Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Махатма Мория

19-08-2023

Портрет Учителя Мориа
Hermann Schmiechen, 1884

Махатма Мориа (англ. Morya), Владыка Мориа[1][2][3][4] (Морья, Мория, Эль Мория[5][6], Владыка М., Махатма М., М. М.) — в теософии и Агни-Йоге — один из «Учителей Вневременной Мудрости», в Учении Вознесённых Владык — один из «Вознесённых Владык».

Первые упоминания о Махатме Мории принадлежат Е. П. Блаватской. По её заявлениям, Кут Хуми Лал Синг и Махатма Мория помогли ей основать Теософское общество. Внешность Махатмы Мориа и личные встречи с ним были описаны в деталях различными теософами.

Современная историческая наука отмечает, что не имеется достаточных доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали[7][8]. Существует нехватка материальных доказательств и несомненных фактов, которые могли бы что-либо подтвердить.

Содержание

Связь с Е. П. Блаватской и Теософским обществом

Е. П. Блаватская утверждала, что махатмы Мориа и Кут-Хуми тесно сотрудничали с ней в работе над её двумя трудами «Тайная доктрина — синтез науки, философии и религии» и «Разоблачённая Изида».

Е. П. Блаватская утверждала, что Махатма Мориа с детства являлся ей в снах и видениях, и что 12 августа 1851 года, в день её двадцатилетия, в Гайд-парке (Лондон) состоялась их первая встреча. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передаёт подробности того разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи»[9][10].

С 1852 по ок. 1854 год Е. П. Блаватская провела в Индии. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» Блаватская в литературной форме описала путешествия по Индии со своим Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом[11].

Письма Махатм

«Письма Махатм» представляют собой переписку двух Махатм с А. П. Синнетом, редактором индийской газеты «Пионер» и А. О. Хьюмом, орнитологом, высокопоставленным чиновником английской администрации в Индии. Переписка началась в 1880 году и продолжалась около пяти лет. Позже письма были собраны и изданы Тревором Баркером в 1923 году, уже после смерти Синнета, который по определённым причинам был против публикации переписки.

Отдельные главы «Писем» были переведены на русский язык Е. И. Рерих и изданы под заголовком «Чаша Востока» в 1925 году в Риге. Полное издание «Писем Махатм» в России было осуществлено в 1993 году.

В 1939 году рукописи «писем Махатм» были переданы в библиотеку Британского музея в Лондоне, где они и находятся до настоящего времени[12][13]. В 1952 году их перевели в формат микрофильмов и направили в наиболее крупные библиотеки мира[13].

Полемика о существовании Махатм

Хотя многие участники Теософского общества в девятнадцатом веке описывали свои встречи с Махатмой Мориа и другими Махатмами, само их существование большинство лиц и организаций (в их числе — Лондонское Общество психических исследований) подвергали сомнению даже в те времена.

Критики отмечают, что имеется мало доказательств того, что Учителя Блаватской когда-либо существовали[7].

К. Пол Джонсон (англ.)русск. утверждает, что «Учителя», о которых писала Е. П. Блаватская и чьи письма представила, в действительности являются идеализациями тех людей, которые были её менторами. Джонсон заявляет, что «Учитель Мориа» — это Махараджа Ранбир Сингх из Кашмира, который был самым влиятельным королевским покровителем Теософского Общества. Махараджа Сингх умер в 1885 году.[14]

Вместе с тем сестра Е. П. Блаватской В. П. Желиховская со ссылкой на «Boston Courier» от 18 июля 1886 года приводит следующее мнение семидесяти учёных пандитов из Негапатамы по поводу отчета Лондонского Общества психических исследований, поставившего под сомнение существование Махатм:

«Мы, нижеподписавшиеся, были несказанно удивлены, прочитав „Отчет Психического Лондонского Общества“ о теософии. Смеем заявить, что существование Махатм, — иначе Садху, никоим образом не измышлено ни г-жей Блаватской и никем другим. Наши прапрадеды, жившие и умершие задолго до рождения m-me Blavatsky, имели полную веру в их существование и психические силы, знали их и видели. И в настоящие времена есть много лиц в Индии, не имеющих ничего общего с Теософическим Обществом, находящихся в постоянных сношениях с этими высшими существами (Superior Beings). Мы владеем многими средствами для доказательства этих достоверных фактов; но нет у нас ни времени, ни охоты доказывать это европейцам…».[15]

