Культура террамар(е), Террамары (англ. Terramare culture, нем. Terramare-Kultur, итал. Civiltà terramare) — археологическая культура бронзового века, существовавшая в Северной Италии в долине реки По . Расцвет приходился на вторую половину 2-го тысячелетия до н. э., формирование — первая половина 2-го тысячелетия до н. э. племенами, пришедшими из-за Альп . Исследователи наших дней относят её к группе родственных европейских культур данного периода — Культуре полей погребальных урн, через которую на Апеннинский полуостров проник новый тип захоронения — урновые некрополи . Предполагаемые носители — первая волна италиков, вероятно, племена протолатинов , отличавшиеся способами ведения сельского хозяйства, развитием производства, торговли и строительством своеобразных посёлков-крепостей — террамар .
История исследования
Название
Исследователи конца XIX века назвали новую, обнаруженную в долине реки По, археологическую культуру по принятому наименованию поселений этой культуры — террамарам (итал. terramare), которые, в свою очередь, были названы от местного наименования невысоких холмов богатых чернозёмом. Отложения подобных холмов сформировались, в основном, за счёт накопления мусорных отбросов на месте длительного времени обитания людей бронзового века[1]. Значение названия холмов на диалекте области Эмилия — «чёрная/жирная земля»[2], другой вариант перевода: terra — «земля» и marna — «мергель»[3]. Иногда в научной и научно-популярной литературе для обозначения культуры может употребляться просто слово «террамары». Также в русскоязычной литературе название поселений иногда транскрибируется как «террамаре», и, соответственно, название культуры — «культура террамаре»[2].
Ранние исследования
Раскопки террамары, обнаружены остатки настила (окрестности Пармы, конец XIX века)
Научное исследование культуры террамар началось в 1860 году[4], сначала археологи рассматривали её как универсальную для всего Апеннинского полуострова эпохи бронзового века, так как открытие и изучение террамар происходило ранее появления знаний учёных о существовании Апеннинской культуры[1]. Наличие следов некоторых элементов культуры террамарцев на памятниках Апеннинской культуры, заставило исследователей XIX века считать носителей Апеннинской и Террамар культур одним народом[5]. Реконструкции авторов ранних раскопок в настоящее время утратили значение — поселениям Террамар культуры ошибочно приписывали планировку римских лагерей или городских общин, существовавших в другие, более поздние, временные эпохи[6], а создателями Террамар культуры ошибочно считали этрусков (Т. Моммзен)[7], иллирийцев и лигуров[4].
Общее описание
Локализация
Согласно сегодняшним научным представлениям Террамар культура являлась местным явлением в Северной Италии в долине реки По. Современная локализация её распространения — западные и центральные территории региона Эмилия-Романья (провинции Болонья, Модена, Парма, Пьяченца, Реджо-Эмилия), а также на юге региона Ломбардия (памятники обнаружены на части территорий провинций Брешиа, Мантуя и Кремона)[5]. Центр культуры находился между городами Болоньей и Пармой[6]. После прихода племён культуры Вилланова, террамарцы были вытеснены в Южную Этрурию (Лаций), где оказали влияние на развитие местных племён[8]. По предположению ряда учёных, Террамар культура не просто оказала влияние в Южной Этрурии, а собственно продолжала существовать там некоторое время[9].
Датировка и периодизация
Среди археологов существуют различные представлениям относительно датировок Террамар культуры. Наиболее вероятно, что её расцвет приходился на вторую половину 2-го тысячелетия до н. э.[10]. Возникновение культуры относят к первой половине 2-го тысячелетия до н. э. — 2000-1500 гг. до н. э. (I фаза по Г. Сэфлунду)[11], 1900-1600 гг. до н. э. (I фаза по Дж. Патрони)[12], около 1800 года до н. э. (по К. Куманецкому)[2]. Согласно периодизации предложенной шведским учёным Г. Сэфлундом Террамар культуру делят на четыре периода развития[13]:
Период |
IА |
IIА |
IВ |
IIB |
Датировка |
2000—1500 годы до н. э. |
1500—700 годы до н. э. |
Орудия |
Используются кремневые (типа Ремеделло), но всё больше появляется бронзовых (возможно, привозные[~ 1]).
