14-10-2023
Мармарай (Marmaray) | |
Область применения | железнодорожный |
Пролегает под | пролив Босфор |
Место расположения | Стамбул, Турция |
Тип | подводный, погружной |
Общая длина | 1,8 км |
Мармарай — подводный железнодорожный тоннель под проливом Босфор, строящийся для соединения европейской и азиатской части Стамбула. Тоннель является частью проекта «Мармарай» по модернизации железнодорожной системы Стамбула.[1] По завершении строительства он будет самым глубоким подводным погружным тоннелем. Название Мармарай (Marmaray) происходит от объединения турецкого слова «Marmara» (Мраморное море, которое расположено к югу от тоннеля) и слова «ray», что означает рельс.
Проект предполагает строительство 13,6 км путей для пересечения Босфора и реконструкцию 63 км пригородных путей с целью создания 76,3 км железной дороги высокой пропускной способности, соединяющей Гебзе (Gebze) и Халкалы (Halkalı). Босфор будет пересекаться сейсмоустойчивым погружным тоннелем, состоящим из 11 секций, каждая длиной 130 метров и весом до 18000 тонн.[2] Секции будут установлены на глубине 60 метров ниже уровня моря: 55 метров воды и 4.6 метра земли.[2]. Въезд в туннель будет расположен в Казлычешме (Kazlıçeşme) на европейском берегу и Айрылыкчешме (Ayrılıkçeşme) на азиатском. Новые подземные станции будут построены в Еникапы (Yenikapı), Сиркеджи (Sirkeci) и Ускударе (Üsküdar). Еще 37 наземных станций вдоль железнодорожной линии будут реконструированы или отреставрированы [3][4] Станция в Еникапы будет соединена с линией метро и линией легкого метро.[5] Реконструкция пригородной железной дороги предусматривает строительство параллельного третьего пути, что позволит увеличить пропускную способность до 75 000 пассажиров в час в каждом направлении. Также должна быть модернизирована система сигнализации для сокращения интервалов между поездами до двух минут.[6] Планируемое время поездки из Гебзе в Халкалы составит 104 минуты.[3]
Строительство началось в мае 2004 года. Собственно тоннель был завершен 23 сентября 2008 года, а официальная церемония открытия тоннеля прошла 13 октября.[7] [8] Завершение всего проекта ожидается в 2012 году [2] Первые коммерческие перевозки ожидаются в 2012 или 2013 году[8]
После завершения проекта доля железнодорожного транспорта в транспортной системе Стамбула предположительно увеличится с 3,6 % до 27,7 %. Это позволит Стамбулу занять третье место по данному показателю после Токио (60 %) и Нью-Йорка (31 %).[4]
В феврале 2010 года газета «Railway Gazette International» сообщила о том, что руководство проекта нанимало консультантов для изучения возможностей тоннеля в сфере грузовых перевозок.[9]
Мармарай.