Поскольку контакты с Учителем Мориа во время жизни Блаватской были не только у неё одной, то после её смерти люди, занятые в теософском движении, продолжали заявлять, что они встречают Учителя или получают от него послания. В числе таких были Уильям Куан Джадж, лидер Американской Секции Теософского Общества, и Анни Безант, глава Европейской Секции.

Утверждения о сотрудничестве Е. П. Блаватской с Махатмами нашли отражение на страницах современных философских словарей. Так «Краткий философский словарь» (автор статьи д.ф.н. В. В. Фролов (Международный Центр Рерихов, ответственный секретарь)) сообщает:

Блаватская называла себя не творцом системы, а лишь проводником Высших Сил, хранителем сокровенных знаний Учителей, Махатм, от которых она получила все теософские истины[16].

Словарь «Русская философия» в статье о Е. П. Блаватской авторства сторонницы учения «Живой Этики» к.ф.н. Л. И. Крашкиной[17] даёт следующую трактовку сотрудничества Махатмы Мория с Е. П. Блаватской:

В 1851 г. в Лондоне произошла встреча Б.[лаватской] с её Учителем Махатмой Мориа, потомком властителей Пенджаба в Индии … <…> По поручению Махатм Б.[лаватская] была первым вестником сокровенного знания на Западе[18].

Агни-Йога

А́гни Йо́га, или Жива́я Э́тика — синкретическое[19] религиозно-философское[19][20] учение[21], объединяющее западную оккультно-теософскую традицию[22] и эзотеризм Востока[22][23][24]. Учение, авторами которого являются Н. К. Рерих и Е. И. Рерих, было впервые опубликовано в серии книг, изданных в 1924—38 годах. Источниковая база Живой Этики та же, что и «Тайной доктрины» Блаватской, переводчиком которой на русский язык была Е. И. Рерих[25].

По утверждению его создателей, учение Живой Этики возникло в процессе общения между Н. К. и Е. И. Рерих и «Великим Учителем» (известным в теософских кругах под именем Махатмы Мории[22]). Это общение продолжалось в 1920—1940 годы[20]. Вопрос о существовании человека, которого можно было бы отождествить с Махатмой Морией, до настоящего времени остаётся спорным[26][27]. Из дневниковых записей Е. И. Рерих следует, что на первых этапах для общения использовалось так называемое автоматическое письмо[19][28], дальнейшие записи были получены путём яснослышания[28][29], которым, по её собственному утверждению, обладала Е. И. Рерих. Впоследствии она уверяла, что сама не пользовалась автоматическим письмом для контактов с Великим Учителем[30]. Основу учения Агни-Йоги составляют 14 книг с текстами, описываемыми Е. И. Рерих как записи этих бесед. Последняя из этих книг, «Надземное», была впервые опубликована в 1990 году.

Дневники Елены Рерих — это хроника её общения с Махатмой Мориа, или Великим Владыкой: информация, полученная путем яснослышания, ответы на вопросы, видения и комментарии происходящего.[31] Рерих считала себя ясновидящей и яснослышащей[32], однако не считала это медиумизмом и в письмах писала:

«Из книг Учения Вы можете видеть, насколько Владыка М. предупреждает против всякой магии и в каких сильных выражениях Владыка говорит против медиумизма и всяких насильственных механических приемов для открытия центров, рекомендуемых безответственными псевдооккультными школами. Там, где Владыка М., там нет ни механических приемов, ни магических знаков.»[3]

Учение Вознесённых Владык

Учение Вознесённых Владык (англ.)русск. ведет свои корни из теософии, а «Вознесенные Владыки» — это те, кого теософы называют «Учителями Мудрости», веря в их существование[33][5]. Учение зародилось в 1930 году, когда Гай Баллард (англ.)русск., по его утверждению, неожиданно встретился на горе Шаста с человеком, представившимся ему графом Сен-Жерменом, одним из Учителей, которые были представлены миру теософией после ухода Елены Блаватской[5]. Как утверждал Баллард, Сен-Жермен сообщил ему, что принадлежит Братству Вознесенных Владык, которое среди других также включает Иисуса, Будду, Майтрейю и Эль Морию. Учения, переданные Сен-Жерменом Балларду, стали основой религиозного движения Я ЕСМЬ (англ.)русск.[5]. Они были изданы Баллардом под псевдонимом Годфри Рэй Кинг в таких работах, как Открытые тайны и Магическое присутствие.

