14-10-2023
Насамоны самоназв. — ? |
|
Этноиерархия | |
---|---|
Раса | |
Группа народов |
ливийцы † |
Общие данные | |
Язык |
восточной ветви берберо-ливийской подсемьи |
Религия |
традиционные верования (культ предков) |
Первые упоминания |
«История», книга IV Мельпомена (Геродот, V в. до н. э.) |
Включают |
авгилы † |
Потомки | |
Родственны |
— часть «народов моря» † (гипотеза) |
Современное расселение | |
|
|
Историческое расселение | |
Древняя Ливия: восток Сиртики (Триполитании), юг Киренаики и Мармарики (1-ое тыс. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.) |
|
Государственность | |
племенной союз (1-ое тыс. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.) |
|
Насамоны (греч. Νασαμω̃νες, лат. Nasamones) — название, данное античными авторами группе кочевых древнеливийских племён, известны античному миру со средины 1-го тыс. до н. э. по начало 1-го тыс. н. э. Обитали в центральных и западных областях Древней Ливии — восток Сиртики (Триполитании), юг Киренаики и Мармарики. К насамонам относилось племя авгилов.[1][2]
В конце римского периода этноним «насамоны» не встречается в известных источниках. Ряд исследователей считает потомками их племени современных берберов (в частности туарегов).
Содержание |
Сведения о насамонах оставили различные древнегреческие и римские авторы:
Область расселения насамонов иногда упоминается как «Насамония». Племя обитало (кочевало) от побережья залива Большой Сирт (в восточной Сиртике и южной Киренаике), до внутренних областей Мармарики, лежащих глубоко в Ливийской пустыне, доходя на восточных границах своего расселения до оазиса Аммоний. Также в сферу их влияния входил оазис Авгила (местность Авгилия — кочевья насамонского племени авгилов).[1]
Верования насамонов были традиционными, с основным культом — поклонение духам предков. Погребальные обряды отличались от прочих ливийцев (хоронили умерших сидя), а брачные обычаи содержали элементы оргии. Некоторые особенности обычаев и нравов племени описал Геродот:[3]
Общие:
Бытовые:
Брачные:
Погребальные:
Насамоны занимались скотоводством (но не употребляли говядину и не разводили свиней)[3] , и по сообщениям Геродота, сезонно кочевали — летом они оставляли свой скот на морском побережье (берега залива Большой Сирт в Киренаике и Сиртике) и уходили на сбор фиников вглубь страны.[3] С древнейших времён у них остались в хозяйстве элементы охоты и собирательства, также, вероятно, они участвовали в заготовке и экспортной торговле важнейшим продуктом региона — сильфием (до I в., когда это растение исчезло).
Насамоны.