Адмиралтейской верфи.
  • бомбардирские корабли 24-пушечный «Перун» и 18-пушечный «Молния» (1808).
  • геммам «Торнео» (спущен на воду 13 сентября 1808 года).
  • 36-пушечный «Свеаборг» (спущен на воду 18 сентября 1809 года), на Адмиралтейской верфи.
  • 74-пушечный корабль «Трех Святителей» (спущен на воду 30 сентября 1810 года).
  • 74-пушечный линейный корабль «Чесма» (спущен на воду 24 мая 1811 г.)
  • 44-пушечный фрегат «Автроил» (1811)
  • 74-пушечный линейный корабль «Петр» (спущен 7 августа 1814 г.)
  • Шлюп «Мирный» (до 24 апреля 1819 г. «Ладога») спущен на воду 18 июня 1818 года, Олонецкая верфь в Лодейном поле.
  • Шлюп «Благонамеренный» (до 22 апреля 1819 «Свирь») спущен на воду в августе 1818 года, Олонецкая верфь в Лодейном поле.
  • 110-пушечный корабль «Твердый» (спущен на воду 5 сентября 1819 г.) на Адмиралтейской верфи.
  • 84-пушечный линейный корабль «Гангут» (1825)

По чертежам И. В. Курепанова были построены:

  • пароход «Легкий» (1825)
  • пароход «Спешный» (спущен 5 июля 1826 г.)

Примечания

  1. Ф. Ф. Беллинсгаузен Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света// СПб: Морская Типография, 1832. — 274 с.

Литература

  • Данилов А. М. Линейные корабли и фрегаты русского парусного флота. Минск: Амалфея, 1996. http://www.morflot.su/archives/articles1435file.pdf Н. Скрицкий // Морской флот. — 2007. — N 1. — С. 89-90 . — ISSN 0369-1276
  • Виктор Сергеевич Шитарев, ШЛЮПЫ, Журнал «Двигатель» № 1, 2010 г.
  • В. М. Головнин Путешествия вокруг света М.: Мысль, 1965.

Ссылки

  • Развитие в России линейного парусного флота
  • Курепанов Иван Васильевич, Морская энциклопедия

Курепанов, Иван Васильевич.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06