04-02-2024
Окуневская культура Бронзовый век |
|||
Солнечное божество |
|||
Локализация | |||
---|---|---|---|
Датировка | |||
Тип хозяйства | |||
Исследователи | |||
|
|||
Преемственность: | |||
|
Окуневская культура — южносибирская археологическая культура скотоводов бронзового века (III тыс. до н. э.), происходит из местного неолитического субстрата. Названа по местности Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 С. А. Теплоуховым был впервые раскопан могильник этой культуры. Окуневцам были известны двух- и четырехколесные повозки. Значительное место занимала охота на диких животных и рыболовство.
Первоначально ее носители рассматривались в рамках монголоидного компонента афанасьевской культуры, пока в 60-х гг. XX века окуневская культура не была выделена в качестве самостоятельной Г. А. Максименковым.
Окуневцы обладали более развитой металлургией. Они знали не только медь, но и бронзу. Наряду с ковкой применялось и литьё, что указывает на довольно высокий уровень металлообработки. Основой хозяйственной деятельности было скотоводство, хотя рыболовство и охота не потеряли своего значения. В стаде преобладали овцы и крупный рогатый скот.
Самая яркая археологическая культура эпохи ранней бронзы (энеолита) Северной Евразии, отличающаяся большим количеством выразительных антропоморфных изваяний до 4 м высотой. Изваяния изображают богинь со сложным сочетанием черт человека, животных и растений.
Окуневская керамика отличается сплошной орнаментацией тулова, часто орнаментируется дно, обрез венчика и внутренняя сторона венчика.
Содержание |
Распространена на территории Хакасии и южной части Красноярского края.
Развилась под сильным влиянием афанасьевской культуры. Сменилась андроновской культурой.
Антропологический тип населения этой эпохи был смешанного европеоидно-монголоидного происхождения, с преобладанием монголоидного. Как отмечает А. В. Громов, бросается в глаза их морфологическая разнородность — встречаются как чисто монголоидные черепа, так и типично европеоидные, не обнаруживающими никаких следов монголоидной примеси. Проведя обстоятельный анализ антропологических особенностей населения неолита и ранней бронзы, А. А. Громов пришел к выводу, что физический тип окуневцев сложился в результате смешения местного неолитического населения с выходцами из территории Средней Азии и Казахстана (афанасьевцами)[1].
Окуневцы оставили после себя замечательные памятники искусства. Уникальны стелы с рисунками из погребальных склепов. На каменных плитах преобладают реалистически выполненные изображения животных и личин в головных уборах, носившие, по-видимому, культовый характер. Яркий характер искусства окуневской культуры создан монументальными каменными изваяниями и стелами с высеченными на них антропоморфными изображениями. Изваяние обычно представляет собой высокий камень (песчаник или гранит) саблевидной формы. Лицевой является его узкая грань. С нее на зрителя смотрит фантастическая личина: три глаза, ноздри, огромный рот, рога, длинные уши и всевозможные отростки. Изображение переходит с лицевой грани на широкие боковые, а иногда и на заднюю. Помимо центральной личины часто есть дополнительные, меньшего размера. Иногда на изваянии изображена пасть хищника, иногда — быки, много так называемых солярных знаков. Они бывают разных начертаний, но обычно это круг, вписанный в квадрат своеобразная мандала, символ космоса. Этот знак в качестве официального символа помещен как на государственный флаг, так и на государственный герб Хакасии.
Выделяют следующие художественные черты:
Окуневская культура хакасия характеристика, окуневская культура керамика, окуневская культура орудия труда, окуневская культура время и эпоха.
Категория:Статьи проекта Вымысел IV уровня средней важности, Мост Ломоносова (Санкт-Петербург), Ржава, Эндрю Витерби.