|
Из кремня (серпы и пр.) вытесняются бронзовыми; появляются каменные формы для отливки бронзовых орудий.
|
Развито бронзоволитейное дело: изготовляются качественные
мечи, топоры с «крыльями» (иначе «закраинами»),
смычковидные фибулы и обоюдоострые бритвы.
|
Захоронения |
Ингумация в простых ямах, без вещей
или со скудным инвентарём.
|
Трупосожжение, в урнах на полях погребений вблизи поселений.
|
Происхождение
Начало Террамар культуре положили переселенцы, пришедшие на Апеннинский полуостров в среднем бронзовом веке из-за Альп, вероятно, изначально со Среднего Дуная. Это подтверждается сходством керамики и бронзовых изделий с подобными предметами быта и орудиями из дунайского региона. Возможно, укрепления посёлков-террамар говорят о том, что пришлым племенам приходилось защищаться от враждебного местного населения[14]. Противником этой теории выступал британско-австралийский археолог В. Г. Чайлд, указавший, что за пределами Италии не обнаружено какой-либо «протеррамарской» культуры, которая могла породить все специфические черты Террамар культуры[13]. Достаточным признаками появления террамарцев, В. Г. Чайлд считал изменения в области сельского хозяйства, развитие производства и торговли[15].
Согласно точке зрения ряда археологов, географически ближайшей культурой, имеющей сходство с террамарцами, является культура энеолитических свайных поселений озёр Северной Италии (расцвет в первой половине 2-го тысячелетия до н. э.). Сторонники теории этого сходства прослеживают связь, например, от культуры поселения Арква-Петрарка, которую они считают промежуточной между культурами энеолитических свайных жилищ и террамарами[16], однако подобная преемственность не общепризнанна всеми учёными[8].
Материальная культура
План террамары Кастеллаццо-ди-Фонтанеллато
Поселения
Своеобразные поселения культуры представлены остатками небольших укрепленных посёлков площадью 1-2 га[3] — так называемыми террамарами, вероятно, являвшимися свайными жилищами, которые были защищены от набегов врагов водным пространством[1]. Археологами обнаружены столбы, сохранившиеся от построек древних людей; большинство исследователей считают их сваями, однако ряд учёных видят в них просто частокол вокруг селений[1]. Также у некоторых обнаруженных поселений имеются окружающие валы и столбы, позволяющие предположить защиту от наводнений[6]. Ещё по одной из гипотез, террамары строились из мергеля на сваях, сначала на сухом месте, а потом всё пространство вокруг строений заливали водой — получался посёлок на искусственном болоте[17].
Советский исследователь А. Л. Монгайт отмечал, что ни одна из террамар не была настолько раскопана, чтобы можно было с уверенностью судить о расположении строений внутри неё. Он предполагал четырёхугольную и ромбовидную планировку террамар, наличие вала с деревянными конструкциями и рва заполненного водой. Также, вероятно, въездные ворота находились с узкой стороны террамары, от которых вела улица, делившая селение на две половины[5].
Самое крупное из найденных поселений Террамар культуры — Кастеллаццо-ди-Фонтанеллато, раскапывалось в 1888—1896 годах в 23 км к северо-западу от города Пармы итальянским археологом Л. Пигорини и другими[5]. Данная террамара имела в плане трапециевидную форму, была окружена рвом шириной 3,75 м и глубиной 3,5 м, а также земляным валом шириной у основания 15 м. Через ров были перекинуты деревянные мосты, внутри поселения находились ряды свай, поддерживавшие, вероятно, помост с хижинами. Улицы представляли собой укреплённые деревом земляные насыпи и пересекались под прямым углом[18].
