04-05-2024
Станция Москва-Бутырская
Савеловское направление
Смоленское направление |
|
Московская железная дорога | |
Отделение ж. д.: |
Московско-Смоленский регион |
---|---|
Дата открытия: | |
Прежние названия: |
Бутырский вокзал |
Тип: |
пассажирско-грузовая[2] |
Количество платформ: |
6 |
Количество путей: |
11 |
Тип платформ: |
островные |
Форма платформ: |
прямая, изогнутая |
Выход к: | |
Расположение: | |
Пересадка на станции: | |
Тарифная зона: |
0 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код в АСУЖТ: |
196004[2] |
Код в «Экспресс-3»: |
2000009[3] |
Савёловский вокзал (первоначальное название — Бутырский, до 1912) — пассажирский терминал станции Москва-Бутырская, один из 9 железнодорожных вокзалов Москвы, единственный вокзал в городе, обслуживающий только пригородные электропоезда. Код станции: 196004.[4]
Содержание |
От Савёловского вокзала отправляются электропоезда до Дубны (в частности, курсирует комфортабельный экспресс, состоящий из шести общих вагонов первого и второго класса, с остановками в Дмитрове и на Большой Волге), Савёлово (Кимры) и Жёлтиково. Часть поездов идёт с Белорусского направления и обратно, с остановкой на Савёловском вокзале. Производится движение аэроэкспрессов по маршруту "Савёловский вокзал — Долгопрудный — Лобня"[5]. С августа 2009 года по май 2010 года производилась остановка аэроэкспрессов, ходивших между аэропортом «Шереметьево» и Белорусским вокзалом[6][7].
На Савёловском вокзале 11 путей. 9 из них (кроме путей 5 и 6) используются для прибытия и отправления электропоездов. Один из путей (2-й) используется для остановки электропоездов следующих на Белорусское направление, а ещё один (3а) для остановки пригородных электропоездов, следующих в обратном направлении. Путь 10 используется для отправления аэроэкспрессов до Лобни. Площадь вокзала равна 6 тыс. кв.м.[8]
Поезда, следующие с Курского на Смоленское-Белорусское направление и обратно, останавливаются на отдельной платформе станции Москва-Бутырская (платформа Савёловская). Проход от вокзала по пешеходному подземному переходу.
Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги.
В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.
Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы). Савёловским вокзал стал с 1912[4].
Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы, грузовой двор и 30-метровая водосборная башня, необходимая при паровозной тяге. Эта башня, ровесница вокзала, — единственное его историческое сооружение, дошедшее в целостности до наших дней.
С вводом действия нового графика движения пригородных поездов 31 мая 1981 организовано сквозное движение до станций Белорусского направления и обратно (19 электропоездов в сутки, в обе стороны). Вокзал, который не реконструировался с момента его основания, обветшал, уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. В 1987 году под руководством Я. В. Шамрая были начаты его расширение и реконструкция, оконченные 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. "Савёловская").
Поезда дальнего следования (два до Рыбинска, по одному до Углича и Санкт-Петербурга) стали отправляться с Белорусского вокзала с лета 1999. Ныне Савёловский вокзал обслуживает только пригородные электропоезда, экспрессы "Москва — Лобня" и "Москва — Дубна". Вокзал открыт с 4.30 до 0.30. В день обслуживает 35 000 пассажиров, принимает и отправляет более 80 пар поездов.[4]
В апреле 2011 года — построена новая платформа № 5 (путь № 3А) для пропуска поездов с Белорусского направления, новый подземный переход на эту платформу с перронной площади. С этого времени вокзал имеет 5 платформ и 11 приёмоотправочных путей.[4][9]
В декабре 2012 года состоялся технологический ввод Савёловского вокзала после очередной модернизации, в которую инвестировано 522 млн руб[10]. Открыт новый зал ожидания для пассажиров, оборудован новый кассовый зал пригородной пассажирской компании Регион-экспресс (РЭКС), обслуживающей скоростные электропоезда "Москва-Лобня", открыт новый ресторан сети питания на вокзалах KFC на 50 мест, медицинский пункт. Санитарно-гигиенический узел вокзала оборудован в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обслуживанию маломобильных пассажиров, предусмотрен специальный лифт, условиям безбарьерной среды отвечает новая система пандусов. Полностью обновлены инженерные и вентиляционные системы вокзала, системы видеонаблюдения и безопасности, по всей территории перронов уложена брусчатка[11].
В 2005 году началась реконструкция и переоборудование вокзала и платформ. Часть территории вокзала была превращена в терминал компании «Аэроэкспресс», занимающейся доставкой пассажиров в аэропорт "Шереметьево". С 2005 по 2008 год действовала смешанная схема: экспрессы ходили только по маршруту Москва-Савёловская — Лобня, а дальнейшая доставка пассажиров в аэропорт происходила специально организованным маршрутом автобуса.[4]
В ходе реконструкции:
Работы были завершены летом 2008 года, к пуску прямых экспрессов в аэропорт "Шереметьево". В 2008 году была повторно заменена информационная система.
Движение было открыто полностью 10 июня. На момент открытия по ветке ходила 21 пара поездов с интервалом около получаса.
С 28 августа 2009 г. было открыто регулярное движение электропоездов по маршруту Белорусский вокзал — аэропорт «Шереметьево». Аэроэкспрессы в аэропорт "Шереметьево" следовали от Белорусского вокзала с остановкой на Савёловском вокзале. В обратном направлении, от аэропорта "Шереметьево" до Белорусского вокзала, остановка на Савёловском вокзале не производилась[12].
С 30 мая 2010 г. остановка на Савёловском вокзале поездов, следующих с Белорусского вокзала в "Шереметьево", отменена[7]. Движение РЭКС-экспрессов по маршруту Москва — Лобня под новым брендом производится по сей день[4][5].
Открытие скоростного движения по савёловскому направлению имело не только преимущества, но и выявило серьёзные проблемы в организации движения на магистрали, пропускная способность которой сравнительно невелика. Пуск экспрессов в Лобню и аэроэкспрессов в "Шереметьево" по одним путям с пригородными электропоездами привёл к нарушению регулярности расписания и получасовым интервалам в движении электричек, к чрезмерному скоплению ожидающих отправления на платформах в часы пик, вызвал недовольство пассажиров и критику в прессе[11].
Начальник Савёловского вокзала — Двенадцатов Никита Владимирович (2011—2012).[4] [9]
Заместитель начальника вокзала — Леонов Евгений Валерьевич[11]
На третьем этаже вокзала находится Московская региональная дирекция железнодорожных вокзалов, её начальник — Собин Анатолий Николаевич.
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: - |
Савёловское направление МЖД |
Следующая станция: Тимирязевская |
Остановочные пункты железной дороги | ||
Предыдущая станция: Москва Смоленская |
Внутренняя линия между Белорусским и Курским вокзалами |
Следующая станция: - |
Вокзалы Москвы |
Белорусский | Казанский | Киевский | Курский | Ленинградский | Павелецкий | Рижский | Савёловский | Ярославский | Нижегородский (бывший) | Центральный (не реализован) | Правительственный |
Москва бутырская 4, москва бутырская жд.