Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Марина Неелова

19-10-2023

Марина Неёлова
Имя при рождении:

Марина Мстиславовна Неёлова

Дата рождения:

8 января 1947(1947-01-08) (65 лет)

Место рождения:

Ленинград,
РСФСР, СССР

Профессия:

актриса театра и кино

Гражданство:

 СССР Россия

Годы активности:

1968 — настоящее время

Театр:

МДТ «Современник»

Награды:
Ника — 1993
Государственная премия РСФСР в области театрального искусства (1990)
IMDb:

ID 0628669

Сайт:

neelova.ru

Мари́на Мстисла́вовна Неёлова (8 января 1947, Ленинград) — советская и российская актриса театра и кино. Большая часть творческой биографии пришлась на работу в театре «Современник». Наиболее известные роли она сыграла в таких картинах как: «Монолог», «Осенний марафон», «Фантазии Фарятьева» и «Дорогая Елена Сергеевна». Народная артистка РСФСР (1987).

Содержание

Биография

Марина Неёлова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде в семье, далёкой от театра или кино. Валентина Николаевна, посвятившая жизнь воспитанию дочери, поощряла её желание выразить себя в искусстве. В 4-летнем возрасте девочка начала заниматься балетом. С детства Марина мечтала стать актрисой[1].

В 1964 Неёлова поступила и в 1969 году закончила актёрский факультет ЛГИТМиК (мастерская Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд). Ещё будучи студенткой 3-го курса Неёлова дебютировала в кинематографе, исполнив сразу две роли в фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка» и работа сразу была положительно отмечена критиками.

Актриса мечтала попасть в труппу БДТ к Товстоногову, но не решилась прямо обратиться с просьбой к знаменитому режиссёру. В 1971 году Марина переезжает в Москву и устраивается в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Пробуется также у Эфроса. В 1974 году Неёлова переходит в «Современник». Валерий Фокин и Константин Райкин ввели её в спектакль «Валентин и Валентина» вместо выбывшей актрисы. С тех пор её профессиональная жизнь связана именно с этим коллективом[2].

В кино Неёлова начинала со сказочных и романтических ролей постепенно расширяя свой диапазон. В 1972 году она снимается в психологической драме «Монолог», где её напарником по главной роли стал Михаил Глузский. Фильм стал большим творческим достижением актрисы и о ней заговорили как о особом явлении[3].

В 1970—1980-е годы творческая карьера Марины Неёловой развивается вполне успешно. Она не испытывает недостатка в предложениях ведущих режиссёров страны. Она воплотила на сцене образы героинь известных постановок своего времени: Виола («Двенадцатая ночь»), Аня («Вишневый сад»), Маша («Три сестры»), Марья Антоновна («Ревизор»). Заметным достижением в кинематографе становятся её работы у ведущих мастеров кино страны: Георгия Данелия, Никиты Михалкова, Ильи Авербаха, Эльдара Рязанова, Вадима Абдрашитова и других.

С 1990 годов актриса стала значительно меньше сниматься, посвящая больше времени семье. В 1994—1997 годах она проживала во Франции с мужем, хотя продолжала появляться на сцене. Репертуар театра подстраивали под её расписание приездов[4].

В настоящее время Марина Неёлова живёт в Москве и продолжает работать в труппе «Современника»[3].

Очерк творчества

Фаина Раневская отзываясь о начинающей актрисе говорила: её талант нуждается в заботе режиссёра, товарищей по сцене, всех, кто отвечает у нас за театральное искусство, ибо талант — драгоценность[5]. Первые роли Неёловой это воплощение образов романтических и сказочных персонажей на экране. Актрисе очень подходило амплуа травести, с которого она начинала, но оно быстро стало тесным для неё. Наряду с Маргаритой Тереховой и Инной Чуриковой Неёлову сразу отнесли к наиболее ярким молодым дарованиям 1960-х[2][5].

Классическими для актрисы стали роли хрупких, ранимых, страдающих героинь, пытающихся отстоять своё «я». Неёловой удаётся продемонстрировать глубину в обыденных и житейских сюжетах, когда её женщины на экране становятся узнаваемыми типажами современного мира. Несмотря на разностороннее дарование Неёловой для неё больше подходит бытовой психологизм, нежели гротеск и эксцентрика ярких характерных ролей[6].

