20-06-2024
Мотоцикл двойного назначения (dual-sport или dual purpose) — тип мотоцикла, предназначенный для передвижения как по асфальтовым дорогам, так и по пересеченной местности, и технически оснащенный в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения (то есть имеет внешние световые приборы, звуковой сигнал, номерной знак, а содержание вредных веществ в отработанных газах или их дымность не превышает установленные стандартами нормы).
Содержание |
Прародителем мотоцикла двойного назначения принято считать скрэмблер (scrambler) (англ.)русск. — английский вариант легкого городского мотоцикла, приспособленного к езде по плохим дорогам за счет подвесок с увеличенными ходами и с высоко поднятыми глушителями[1]. Скрэмблеры впервые появились в конце 50-х — начале 60-х гг. двадцатого века у британских производителей Triumph (англ.)русск. и BSA (Birmingham Small Arms Company) (англ.)русск., а затем и на японском рынке.
В качестве конкурента скрэмблерам концерн Yamaha в 1968 г. создал свой гибрид для внедорожной и дорожной езды — мотоцикл DT-1, который исторически принято считать первым общедоступным мотоциклом двойного назначения[2]. Yamaha целенаправленно объединила два направления: дорожные мотоциклы, приспособленные для передвижения по грунтовым дорогам, и внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по городским дорогам[3][2]. Другие японские производители по примеру Ямахи выпустили свои модели двойного назначения. Эти мотоциклы не являлись чисто спортивной техникой, но давали возможность любителям и новичкам поучаствовать в некоторых соревнованиях, связанных с внедорожным форматом.
В 70-е годы с развитием мотоспорта появились более специализированные мотоциклы, ориентированные либо на внедорожье, либо на асфальт, поэтому мотоциклы двойного назначения постепенно отошли на второй план.
Новый расцвет техники двойного назначения произошёл в 1984 г., когда появилась концепция «Dual Sport Motorcycle Rides», придуманная Джимом Пилоном[4]. Его идея возникла по вполне определенной причине: Пилон увидел, что существует достаточное количество людей, имеющих интерес ко внедорожной езде, но не имеющих возможностей участвовать в мотокроссовых соревнованиях или эндуро.
Определение концепции звучало как «Dual, as in road and dirt, and Sport as in a non-competitive venue» и предполагало возможность кататься в любые выходные в свое удовольствие в хорошей компании по красивым и интересным местам, как по дорогам, так и вне дорог, — ради фана, а не ради спортивных достижений. В противоположность эндуро (движение в одиночку и никакой помощи со стороны) Dual Sport Motorcycle Riding предполагает езду в компании с обязательной взаимовыручкой друг друга.
В 1990 году компания Suzuki выпустила мотоцикл DR350, официально позиционирующийся как DualSport или «dirt bike with a license plate» («внедорожный мотоцикл с номерным знаком»). Таким образом термин «dual-sport» (или «dualie») вошёл в употребление как среди мотопрессы, так и среди самих мотоциклистов.
Изначально компоновка мотоциклов двойного назначения выполнялась, как правило, в стиле «эндуро», т.е:
Однако, в техническом плане мотоциклы двойного назначения отличаются от мотоциклов для эндуро, так как расчитаны на утилитарное, а не спортивное использование. Например, в получившей распространение в России классификации издательства «За рулем» указывается, что «термин „эндуро“ без оговорок применяется для мотоциклов чисто спортивного назначения»[5].
Японские производители также разделяют свои модели: мотоциклы двойного назначения в стиле «эндуро» относят к «dual purpose», а мотоциклы для соревнований эндуро к «competition»[6][7].
Необходимо отметить, что со временем появились и другие варианты компоновки, характеризующиеся дорожными качествами мотоциклов двойного назначения. Мотоциклы двойного назначения, более ориентированные на дорожное использование, могут иметь низкое крепление переднего грязевого щитка, шины с более гладким протектором и даже литые колеса, что ещё больше отдаляет их от мотоциклов для эндуро.
Создание мотоцикла двойного назначения может идти по следующим основным направлениям:
На Западе принято разделять мотоциклы двойного назначения по весу:
Японские производители обычно используют общий термин «Dual Purpose» для всей линейки моделей, иногда разделяя их по кубатуре[6][8][9][7].
В России получил распространение вариант разделения по дорожным качествам (впервые предложенный издательством «За рулем»[5]):
Обозначение стилевых модификаций мотоциклов двойного назначения многие производители включают в название своих моделей. Например:
Современная интерпретация стилистики скрэмблеров привела к появлению новых моделей — в стиле «scrambler»: Voxan Scrambler 1000, Triumph Scrambler, Borile B450 Scrambler, HM City Scrambler, Kawasaki Z400 Scrambler, Ducati 350 Scrambler, Moto Morini Scrambler, BMW F800 Scrambler. Несмотря на их связь с прародителями техники двойного назначения, эти мотоциклы принято относить к категории ретро-мотоциклов.
Не так давно дилеры Kawasaki в России начали использовать для обозначения мотоциклов двойного назначения термин «многоцелевые мотоциклы» (или мотоциклы многоцелевого назначения)[10].
Мотоцикл двойного назначения перечень, мотоцикл двойного назначения что это, мотоцикл двойного назначения с водяным охлаждением, китайские мото двойного назначения.
Талка (приток Песи), Расцветаев, Вячеслав Николаевич, Файл:City of West, Texas Fertilizer Plant explosion.svg, MAGIC E701, Эмманюэль де Бломмаэр де Сой.