Работы Балларда стали основой для Учения Вознесенных Владык, распространяемого такими организациями, как Мост К Свободе и Саммит Лайтхаус. В этих учениях Махатма Мориа также известен как «Чохан Первого Луча». С точки зрения стиля, содержания и интеллектуального уровня книги и учения этих организаций находятся гораздо ближе к текстам Балларда, чем к Письмам Махатм Блаватской или Агни-Йоге. То же самое можно сказать об Учении Вознесенных Владык в целом. Посланники этого учения наделяют Эль Морию теми же качествами, что и ранние поколения теософов, и используют ту же терминологию и символизм. Однако здесь делается акцент на Боге и двойственном мировоззрении и имеется полностью отсутствовавшая в ранней теософии явная склонность выставлять Владык и их имена на передний план.[источник не указан 123 дня]

Считается, что Эль Мориа играл ключевую роль во всех организациях, связанных с Учением Вознесенных Владык. Говорят, что он призвал Джеральдин Иносэнт, чтобы основать Мост К Свободе[34]; призвал Марка и Элизабет Профет к работе, которая дала жизнь Саммит Лайтхаус и Церкви Вселенской и Торжествующей[35]. Возникающие новые организации также продолжают заявлять, что они получают от него послания[36].

Есть множество книг Учения Вознесённых Владык, в которых заявляется, что они переданы или вдохновлены Эль Морией. Количество этих книг, по утверждениям сторонников учения, делает необходимым их тщательный и осторожный выбор, особенно в свете того факта, что основатель этого направления Елена Блаватская не очень хорошо отзывалась о литературе «ченнелинга». Есть совет, который, как предполагается, передан Эль Морией: «Проверяйте, проверяйте, проверяйте каждую деятельность, в которую вы вкладываете свою веру, и которой даете силу своего внимания, до того, как вы получите несчастливый опыт от слепого принятия за истинное того, что представляется вам видимым или же невидимым»[37].

Литература

  • Из пещер и дебрей Индостана
  • Свидетельства полковника Хенри Олкотта о его встречах с Учителем Морьей
  • Джонстон Ч. «Елена Петровна Блаватская» . «The Theosophical Forum», New York, vol. V, № 12, April, 1900; vol. VI, № 1-3, May, June, July, 1900
  • Чаттерджи Мохини Мохан. Гималайские Братья — существуют ли они? // Theosophist, Dec., 1883
  • Хансон В. Махатмы и человечество. История переписки А. П. Синнетта с Учителями Гималайского Братства. — Магнитогорск, 1995. — 592 с.
  • Besant, Annie and Leadbeater, C.W. Man:How, Whence, and Whither? Adyar, India:1913—Theosophical Publishing House
  • Учителя и Путь» Leadbeater, C.W. The Masters and the Path Adyar, Madras, India: 1925—Theosophical Publishing House
  • Профет М.Л., Профет Э.К. Владыки и их обители. — М-Аква, 2006. — 592 с.
  • Цветы Мории. — Берлин: Слово, 1921 г. (Сборник стихотворений)
  • Шамбала сияющая / МЦР, 1994. — 104 с.
  • Учителя / Мудрость веков. — М.: МЦР, 1996.
  • Рудзитис Р. Братство Святого Грааля. — Мн., 2004. — 304 с.
Книги, автором которых называется Махатма Мориа или Эль Мория
  • Письма Махатм. — Самара, 1993. — 720 с.
  • Письма Мастеров Мудрости (1870-88). Сборник. Перв. с англ. — М., 1998. — 288 с.
  • Цикл книг Агни-Йоги
  • Эль Мория Чела и Путь. — Лонгфелло, 2006. — 240 с.

