Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Эндуро

04-05-2023

Эндуро
Характеристика
Категория

мотоспорт, соревнование на регулярность движения, гонка на выносливость

Инвентарь

мотоцикл

Дисциплины

эндуро на мотоциклах, эндуро на квадроциклах

Первые соревнования
Год

1913

Чемпионат мира

1967 год

Чемпионат Европы

1968 год

Другие соревнования

Чемпионат России по Эндуро

Международная федерация
Название

Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM)

Год основания

1904 год

Глава федерации

Vito Ippolito (Venezuela) с 2006 г.

Веб-сайт

www.fim-live.com

Национальная федерация

Мотоциклетная Федерация России (МФР)

Связанные проекты
Категория:Мотоспорт
Эндуро на Викискладе

Энду́ро (англ. enduro от лат. idurare — вынести, выдержать, вытерпеть) — дисциплина мотоспорта, соревнования в которой проходят на дорогах с различным покрытием и по пересеченной местности с соблюдением заданного графика движения на большие расстояния в течение нескольких дней на соответствующей спортивной мотоциклетной технике. Помимо соревнования на регулярность движения в эндуро включено выполнение в кратчайшее время условий дополнительных соревнований.

Содержание

История возникновения

Соревнования эндуро выросли из испытаний техники, так называемых «endurance run» и «endurance contest» (фр. endurance — выносливость). Самое первое мотоциклетное испытание было проведено в США 4-5 июля 1902 года, маршрутом из Бостона в Нью-Йорк. Именно этим испытаниям мы обязаны появлению в дальнейшем понятия «эндуро».

8 июля 1904 г. была основана Международная федерация мотоциклетных клубов (ФИКМ), предшественница нынешней ФИМ (Международной Мотоциклетной Федерации). По инициативе этой организации в 1913 году испытания на плохих проезжих дорогах были введены в программу первых международных шестидневных мотосоревнований под названием International Six Day Trial (ISDT).

В 1981 году слово «эндуро» было официально введено в употребление[1], и поэтому название соревнований изменилось на The International Six Day Enduro (ISDE).

Правила соревнований

С самого начала помимо личного зачёта соревнования ISDT включали командный зачёт. Команда могла использовать мотоциклы, производящиеся только в своей стране (правило было упразднено после Второй Мировой войны).

Трасса обозначалась стрелками. Каждый этап был поделён на участки, на которых проверялось регулярность движения. Для различных классов мотоциклов были определены скорости на дистанции. Также было установлено определённое время прохождения каждого этапа между двумя последовательными контрольными точками. При прибытии спортсмена на контрольную точку за каждую просроченную минуту начислялось по одному штрафному очку. При опоздании более чем на 1 час, при проезде мимо контрольной точки или использовании посторонней помощи спортсмен дисквалифицировался (посторонняя помощь разрешалась только в случае заправки).

Мотоциклы предварительно осматривались перед началом состязаний, детали маркировались и пломбировались (замена любой из этих деталей влекло снятие с соревнований). По окончании дневных этапов доступ к мотоциклам закрывался до утра.

С течением времени ФИМ вносила изменения и дополнения в правила соревнований. В 1961 г. был введён ряд изменений с целью повышения чисто спортивного значения соревнований и безопасности на маршруте. Число специальных испытаний увеличилось до 11, в том числе: два вида испытаний на ускорение и торможение, два — на ускорение со скользящим финишем, три гонки в гору, три — по пересеченной местности и уже известная ранее часовая гонка. Позднее в соревнования ввели скоростные участки. Шестидневные соревнования усложнялись и дальше, предполагая использование техники в разных дорожных условиях (прежде всего тяжёлого бездорожья).

Мотоциклы для эндуро

В первых шестидневных соревнованиях участвовали энтузиасты и любители, использовались серийные дорожные мотоциклы, на которых, как правило, был установлен мощный четырёхтактный двигатель с газораспределением нижними клапанами. Мотоциклы имели мощное ведущее колесо и подрессоренную переднюю вилку. В первых шестидневных соревнованиях в 1913 г. к категории мотоциклов были отнесены и трициклы.

