16-10-2023
Мариупольский троллейбус | |
Троллейбусная система | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Количество маршрутов |
12 |
Длина контактной сети |
101,3 км |
Количество троллейбусных парков |
1 |
Количество троллейбусов |
71 |
Модели эксплуатируемых троллейбусов |
Škoda 14Tr |
Стоимость проезда |
1 гривна |
Компания-перевозчик |
Коммунальное предприятие «Мариупольское трамвайно-троллейбусное управление» |
Мариупольский троллейбус был открыт 21 апреля 1970 года. По состоянию на 2010 год имеется 12 маршрутов, 101,3 км сети и 71 машина.
Содержание |
21 апреля 1970 года в честь 100-летия со дня рождения Владимира Ленина в Мариуполе было открыто троллейбусное движение, которое впервые на востоке Украины обслуживалось троллейбусами «Skoda» чехословацкого производства, марки Škoda 9Tr по маршруту № 1 «площ. Театральная — ул. Громовой (депо)».
18 июня 1970 года началось регулярное движение троллейбусов по маршруту № 2 «ул. Бассейнная (сейчас — ул. Морских десантников) — площ. Театральная».
18 августа 1970 года линия от Театральной площади до Швейфабрики (площ. Освобождения), от ул. Бассейной до Азовского морского пароходства (АМП), а также по проспекту Металлургов от проспекта Ленина до Приморского бульвара. После этого в городе стало 2 троллейбусных маршрута:
17 марта 1971 года вместо трамваев в порт по Приморскому бульвару стали ходить троллейбусы маршрута № 4 «Драмтеатр — АМП».
26 марта 1971 года введены новые линии от Швейфабрики до завода «Азовсталь» (продлён маршрут № 2) и от проспекта Металлургов до ул. Куприна (а также ветка от проспекта Ленина до ул. Бахчиванджи — к депо), пущены новые маршруты № 5 «ул. Куприна — Швейфабрика» и № 6 «ул. Куприна — Азовсталь».
6 ноября 1972 года введена новая линия от проспекта Ленина по проспекту Строителей, ул. 50 лет СССР и ул. Матросова до Жовтневых микрорайонов № 17, 18, пущен маршрут № 7 «Швейфабрика — ЖМР 17-18».
22 декабря 1972 года введена новая линия по проспекту Строителей от проспекта Ленина до ул. Черноморской и проспекта Нахимова, пущен маршрут № 8 «АМП — ЖМР 17-18».
24 апреля 1974 года введена новая линия по проспекту Металлургов от проспекта Ленина до ул. Октябрьской и далее до автовокзала, пущен маршрут № 9 «ул. Куприна — Автовокзал».
17 апреля 1975 года введена новая линия от драмтеатра до вокзала, к вокзалу пущен маршрут № 5 «ул. Куприна (Автостанция № 2) — Вокзал», а уже 20 мая 1975 года туда пошёл новый маршрут № 10 «АМП — Вокзал».
4 декабря 1975 года введена новая линия по проспекту Строителей от ул. 50 лет СССР до ул. Урицкого, пущен маршрут № 11 «Швейфабрика (площ. Освобождения) — ЖМР 21».
15 декабря 1976 года троллейбус появился в Ильичевском районе по новой линии от ул. Октябрьской по проспекту Металлургов и проспекту Ильича до 3-их проходных завода имени Ильича (а также отрезки по ул. Варганова и ул. Казанцева), пущен маршрут № 12 «просп. Ленина (пер. Нахимова) — просп. Ильича», а 8 сентября 1978 года линия продлена до Ильичёвского рынка: «просп. Ленина — Ильичёвский рынок».
В 1977 году введена новая линия «Азовсталь — Стан 3600 (Коксохимзавод)», продлён маршрут № 6 «Автостанция № 2 — Стан 3600».
22 апреля 1979 года введено в эксплуатацию кольцо у дворца культуры «Искра», пущен короткий дублёр маршрута № 12 маршрут № 13 «просп. Ленина — площ. Конституции».
1 января 1981 года пущен короткий дублёр маршрута № 11 маршрут № 14 «Драмтеатр — ЖМР 21».
23 февраля 1981 года появились троллейбусы в Орджоникидзевском районе на новой линии от стана 3600 (коксохимзавод) до заводоуправления (ул. Лепорского), пущен новый маршрут № 15 «площ. Освобождения — ул. Лепорского».
1 апреля 1981 года продлён и маршрут № 6 «Автостанция № 2 — ул. Лепорского».
29 апреля 1982 года левобережная линия продлена от ул. Лепорского по проспекту Победы до кинотеатра «Союз», маршрут № 15 продлён: «площ. Освобождения — Кинотеатр „Союз“». Тогда же создано кольцо маршрута № 15 у площади Освобождения.
19 августа 1986 года для разгрузки основной магистрали — проспекта Ленина введена новая односторонняя линия по пер. Республики (сейчас — ул. Университетская) от проспекта Металлургов до Театральной площади (по ней пошли маршруты № 1, 2, 3, 10).
1 ноября 1987 года маршруты № 2 и № 3 обменялись конечными: маршрут № 2 «Азовсталь — АМП», № 3 «площ. Освобождения — ул. Морских Десантников» (после этого потребность в третьем маршруте постоянно снижалась, в связи с чем маршрут в 1990-х годах практически не встречался на улицах города).