Неелова тем и уникальна в нашем кино, что обладает темпераментом трагедийной актрисы и, в то же время, представляет своеобразный психофизический тип, удивительно распространенный сегодня. Однако, для полной реализации тех возможностей, какие представляет это сочетание, актрисе уже не хватает «усредненных» мелодраматических сюжетов и камерных любовных перипетий

А. С. Плахов [6]

Исполняя двойную роль Виолы-Себастьяна в «Двенадцатой ночи» Неёлова вдохнула в образ подлинный юмор. Её персонажи глубоко женственны и неподражаемо сексуальны. Вячеслав Зайцев, создававший костюмы для Неёловой, говорил что Марина… соткана из секса[7][8].

С 1980-х годов репертуар актрисы обогатился комедийными ролями со склонностью к лёгкому фарсу («Красавец мужина», «Чужая жена и муж под кроватью»). Критики отметили широкий диапазон возможностей Неёловой, профессионализм и умение осветить совершенно неожиданные стороны образа.

Неоднократно Неёловой приходилось «дважды входить в одну и ту же реку» играя разных персонажей в одних и тех же постановках и фильмах. В картине Кошеверовой «Тень» она сыграла Аннунциату, а 17 лет спустя в «Тени…» Михаила Козакова — Юлию Джули. В сценическом варианте «Фантазий Фарятьева» режиссёра Лилии Толмачевой ей досталась роль младшей сестры Любы, а в картине у Авербаха она — старшая сестра Александра.

В 1990—2000 годах актриса стала реже появляться на сцене и экране. Однако, как исполнитель ещё советской школы, она не потерялась в авангардистских поисках нового времени. Так с 2007 года Неёлова исполняет парадоксальную роль Башмачкина в постановке Фокина «Шинель» на сцене «Современника» получив самые тёплые отклики театральной прессы[9].

Американский критик Питер Маркс так писал о работе Неёловой в постановке «Вишнёвого сада»:

Труднее всего вообразить, чтобы кто-то или что-то могло испортить игру Неёловой. Экстравагантно разодетая, похожая на поблекшую птичку, она оплакивает прежнюю жизнь, не в силах поверить, что её насильно лишают всего, что она любит. Финал пьесы проходит под стук топора — сад рубят, а в расширенных глазах Нееловой мы видим: топор ударяет прямо по её сердцу"

New York Times / 31 октября 1997 года[10].

Семья

В 1984 году Неёлова познакомилась с Гарри Каспаровым — она старше его на 16 лет. Гарри жил в Баку и приезжал к Марине, когда бывал в Москве. Их роман продлился около 2-х лет и затем прекратился по настоянию матери Гарри Каспарова. В 1987 году у Марины Неёловой родилась дочь Ника[11]. По ряду источников, отец — Гарри Каспаров[12][4], хотя он отрицает своё отцовство[13]. Ника в 2010 году окончила лондонскую Школу изобразительного искусства Слейд по классу скульптуры. В этом же году выиграла конкурс New Sensations, проводимый The Saatchi Gallery совместно с Четвёртым каналом телевидения Великобритании[14][15].

Муж Марины Неёловой — Кирилл Горациевич Геворгян, российский дипломат. Работал послом РФ в Нидерландах, сейчас директор правового департамента МИД.