С течением времени менялся регламент соревнований эндуро — менялась и техника для эндуро, для которой стали предъявляться более широкие требования, чтобы была возможность справляться с разнообразными дорожными условиями на протяжении всего соревнования[2].


В настоящее время чисто внешне мотоциклы для эндуро обычно характеризуют следующими признаками:

  • Большое переднее колесо (обычно диаметром 21 дюйм) и широкий руль — позволяют легче контролировать мотоцикл на неровных поверхностях.
  • Спицованные колеса — ремонтопригодны, могут выдерживать значительные деформации при сильных ударах, которые неизбежны в гонке, а также весят меньше литых.
  • Высокое крепление переднего грязевого щитка — не позволяет грязи забивать пространство между собой и колесом.
  • Развитые грунтозацепы протектора шин — позволяют передвигаться вне дорог общего пользования.
  • Цепная передача — обладает хорошей амортизационной способностью, упрощает смену передаточного отношения путём замены одной из звёздочек, кроме того, цепь мало весит.
  • Мотоцикл имеет комплект светотехники, зеркал, средства навигации и государственные регистрационные знаки для передвижения по дорогам общего пользования.

Однако, только этих характеристик для «опознания» в мотоцикле назначения эндуро  недостаточно. Точно такими же внешними характеристиками может обладать не только чисто спортивная техника, но и гражданская, а именно — мотоциклы двойного назначения, которые по внешнему виду очень похожи на эндуро, но отличаются по техническим характеристикам, так как рассчитаны на утилитарное, а не чисто спортивное использование[3].


Также при описании мотоциклов для эндуро обычно упоминают, что:

  • У них обычно малая масса двигателя, низкий уровень шума, сравнительно небольшие вибрации, наряду с надёжностью и тяговой характеристикой. Наилучшая тяга — на низких и средних оборотах. При этом скоростная характеристика на тех же низких и средних оборотах может теряться[2].
  • Конструкция мотоцикла рассчитана на падения, поэтому повредить что либо, кроме зеркал и рычагов, достаточно сложно.
  • Шины используются только камерные, только они пригодны для спицованных колес.
  • Рамы обычно стальные, далёкие от идеальной жёсткости.
  • Подвеска не рассчитана на экстремальные прыжки, как в мотокроссе, ее задача — давать возможность быстро и безопасно передвигаться по любым неровностям.
  • Классический двигатель эндуро имеет воздушно-масляное охлаждение и так называемый «сухой картер» (англ.)русск.. В нём масло не скапливается в поддоне, а постоянно перекачивается двумя маслонасосами. Такая конструкция масляной системы позволяет мотору работать без разрушительных последствий, в любом положении.

Однако, и эти характеристики носят лишь общий описательный характер.


Как мотоциклетная дисциплина, эндуро регламентируется специальными техническими требованиями к мотоциклам. В эти требования (в зависимости от статуса соревнования — от международного до любительского) может быть включено:

  • минимальная масса спортивного мотоцикла в зависимости от его класса;
  • запрет на использование титановых деталей;
  • рабочий объем двигателя в зависимости от его класса;
  • нагрузка на мотоцикл в соответствии с минимальной массой;
  • учёт допустимого уровня шума;
  • ограничения по наименьшей и наибольшей ширине руля;
  • определённая конструкция и длина рычагов управления;
  • определённые хода подвесок мотоцикла;
  • определённая высота подножек;
  • независимые друг от друга тормоза;
  • грязевые щитки, закрывающие колесо под определённым углом;
  • определённый размер шин, профиль шин;
  • определённое установление и количество номерных табличек, их размеры и цвет, размеры и цвет нанесённых на них цифр;
  • перечень возможных изменений, вносимых в конструкцию дорожных мотоциклов, допускаемых к соревнованиям.

Все эти требования оговариваются в регламенте соревнований с указанием конкретных допустимых цифр и значений[4]. В настоящее время некоторые фирмы наладили выпуск так называемых «серийных» мотоциклов для эндуро, например, серия KTM — EXC Six Days.

Каждый год ФИМ утверждает и публикует список омологированных мотоциклов этого года[5]. Омологация (омологационная форма) является одним из непременных условий допуска каждой модели мотоцикла к соревнованиям международного или национального уровня и представляет собой документ, подтверждающий признание Международной Федерацией мотоспорта той или иной модели мотоцикла, его элементов, а также устройств, влияющих на безопасность.