Примечания

  1. 16.01.1935 Е. И. Рерих М. Е. Тарасову: Владыка М., Владыка Шамбалы и Владыка Майтрейя — Единая Индивидуальность… Владыка Мира есть Владыка Мориа
  2. 12.09.1934 Е. И. Рерих М. Л. Никитину: Владыка М., Владыка Шамбалы, сейчас именно Водитель и Правитель нашей планеты
  3. ↑ Письмо Е. И. Рерих — В. М. Сеплевенко от 4 ноября 1935 г. / Письма Е. И. Рерих. Том 3 (1935). МЦР, 2001.
  4. 24.07.1935 Е. И. Рерих З. Г. и М. Лихтманам
  5. ↑ I AM movement  (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  6. стр. 330
  7. 1 2 Jenkins P. (англ.)русск. Mystics and Messiahs. — New York: Oxford University Press, 2000. — P.41-42.
  8. Андреев А. И. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы (Документальное расследование). Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. — 432 c. ISBN 978-5-288-04705-3
  9. Reminiscences of H.P.Blavatsky and «The Secret Doctrine». — London: Theosophical Publishing Society; New York: The Path, 1893. — P. 56-58
  10. Manly P. Hall, «The Russian Sphinx» in The Phoenix (Los Angeles: The Philosophical Research Society, 1995) 115.
  11. Блаватская Е. П. Письма друзьям и сотрудникам. Сборник. Перев. С англ. — М., 2002. — С.221
  12. Список коллекций рукописей и архивов — М-N / Официальный сайт Британской библиотеки
  13. ↑ От редакции / Сайт издательства «Лигатма»
  14. Johnson, Paul K. Initiates of Theosophical Masters. Albany, New York:1995 State University of New York Press
  15. Е. П. Блаватская и современный жрец истины: Ответ г-жи Игрек (В. П. Желиховской) г-ну Всеволоду Соловьеву.. — СПб., 1893.
  16. Блаватская Елена Петровна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  17. Категории добра и зла в книгах Живой Этики  (рус.). Рериховские Чтения. Материалы международной конференции 1997. Архивировано из первоисточника 10 июня 2012. Проверено 10 июня 2012.
    Л. В. Путляева Международная конференция, посвящённая учению «Живой этики» (рус.) // Архивировано из первоисточника 2012-06-10.
    Крашкина Л.И. Образ России в философии Серебряного века и в творчестве Н.К. и Е.И. Рерихов. Электронная версия журнала «Новая Эпоха», №3 (11) 1996. — «Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией "Живой Этики", которая может и должна стать новой идеологией будущей России.»  Архивировано из первоисточника 23 июля 2012. Проверено 23 июля 2012.
    Письмо г. Энтину относительно публикации дневников Е. И. Рерих. Архивировано из первоисточника 26 июля 2012. Проверено 26 июля 2012.
    Письмо в издательство «Сфера» относительно публикации дневников Е. И. Рерих. Архивировано из первоисточника 26 июля 2012. Проверено 26 июля 2012.
  18. Блаватская Елена Петровна / Л. И. Крашкина // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. — 656 с. Архивировано из первоисточника 2012-06-10.
  19. ↑ § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
  20. ↑ Агни Йога // Новейший философский словарь. Сост. А. А. Грицанов. — Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
  21. В различных источниках встречаются разные определения Живой этики —
    • духовно-нравственное учение — Живая Этика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
    • нравственно-духовное учение — Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.— ISBN 5-02-013025-7,
    • духовно-философское учение — Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004,
    • философско-этическое учение — § 3. Агни Йога // Основы религиоведения. (Гл. XVII. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия) / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.— М.: Высш. шк., 1994.— 368 с. ISBN 5-06-002849-6
    • Claiming Knowledge: Strategies of Epistemology from Theosophy to the New Age. — Leiden: Brill. 2004. — 573 pp.(Studies in the History of Religion, Том 90). ISBN 9789004136380, ISBN 900413638X. — P.103.
