Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Окунев, Михаил Михайлович

23-10-2023

Окунев Михаил Михайлович
Дата рождения

10 сентября 1810(1810-09-10)

Место рождения

город Санкт-Петербург

Дата смерти

24 февраля 1873(1873-02-24) (62 года)

Место смерти

город Санкт-Петербург

Принадлежность

 Российская империя

Звание

генерал-майор

Награды и премии

Óкунев Михаи́л Миха́йлович (10 сентября 1810 — 24 февраля 1873) — русский кораблестроитель, один из основателей Русского Технического Общества России, писатель, генерал-майор.

Содержание

Биография

Родился 10 сентября 1810 года в Санкт-Петербурге. Представитель русского дворянского рода Окуневых.

22 января 1823 года поступил в Училище корабельной архитектуры.

30 апреля 1830 года был произведён в прапорщики Корпуса корабельных инженеров и оставлен для преподавания математики в училище, переименованном в те годы в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа .

В феврале 1834 года «за отличие» произведён в подпоручики, в 1838 году в поручики, а 30-го марта 1841 года в штабс-капитаны.

С 1840 года на инженерно-судостроительных должностях в Гребном порту в Петербурге возглавлял ремонт вспомогательных судов.

25 октября 1842 года переведён на Черноморский флот, где заведовал строительством малых судов: портовых пароходов, транспортов, лоцмейстерских и маячных судов, в том числе и первого на Черном море железного судна — бота (1849), руководил сборкой судов, присланных частями из Англии.

В 1844 году он был командирован в Англию, а в 1845 году на уральские заводы для указания нового способа выплавки якорей.

С 1849 года работает в Николаевском порту по постройке транспортов «Прут», «Килия», «Арагва», «Рени» и парохода «Ординарец».

В 1852—1854 годах работал на Нижегородской фабрике (позднее Сормовский завод) Волжского пароходства, где организовал железное и паровое судостроение.

4 января 1858 года назначен старшим корабельным инженером астраханского порта. Создал судостроительную базу на Каспийском море.

В 1860 году переведён в Петербургский порт судостроителем, а позднее в Кронштадтский порт старшим судостроителем. Руководил ремонтом судов и достройкой боевых кораблей, в том числе корветов «Новик», «Рында», «Богатырь» и «Боян», клиперов «Алмаз» и «Жемчуг».

30 июля 1862 года М. М. Окунев был уволен по прошению в отставку с производством в полковники. Занимался научной деятельностью, публиковал статьи в журнале «Морской сборник» по вопросам судостроения и машиностроения. Был одним из организаторов в 1866 году и председателем IV отдела Русского технического общества.

В 1868 году вновь поступил на службу и 12 февраля 1868 года назначен старшим судостроителем Петербургского порта. Вместе с А. Е. Леонтьевым возглавил строительство броненосца «Крейсер» (переименованного позднее в «Петр Великий»). Был членом Кораблестроительного отдела Морского технического комитета.

В 1871 году Окунев был произведён в генерал-майоры.

Умер 24 февраля 1873 года в Санкт-Петербурге.

Награды

  • Награждён орденом Святой Анны 3-й степени

Сочинения

  • «Опыт сочинения чертежей военным судам» (СПб. 1836 г.)
  • «Краткое руководство теории кораблестроения» (1841)
  • «Временные рули», журнал «Записки Морского Ученого Комитета»
  • «Теория и практика кораблестроения» — многотомный труд в 5 частях по судостроению, техническое руководство и справочник для русских судостроителей XIX века. (СПб. 1865—1873)
  • Статьи в журнале «Морской сборник»: «О сопротивлении железа удару ядер», «О нижегородской машинной фабрике», «О новейших способах производства стали и железа», «О сбережении топлива на броненосных судах», «Обзор последних усовершенствований по разным отраслям морского искусства», «Замечание о железной броне», «Публичные лекций о корабельной архитектуре, читанные в Кронштадте в феврале и марте 1866 г.», «Обозрение новейших способов постройки железных судов», «О средствах для развития русской морской торговли и торгового мореплавания», «О морских паровых машинах г-на Дюппюи-ди-Лома».

Переводы: «Описание разных предположений по кораблестроению» Блака, (перевод с английского, 1836 г.); «О железном судостроении» Грентама (перевод с английского, 1862 г.); «О броненосных судах» Рида (перевод с английского,1862 г.).

Разработки

Корабли, построенные под руководством М. М. Окунева:

  • пароход «Страшный» (1844—1846)
  • лоцманские суда типа «Буг» (1844—1846)
  • лоцшхуна «Астролябия» (1844—1846)
  • транспорты: «Прут», «Килия», «Арагва», «Рени» (1849—1851)
  • пароход «Ординарец» (1849—1851)
  • железный винтовой транспорт «Калмык» (1858)
  • Броненосец «Петр Великий» (первоначальное название «Крейсер») (1872)

Литература

В. В. Арбузов Броненосец «Петр Великий»

Ссылки

  • Окунев Михаил Михайлович. Большая биографическая энциклопедия
  • Окунев Михаил Михайлович. Морская энциклопедия.
  • Из истории судостроения. Военное время.

Примечания

Окунев, Михаил Михайлович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06