30-04-2024
Застава Ильича | |
Жанр | |
---|---|
Режиссёр | |
Автор сценария |
|
В главных ролях |
|
Оператор | |
Композитор | |
Кинокомпания | |
Длительность |
175 мин |
Страна | |
Год | |
IMDb |
ID 0058361 |
«Заста́ва Ильича́» — художественный фильм Марлена Хуциева. Вышел на экраны под названием «Мне два́дцать лет» (1965) и стал символом эпохи «оттепели». Представляет собой киноповесть о молодежи шестидесятых годов. Полный вариант появился в 1990 году.
Содержание |
Фильм начинается с символической сцены: по улице идут три красноармейца времён революции. Когда они исчезают, время действия незаметно меняется. Зрители видят своих современников — молодых людей, а потом — уволенного в запас солдата. Это главный герой Сергей Журавлёв. Его отец погиб на войне, и он живёт с матерью и сестрой. Фильм рассказывает о жизни Сергея и его лучших друзей Николая Фокина и Славы Костикова.
Слава — самый несерьёзный из троицы, он уже успел завести жену и ребёнка, пока его друг был в армии, но по-прежнему всё свободное время норовит проводить в компании друзей, забыв о семье.
Николай — неунывающий весельчак и ловелас. На работе начальник предлагает ему доносить о всех рискованных высказываниях одного из коллег. Николай не может поверить, что молодой человек способен быть «сволочью». Он пытается найти поддержку у друзей, но Сергей его высмеивает, и они ссорятся.
Сергей знакомится с девушкой Аней, дочерью обеспеченных родителей. Вместе они идут на поэтический вечер в Политехнический музей, где выступают самые известные поэты эпохи. Сергей внимательно слушает, как Борис Слуцкий читает стихи своих друзей Михаила Кульчицкого и Павла Когана, погибших на войне.
Сергей приходит к Ане на день рождения, но чувствует себя чужим в кругу «золотой молодёжи». После этого происходит необычная встреча Сергея с его отцом. Сергей просит его совета, но отец не может ничего посоветовать: он погиб в двадцать один год, а его сыну — уже двадцать три. Сергей оглядывается и видит, что в комнате спят боевые товарищи его отца, а среди них — Николай и Слава, одетые в военную форму.
Фильм заканчивается сценой примирения друзей.
Сначала Марлен Хуциев писал сценарий вместе с Феликсом Миронером, с которым работал над фильмом «Весна на Заречной улице». Потом он пригласил драматурга Геннадия Шпаликова, внёсшего в сценарий мироощущение молодого человека, «шестидесятника». Роль Кольки стала первой киноролью Николая Губенко.
Поэтический вечер в Политехническом был организован специально для съёмок. На нём выступили молодые поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина и поэты старшего поколения — Борис Слуцкий, Михаил Светлов, Григорий Поженян. Булат Окуджава спел песню «Сентиментальный марш».
Рабочий вариант фильма был показан первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву. Он Хрущёву не понравился, особенно его возмутила сцена встречи главного героя с отцом. 8 марта 1963 года выступая на встрече с деятелями литературы и искусства в Кремле, он сказал:
Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии![1] |
Фильм был подвергнут цензурным правкам. Были внесены изменения в несколько ключевых сцен, в том числе сокращен эпизод литературного вечера в Политехническом музее. Как вспоминал режиссёр: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены»[2].
Фильм был выпущен на экраны в 1965 году под названием «Мне двадцать лет». В тот год его посмотрели 8,8 миллионов зрителей.
Полная версия фильма под оригинальным названием «Застава Ильича» вышла в конце 80-х годов. Из решения Комиссии по конфликтным творческим вопросам при Союзе кинематографистов СССР:
В связи с тем, что «Застава Ильича» бесспорно является ключевым произведением экрана начала 60-х годов, комиссия находит настоятельную необходимость провести работу по восстановлению авторской версии картины. Комиссия рекомендовала также провести юбилейный сеанс картины в связи с 25-летием со времени ее завершения, показав именно авторскую версию. Включить эту версию в ретроспективы и архивные показы вместо фильма «Мне двадцать лет».[1] |
Творчество Андрея Тарковского | |
---|---|
Короткометражные фильмы |
Убийцы (1956) • Сегодня увольнения не будет (1957) • Каток и скрипка (1961) |
Полнометражные фильмы |
Иваново детство (1962) • Андрей Рублёв (1966/1971) • Солярис (1972) • Зеркало (1974) • Сталкер (1980) • Ностальгия (1983) • Жертвоприношение (1985) |
Документальные фильмы |
Время путешествия (1982) |
Нереализованные сценарии |
Концентрат (1958) • Антарктида, далёкая страна (1959) • Светлый ветер (Ариэль) (1972) • Гофманиана (1975) • Сардор (1978) • Берегись! Змеи! (1979) |
Актёрские работы |
Убийцы (1956) • Мне двадцать лет (1965) • Сергей Лазо (1968) |
Театральные постановки |
Гамлет (1977) • Борис Годунов (1983) |
Книги |
Запечатлённое время (1986/2002) • Мартиролог (дневники) (1991/2008) |
Мне двадцать лет кадры из фильма, мне 20 лет что делать дальше.
Проект:Города России/Списки улиц/Юрюзани, 18 ноября, Файл:Purple Swamphen (Porphyrio porphyrio) near Hodal W IMG 6601.jpg, Николай Семёнович Чхеидзе.