      «The Roerich’s new religious movement, Agni Yoga, revolved around the purported fire worship of Shamballa»
    • религиозное направление, основанное на восточных религиозных течениях — (Krawchuk, Andrii Religious life in Ukraine: Continuity and change. // Religion in Eastern Europe. Архивировано из первоисточника 19 февраля 2012. Проверено 26 июля 2011.
      «Eastern-based religious orientations, such as Krishna Consciousness, Transcendental Meditation, and the so-called Agni Yoga „Living Ethic“ of the followers of the Hindu-inspired teachings of the Russian thinker Nicolai Rerich»)
    • и т. д.
  22. ↑ Живая Этика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.
  23. Живая Этика // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999. — 656 с.
  24. Живая Этика // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995. — 624 с.
  25. Рерих Елена Ивановна // Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.; Под ред. А. П. Алексеева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004
  26. — Ряд исследователей отрицают реальность существования Учителя Мория. См. например:
    • Андреев А. И. [Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование].— СПб.: рецензия)
    • Jenkins P. (англ.)русск. Mystics and Messiahs. Oxford University Press, 2000, NYC. p.41-42.
      — Некоторые из исследователей предполагают историчность личности Махатмы Мория, например:
    • Введение / Николай Рерих: Вестник Звенигорода. Экспедиции Н. К. Рериха по окраинам пустыни Гоби. Книга I: Великий План.— СПб.: Алетейя; М.: Ариаварта-Пресс, 2002.— 272 с.— c.12—13
  27. Рецензия на книгу. А. И. Андреев. Гималайское братство: Теософский миф и его творцы: Документальное расследование // Вестник ПСТГУ.— М.: ПСТГУ, 2009.— с.81-86
  28. ↑ Предисловие / Елена Рерих. Листы дневника. Т.1: 1920—1923.— М.: РУССАНТА; Государственный музей Востока, 2009. — 512 с.
  29. «Откровение от „Сферы“». Сборник «Защитим имя и наследие Рерихов» — М.: МЦР. — Т.3. — С.470 — 493.
    • Рерих Е. И. Записи Учения Живой Этики: в 25 т. Том 1. — М.: МАГ, Прологъ. 2007. — 240 с. ISBN 978-5-9900704-6-2 (т.1), ISBN 978-5-9900704-5-5. Предисловие.
    • Рерих Е. И. Письма. Т.3. М., 2001, с. 653 Письмо от 18.11.1935 Рихарду Рудзитису «АВТОР книг САМ ВЕЛИКИЙ ВЛАДЫКА М. Я слышу и записываю, также и Н. К. [Н. К. Рерих]»
  30. Рерих Е. И. Письма. Том III (1935 г.) — М.: МЦР, 2001 [Письмо Е. И. Рерих — А. М. Асееву от 15.10.1935]
    «Сама я никогда автоматически не писала, но имела случай наблюдать этот процесс письма в Америке, где он очень распространен».
  31. «Откровение от „Сферы“» (опубликована в сборнике «Защитим имя и наследие Рерихов» — М.:МЦР. — Т.3. — С.470 — 493)
  32. Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001. Письмо к А. М. Асееву от 6 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам от 20 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к американским сотрудникам 2 августа 1935 г.
    • Там же. Письмо к А. М. Асееву 7 декабря 1935 г.
    • Там же. Письмо к Ф.Грант от 12 июля 1935 г.
    • Там же. Письмо к З. Г. и М. Лихтманам 2 августа 1935 г.
    • Фосдик З. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922—1934. М., 1998. Дневниковая запись от 13.VI.26
  33. стр. 330
  34. The Bridge to Freedom Journal Book 1 1952. Reprinted: Mount Shasta, California: The Ascended Master Teaching Foundation, 1989.
  35. Elizabeth Clare Prophet, "I’m Stumping for the Coming Revolution in Higher Consciousness, " Audio-tape no. A7945, (Corwin Springs MT: The Summit Lighthouse, 1979.
  36. The Hearts Center of David C. Lewis  (англ.)
  37. См. отдел «The Reliability of a Channeled Message» (Достоверность переданного послания)  (англ.)

Махатма Мория.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06