Виды гонок эндуро

Мировые чемпионаты под эгидой FIM

The International Six Day Enduro (ISDE) (англ.)русск. — старейшая шестидневная гонка эндуро, имеющая статус Чемпионата Мира с 1967 г.

The Maxxis FIM World Enduro Championship (WEC) (англ.)русск. — серия Чемпионата Мира по эндуро, впервые организованная в 1990 году и заменившая Чемпионат Европы по Эндуро (FIM European Enduro Championship), существовавший с 1968 г. Серия состоит в настоящее время из восьми двухдневных раундов, включающих в себя мотокросс, эндуро и экстремальные испытания.

FIM SuperEnduro World Championship — соревнования на скорость, проходящие на стадионе, где проложена земляная или песчаная трасса с препятствиями, в основном, естественного характера (камни, бревна, водные участки и т. д.), аналогичными тем, которые можно найти на классической трассе эндуро[6].

Смежные дисциплины с элементами эндуро

Кросс-кантри. Сторонние наблюдатели могут путать два вида мотоциклетных гонок — эндуро и кросс-кантри (Cross-Country Rally), так как оба вида гонок достаточно длительные по времени и включают участки пересеченной местности. Однако, кросс-кантри отличается от классического эндуро отсутствием участков, по которым гонщики перемещаются как обычные участники дорожного движения. Международная Мотоциклетная Федерация определяет кросс-кантри как самостоятельную дисциплину мотоспорта[7]. Под эгидой ФИМ ежегодно проводится FIM Cross-Country Rallies World Championship[8].

К смежным гонкам также относят бахи (bajas) — одно- или двухдневные гонки на дистанциях от 300 до 1000 км по разнообразному рельефу, призванные показать выносливость гонщиков и их мотоциклов. FIM ежегодно проводит The FIM Bajas World Cup[9]. В Америке самые известные бахи — Baja 1000 (англ.)русск. и Baja 500 (англ.)русск., проводимые в Мексике.

Также необходимо упомянуть ралли-рейды (rally raids), гонки проводящиеся в несколько дней и включающие в себя элементы эндуро, кросс-кантри, триала и других дисциплин мотоспорта. Самым популярным ралли-рейдом на протяжении последних десятилетий является легендарная гонка «Париж-Дакар» (Dakar Rally).

Эндуро-кросс (Endurocross, Indoor Enduro, Enduro-X или EX) — дисциплина, появившаяся в 2000 году как гибрид суперкросса, триала и эндуро[10]. Соревнования проводятся на закрытом стадионе, трасса включает в себя различные препятствия естественного характера (например, камни, валуны, бревна, песок, грязь, воду), а также специальные препятствия (например, крупногабаритные шины).

Экстремальное Эндуро (Extreme Enduro или Hard Enduro) — отдельное новое направление, описать которое можно как «человек и машина, покоряющие самые тяжёлые ландшафты планеты»[11]. Самые известные мировые соревнования — это The Erzbergrodeo (Австрия)[12], The Red Bull Romaniacs (Румыния)[13], The Hell’s Gate (Италия)[14], The Tough One (Великобритания)[15] и The Roof of Africa (Южная Африка)[16]. В 2011 году прошел World Xtreme Enduro Championship (WXEC Tour) — чемпионта мира, который был регламентирован пятью основными мировыми организаторами соревнований по Экстремальному Эндуро.

Эндуро в СССР

Аналог эндуро появился в СССР под названием «мотомногоборье». Соревнования проводились в прикарпатских районах Украины, на Кавказе и в России. Первый чемпионат СССР по международным правилам прошел в 1956 г. в Роcторгуево под Моcквой. Он разыгрывалcя в 4-х клаccах — 125 куб.cм (чемпион В. Бойко), 350 куб. cм. (Д. Ноcиков), 750 куб. cм. (Р. Решетниекc), 750 куб. cм. c коляcкой (В. Михайлов — В. Медведев).

