16-09-2023
Одилон Редон | |
Odilon Redon | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Жанр: | |
Учёба: | |
Стиль: | |
Работы на Викискладе |
Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 22 апреля 1840, Бордо — 6 июля 1916, Париж) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников» .
Творчество Редона разделяется на два периода: «чёрный» и «цветной».
Содержание |
Родился в Бордо 22 апреля 1840 года в семье предпринимателя.
С 1855 года учился в мастерской местного художника-романтика Станислава Горена. В 1863 году познакомился с Рудольфом Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубокое воздействие его творчества. В 1864 году занимался в Школе изящных искусств в Париже у Жан Леона Жерома. Литографии учился у Анри Фантен-Латура. Жил преимущественно в Париже. К числу его друзей принадлежал Стефан Малларме.
В 1865—1870 Редон работает, в основном, углем, затем в черно-белой литографии, создавая большие листы, которые называет «черными» или «чернотами». Плоды своего воображения мастер воплощает в серии альбомов: «В мечте» (1879), «Истоки» (1883), «В честь Гойи» (1885), «Искушение св. Антония» (1888, 1889, 1896), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Апокалипсис» (1899). В 1881 году Редон впервые выставляет в помещении «Ви модерн» все свои «чёрные» рисунки. В 1886 принимает участие в восьмой и последней выставке импрессионистов.
С 1867 начинает вести дневник под названием «Себе самому», в котором изложил свои взгляды на искусство и творчество. Окончил его в 1915 году.
С 1890 Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели. В этих работах он старается передать внутренний мир человека. Для этого этапа творчества характерна многоцветная красочная гамма иная тематика: бабочки, цветы, женщины на фоне яркого пейзажа. В 1899 году Дюран-Рюэль организует выставку молодых художников под названием «В честь Редона», на которой были представлены работы пастелью. Однако после 1900 года он всё заметнее отдаёт предпочтение краскам, 2 апреля 1906 года он писал своему другу Бонже:
В масляной фактуре есть что-то колдовское: она подчиняет тебя, удерживает у мольберта, с каждым днём всё мучительнее, всё сильнее.
Также Редон увлекался декоративными сюжетами, он расписал столовую в замке Домеси в Бургундии, спальню госпожи Шоссон в Париже, а в 1910-1911 по заказу Гюстава Файе - библиотеку аббатсства Фонфруад в департаменте Од.
В 1906 году в галерее Дюран-Рюэля прошла выставка работ Редона и в том же году - в Осеннем Салоне. В 1913 работы художника выставлялись на Международной выставке в Нью-Йорке.
Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года.
В «чёрный» период Редон, увлечённый человеческим подсознательным с его страхами и кошмарами, создавал навязчивые и местами жутковатые рисунки углём и печатную графику. Особую известность получил его рисунок чёрного ворона — посланника смерти, а также изображение огромного волосатого паука с человеческим лицом. Другой важной темой были огромные глаза, рассматривающие зрителя. Например, рисунок, изображающий один глаз, который является одновременно гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке, символизирующее кошмар клаустрофоба.
«Воздушный шар с глазом». 1898
«Ворон». 1882. Национальная галерея Канады. Оттава
«Плачущий паук». 1881.
«Улыбающийся паук». 1881.
Во втором периоде творчества Редон порвал с чёрными тонами и стал писать наполненные цветом картины с элементами идеализации антики и природы. Широко известны его квадрига, парящая в цветных облаках, и абстрактные изображения медуз, моллюсков и других морских обитателей. Эти многослойные картины идеального мира оживают благодаря глубоким переливам красочного тумана.
«Циклоп». 1914
«Ракушка». 1912
«Рождение Венеры», 1912
«Бирюзовая ваза», 1911
«Violette Heymann», 1909
«Муза на Пегасе», 1900
«Sita», 1893
Несмотря на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно абсолютно самобытно и отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время ещё не существовало. Поэтому многие художники считают Редона предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Файл:Inkscape.svg | Это заготовка статьи о художнике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Одилон Редон.