Творчество

Роли в театре

Театр им. Моссовета

Современник

Работы на телевидении

Фильмография

  1. 1968 — Старая, старая сказка — Принцесса и дочь трактирщика
  2. 1970 — Цвет белого снега — Надя
  3. 1971 — Тень — Аннунциата
  4. 1972 — Ждём тебя, парень — Люся
  5. 1972 — Монолог — Ниночка Сретенская
  6. 1972 — Принц и нищий — принцесса Елизавета
  7. 1973 — С тобой и без тебя — Стеша Базырина
  8. 1973 — Сломанная подкова — Лейда Петерсон
  9. 1974 — Домби и сын — Флоренс
  10. 1975 — Из записок Лопатина — Ника
  11. 1974 — Ночь ошибок — Кэт Харткестль
  12. 1975 — Ольга Сергеевна — Лена
  13. 1976 — Просто Саша — Саша
  14. 1976 — Слово для защиты — Валентина Костина
  15. 1977 — Враги — Татьяна Павловна Бардина
  16. 1977 — Между небом и землей — Микаэлла
  17. 1978 — Ошибки юности — Полина
  18. 1978 — Красавец-мужчина — Зоя Окаёмова
  19. 1978 — Фотографии на стене — Нина Георгиевна
  20. 1979 — Осенний марафон — Алла
  21. 1979 — Фантазии Фарятьева — Александра
  22. 1980 — Дамы приглашают кавалеров — Нюра Позднякова
  23. 1981 — Мы не увидимся с тобой (фильм-спектакль) — Ника
  24. 1982 — Транзит — Татьяна Андреевна Шульга
  25. 1983 — Карусель — Анна
  26. 1984 — Чужая жена и муж под кроватью — Лизанька
  27. 1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор — Глазунова
  28. 1986 — Мы веселы, счастливы, талантливы! — Ляля Сурикова
  29. 1987 — Дорогая Елена Сергеевна — Елена Сергеевна
  30. 1989 — Без царапины / Bez draskotina (Болгария) — Kлара
  31. 1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся — Юлия Джули
  32. 1993 — Время Мераба — читает текст
  33. 1993 — Ты у меня одна — Наташа Тимошина
  34. 1993 — Тюремный романс — следователь Елена Шемелова
  35. 1994 — Рядом
  36. 1995 — Первая любовь
  37. 1996 — Двадцать минут с ангелом
  38. 1996 — Ревизор — Анна Андреевна
  39. 1998 — Избранник — читает текст
  40. 1998 — Сибирский цирюльник — мать Андрея Толстого
  41. 1999 — Граф Нулин
  42. 2002 — Азазель — Леди Каролина Эстер
  43. 2002 — Леди на день — Анни
  44. 2008 — Пробка
  45. 2008 — Крутой маршрут — Евгения Семёновна
  46. 2009 — Предлагаемые обстоятельства — актриса Вера Стрельникова

Озвучивание

  1. 1981 — Алиса в Стране Чудес (мультфильм) — Алиса
  2. 1982 — Алиса в Зазеркалье — Алиса
  3. 1983 — Сказка странствий — Марта
  4. 1987 — Банкет
  5. 1988 — Чёрный монах — Татьяна Песоцкая (роль Т. Л. Друбич)
  6. 2010 — Алиса в Стране Чудес (фильм) — Мышь Соня

Признание и награды

За роль Стеши в фильме Р. Р. Нахапетова «С тобой и без тебя» была отмечена призом «Золотая фемина» на Международном фестивале в Брюсселе.

Примечания

  1. Биография Марины Неёловой / people.ru  (Проверено 30 сентября 2010)
  2. ↑ «Звезды московской сцены» / Наталья Казьмина, театр «Современник» Ред.-сост. Б. М. Поюровский. М. , 2000  (Проверено 30 сентября 2010)
  3. ↑ Биография на rusactors  (Проверено 30 сентября 2010)
  4. ↑ Марина Неелова воспитывает внебрачную дочь Каспарова / Сегодня. UA / № 7 за 12.01.2002  (Проверено 2 октября 2010)
  5. ↑ «Разговоры с Раневской» / журнал «Театр», № 11 — 1986  (Проверено 30 сентября 2010) Василий Ардаматский
  6. ↑ «Истина страстей» / журнал «Советский экран», 1985 № 15 Андрей Плахов  (Проверено 30 сентября 2010)
  7. Новое платье для Марины Нееловой Марина Райкина / 14-07-1997 МК-Бульвар  (Проверено 30 сентября 2010)
  8. «Шекспир сам по себе» Александр Аникст / 11-06-1975 Литературная газета  (Проверено 30 сентября 2010)
  9. Принцесса, надевшая «Шинель» Ирина Алпатова 11-01-2007 Культура  (Проверено 30 сентября 2010)
  10. From a Moscow Troupe, the End of Another Era / By Peter Marks «New-York Times»  (Проверено 30 сентября 2010)
  11. Почему Марина Неелова навсегда уехала из России / Комсомольская правда  (Проверено 30 сентября 2010)
  12. Каспаров Гарри Кимович / Вести  (Проверено 2 октября 2010)
  13. Марина Мстиславовна Неелова — биография
  14. Ника Неелова-Геворкян стала победительницей конкурса «Новые сенсации». Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 4 ноября 2010.
  15. У дочери Марины Нееловой свои принципы повиновения. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012. Проверено 4 ноября 2010.
  16. Биография на kinoteatr.ru  (Проверено 30 сентября 2010)
  17. профайл на ruskino.ru  (Проверено 2 октября 2010)
  18. Указ Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. № 28


Ссылки

  • Марина Неёлова  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Официальный сайт
  • «Марина Неёлова: театр — это огромное увеличительное стекло» интервью с актрисой / журнал «Новый стиль» № 93 / 2011
  • "Я, актриса Марина Неёлова..."

Марина Неелова.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06