В том же 1956 году Центральный автомотоклуб СССР вступил в члены ФИМ, и гонщики из СССР впервые появились на шестидневке в Гармиш-Партенкирхене (ФРГ), завоевав 9 медалей, 3 из них — золотые. В 1959 году советские мотоциклисты в розыгрыше главного приза «Международный трофей» были уже четвертыми в командном зачете и завоевали 13 золотых медалей. В 1961 году в Уэльсе тринадцать из семнадцати наших гонщиков были награждены золотыми медалями ФИМ и, кроме того они получили две Большие золотые медали в классах 250 и 350 см3, выступая на отечественных мотоциклах. В 1962 году советская команда выиграла «бронзу» в самом престижном командном зачете «Международный трофей».

Изучив зарубежный опыт организации многодневок советская мотофедерация использовала его при проведении соревнований в СССР. Стали проводиться шести-, трёх- и однодневные гонки. Применялось прохождение одних и тех же участков дважды: в первый день в одном направлении, а во второй — в обратном. Кроме того, мотоциклисты участвовали в ряде дополнительных состязаний [17]:

  • классической езде — это проверка мастерства вождения мотоцикла на труднопроходимых участках, где оценивается только качество езды без учета времени, затраченного на преодоление участка; суть его заключается в том, чтобы провести мотоцикл по сложному участку, не касаясь ногами земли;
  • кроссах — эти соревнования относятся к скоростным, то есть оценка результатов в них производится по времени, затраченному на прохождение трассы; трасса кроссового участка может быть линейной или кольцевой;
  • подъёме на гору — эти соревнования также относятся к скоростным, трассы для подъема подбираются различной крутизны и протяженности и могут включать и горизонтальные отрезки;
  • разгоне-торможении — также скоростные соревнования, участник должен по возможности в минимальное время преодолеть зачетный участок и остановить мотоцикл точно в двухметровой зоне остановки.

В качестве дополнительных состязаний в соревнования могли быть включены и два чисто военно-прикладных — стрельба и гранатометание.

В 70-е — 80-е годы Чемпионаты страны собирали до 300 участников. Советские гонщики участвовали в самых престижных международных гонках, в том числе и знаменитом ралли Париж-Дакар.

Однако, когда советские заводы почти свели на нет производство как уникальных, так и серийных машин для многодневок, спортсмены из-за нехватки конкурентоспособной техники прекратили выступления в международных соревнованиях.

Эндуро в России

Современный Чемпионат по Эндуро имеет статус всероссийского и предполагает проведение в несколько этапов, проходящих в разных регионах страны. Каждый этап — отдельные двухдневные соревнования. На каждом круге организовывается один или несколько спецучастков (СУ), которые спортсмен должен преодолеть на максимальной скорости. СУ могут включать в себя скоростные повороты, прыжки, броды, искусственные и естественные препятствия в виде завалов из бревен и камней. Возможны СУ внутри заброшенных строений, по лестницам, узким мостам и т. п.

Если в начале 21 века чемпионаты страны еще проходили в 5-7 этапов и собирали по 30 и больше гонщиков на старте, то к 2007-у году количество соревнований снизилось до одного события в сезон. Однако, 2009 год был объявлен МФР «Годом Эндуро» и стал попыткой возрождения чемпионата. Многие спортсмены считают эту попытку возрождения неудачной.

Требования к мотоциклам, могущим участвовать в эндуро, в российском регламенте обычно менее жесткие по сравнению с мировыми соревнованиями. Поэтому любители иногда заявляются на кроссовых мотоциклах или мотоциклах двойного назначения, специально доработанных для участия в эндуро и соответствующих конкретному регламенту соревнования.

Кантри-кросс

Кантри-кросс в Бурцево, 28 августа 2009 г., общий старт «спринт Ле-Ман»

С 2003 года в России ежегодно проводится Кубок «Экстрим-Спорт» по кантри-кроссу на мотоциклах и квадроциклах — гонка, объединившая в себе элементы мотокросса, эндуро и ралли. Постоянные организаторы Кубка, мотоклуб «Экстрим Спорт» и «Терехово+13», ориентируются на крупнейшие в Европе гонки L’enduro du Touque (фр.)русск.. Создатель и ведущий организатор Кубка — Сергей Миндин. Кубок изначально был рассчитан в первую очередь на любителей, а не на профессиональных спортсменов.