7 октября 1988 года введена новая линия по улице Урицкого от проспекта Строителей до ул. 60 лет СССР, продлён маршрут № 11: «площ. Освобождения — ул. 60 лет СССР».
23 сентября 1989 года введена новая линия от ул. Громовой по улицам Бахчиванджи и Краснофлотской до СТО «ВАЗ», продлён маршрут № 1: «площ. Освобождения — СТО „ВАЗ“».
В 1989 году маршрут № 6 продлён: «Автостанция № 2 — Кинотеатр „Союз“», а маршрут № 14 закрыт.
В перспективе тогда планировалось продлить троллейбусный путь от ЖМР-21 по улице Тополиной далее по Донецкому шоссе от 8-ых азовмашевских ворот до остановки «Каменская». Тогда же проектировалась и тяговая подстанция, оборотное кольцо с диспетчерским пунктом в посёлке Украина. Однако не всё получалось: остро не хватало подвижного состава, тяговых подстанций: так многочисленный просьбы трудящихся по продлению 13-го троллейбусного маршрута от переулка Нахимова до АС-2 не увенчались успехом (не было дополнительных подстанций на этом участке, исчерпалась пропускная способность оборотного кольца, не хватало машин).
В 1990-х годов городской электротранспорт переживал нелёгкие времена. Подвижной состав в результате физического износа ежегодно уменьшался. Так, к примеру, в 1996 году подлежали списанию 52 трамвая из имеющихся 157, 10 троллейбусов из 132, 81 автобус из имеющихся 384. Тем не менее транспортная система в городе всё же развивалась. В 1994 — 1996 годах приобретено 20 автобусов, 10 троллейбусов.
В 1992 году маршрут № 6 укорочен до «Азовстали»: «Автостанция № 2 — „Азовсталь“».
28 декабря 1992 года введена новая линия по проспекту Победы от кинотеатра «Союз» до 279-го квартала, продлён маршрут № 15: «площ. Освобождения — 279 квартал».
18 февраля 1995 года введена новая линия от 279-го квартала до жилого массива «Восточный» (ул. Таганрогская), продлён маршрут № 15: «площ. Освобождения — ул. Таганрогская».
1 октября 1997 года изменено движение сразу трёх маршрутов: № 12 продлён от переулка Нахимова до автостанции № 2, а маршруты № 7 и 15 объединены (маршрут № 7 упразднён):
24 июля 1998 года маршрут № 13 продлён от площ. Конституции до Ильичёвского рынка, а с 1 ноября 1998 года от просп. Ленина до ул. Морских Десантников: «ул. Морских Десантников — Ильичёвский рынок», а маршрут № 3 закрыт.
В середине сентября 2001 года введена новая односторонняя линия по ул. Варганова от Театральной площ. до проспекта Металлургов, которая позволила вместе с уже существующими отрезками полностью дублировать трассу по проспекту Ленина от драмтеатра до просп. Металлургов для закрытия движения по ней в праздничные и выходные дни.
20 марта 2002 года введена новая линия по ул. Краснофлотской от СТО «ВАЗ» до посёлка Кировка в сторону мариупольских Черёмушек, продлён маршрут № 1: «площ. Освобождения — Кировка». В том же году временно введён маршрут № 1А «Автовокзал — Кировка» (упразднён).
В 2004 году временно введён короткий маршрут № 15А «ул. Лепорского — ул. Таганрогская».
В настоящее время маршруты обслуживаются машинами типа:
Ранее были также:
В июле 2001 года проезд подорожал с 30 до 40 копеек. На данный момент (2006 — 2008 год) оплата за проезд составляет 50 копеек. Существуют месячные абонементы на проезд (ученические, студенческие, гражданские, служебные), а также совмещённые (и на трамвай, и на троллейбус).
1 августа 2008 года проезд в трамваях и троллейбусах города подорожал на 25 копеек до 75 копеек.
1 марта 2009 года проезд в трамваях и троллейбусах города подорожал на 25 копеек до 1 гривны.
Троллейбусные системы Украины | |
---|---|
Действующие | Алушта | Алчевск | Антрацит | Артёмовск | Белая Церковь | Винница | Горловка | Днепропетровск | Донецк | Житомир | Запорожье | Ивано-Франковск | Керчь | Киев | Кировоград | Краматорск | Краснодон | Кременчуг | Кривой Рог | Лисичанск | Луганск | Луцк | Львов | Макеевка | Мариуполь | Молодогвардейск | Николаев | Одесса | Полтава | Ровно | Севастополь | Северодонецк | Симферополь | Славянск | Сумы | Тернополь | Углегорск | Харцызск | Харьков | Херсон | Хмельницкий | Черкассы | Чернигов | Черновцы | Ялта |
Законсервированные | Алмазная | Алчевск — Перевальск |
Закрытые | Артёмово | Дзержинск | Донецк — Макеевка | Доброполье | Стаханов |
Проектируемые | Лисичанск — Северодонецк | Мелитополь | Херсон — Цюрупинск |
Мариупольский троллейбус.