Обычно трассу для этого события готовят на трех разных участках. Участок трассы для мотокросса: с трамплинами, волнами, виражами. Участок эндуро: с тропинками, спусками, подъемами, мостками, бревнами, бродами, естественными и искусственными препятствиями. Раллийный участок: по грунтовым дорогам, колеям, пескам.

Для удобства зрителей большая часть круга длиной 6-8 километров просматривается с одного места. Используется общий старт «спринт Ле-Ман» (участники должны добежать до мотоцикла, завести его и только тогда начинать гонку).

Эндуро-кросс

С 2010 года в России начали проводиться соревнования по эндуро-кроссу на Кубок компании IronMan. Организатор гонки — интернет ресурс Motogon.ru. Впервые в зачет гонок такого уровня был введен отдельный класс, в котором могли принимать участие гонщики на мотоциклах двойного назначения, что специально оговаривалось в регламенте.

К соревнованиям допускаются мотоциклы эндуро и кроссовые мотоциклы с любым объемом двигателя воздушного или жидкостного охлаждения, производства любых стран. Отдельно проводятся детские заезды и заезд на квадроциклах. Для классов «Open» и «Лайт» используется общий старт «спринт Ле-Ман».

Примечания

  1. International Six Days Enduro - A brief history  (англ.). Архивировано из первоисточника 26 мая 2012. Проверено 15 марта 2012.
  2. 1 2 Гусак, 1990, с. 253-323
  3. Все, все будут ездить на эндуро!. Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  4. FIM Official Documents - Regulations  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  5. FIM Motorcycles Homologations  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  6. FIM SuperEnduro World Championship Regulations  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  7. Official Documents - Cross-Country Rallies Codes and Regulations  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  8. FIM Cross-Country Rallies World Championship 2012  (англ.).(недоступная ссылка — история) Проверено 16 марта 2012.
  9. 2012 FIM Bajas World Cup Appendices  (англ.).(недоступная ссылка — история) Проверено 16 марта 2012.
  10. FIM Indoor Enduro World Championship  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  11. World Xtreme Enduro Championship Annouced  (англ.) (16 October 2009). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  12. The Erzbergrodeo  (нем.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  13. The Red Bull Romaniacs  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  14. The Hell's Gate  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  15. The Tough One  (англ.). Архивировано из первоисточника 27 июня 2012. Проверено 16 марта 2012.
  16. The Roof of Africa  (англ.). Архивировано из первоисточника 7 августа 2012. Проверено 16 марта 2012.
  17. Дробицкий, 1961, с. 8

Литература

  • FIM. International Six Days Enduro - A brief history  (англ.) (25 October 2010). Архивировано из первоисточника 26 мая 2012. Проверено 15 марта 2012.
  • Гусак П. Эндуро: вчера, сегодня, завтра. — М.: Патриот, 1990. — С. 335.
  • Логинов Б. Забытая шестидневка. — За рулем, 1990. — № 5. — С. 14.
  • Трамм Б. Ф. На мототрассах Европы. — М.: Досааф СССР, 1979. — С. 160.
  • Владимирский С. Путешествие в мир спидвея. — Санкт-Петербург: Папирус, 2002. — С. 456.
  • Дробицкий В. Мотоциклетное многоборье. О дополнительных соревнованиях в многодневке. — За рулем, 1961. — № 5. — С. 8.

Ссылки

  • Fédération Internationale de Motocyclisme (англ.)
  • Maxxis FIM Enduro World Championship (англ.)
  • The Top 5 Hardest In The World (англ.) Сервер не отвечает  (Проверено 22 марта 2012).
  • AMA National EnduroCross Series (англ.)
  • Enduropale (фр.)
  • Мотоциклетная Федерация России
  • Национальная Российская Мотоциклетная Федерация
  • Официальный сайт комиссии эндуро на мотоциклах Спортивных Мотоциклетных Федераций Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Экстремальное эндуро в Украине
  • Кантри-кросс на мотоциклах в России
  • Портал мотогонов — Эндуро на мотоциклах
  • Мотокросс (MX), Суперкросс (SX) и Эндуро (Enduro)

Эндуро.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06