Захоронения
На первых стадиях своего развития (периоды IA, IIА, IB по Г. Сэфлунду) носители Террамр культуры практиковали ингумацию в простых ямах, без вещей или со скудным инвентарём[14]. Позднее, во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. — начале 1-го тысячелетия до н. э. (период IIB по Г. Сэфлунду), погребения представляли собой урновые некрополи, свойственные Культуре полей погребальных урн[19]. Ряд исследователей считает, что этот обычай захоронения был присущ вторгшимся из Центральной Европы племенам (Г. Сэфлунд, Г. фон Мерхардт), другие учёные предполагают его введение в следствии распространения некой религиозной идеи, которая была не связанна с этническими миграциями (Л. Бернабо Бреа, Р. Перони и др.)[20]. Террамарцы первыми принесли подобный обычай захоронения в Северную Италию, откуда он проник южнее, достигнув самых отдалённых областей Апеннинского полуострова, а с XI—IX веков до н. э. прослеживается на Сицилии и Липарских островах[19]. Характер захоронений Террамар культуры позволяет предположить, что резкое имущественное и социальное неравенство в среде её носителей отсутствовало[4].
Хозяйство
Население занималось земледелием (плуг еще неизвестен, вероятно, пахали деревянной сохой, в которую запрягали быков[~ 2]) — пшеница, бобы, лён, виноград; скотоводством — свиньи, овцы, козы, ослы, лошади; охотой — найдены кости медведя, кабана, оленя; рыболовством. Типичная керамика — лепные сосуды (изготовлялись без гончарного круга), имели тёмнолощёную поверхность и орнамент в виде концентрических желобков или утолщений в виде бугорков; часто выполнялись с «рогатыми» или в форме полумесяца ручками (форма ручки называемая «анса луната»)[21]. Находки семян льна, фрагментов одежды и пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Террамарцами был достигнут высокий уровень в обработке бронзы, но на начальных стадиях развития культуры, несмотря на использование орудий и оружия из бронзы, её представители продолжали применять и их каменные (в основном кремневые) аналоги[3][5].
Вероятно, в XIV веке до н. э. в районе современной Болоньи Террамар культура вступила в соприкосновение с распространившейся по всей Италии Апеннинской культурой[5]. В период поздней фазы последней[22], такие бронзовые изделия террамарцев, как топоры с «крыльями» (иначе «закраинами»), смычковидные фибулы и обоюдоострые бритвы, были предметами торговли по всему Апеннинскому полуострову[6]. Следы этого товарооборота прослеживаются даже на отдалённом юге — в поселении на месте современного Таранто, здесь помимо представителей Апеннинской культуры, около 1250 года до н. э. поселились микенцы, способствуя развитию трансадриатической торговли[23]. К востоку от территорий распространения террамар такие свидетельства имеются в поселениях Апеннинской культуры у современной Болоньи[24], а на севере — в озёрном поселении у современной Пескьеры[25]. Помимо внутрииталийского товарообмена, террамарцы имели связи и со средиземноморскими культурами Франции[26], также известно, что с южного берега Балтийского моря сюда попадали изделия из янтаря (бусы и прочее)[27].
Этническая принадлежность
На сегодняшний день наиболее вероятными создателями Террамар культуры исследователи считают первую волну италиков — племена протолатинов[1], которые после вытеснения их культурой Вилланова, оказали влияние на развитие племён Южной Этрурии (Лаций)[8].
В России в начале XX века учёным В. И. Модестовым была предложена гипотеза, согласно которой в эпоху бронзы на Апеннинский полуостров вторглись носители Террамар культуры — «террамариколы», которые были предками латинян, а в железном веке вторглись другие италики — оски и умбры, принесшие с собой культуру Виллановы[28] (см. раздел «Происхождение»). Эта теория и сегодня широко распространена среди исследователей[29]. Однако вопрос остаётся предметом дискуссий ряда учёных и различные гипотезы прослеживаются в работах исследователей XX века — например, польский филолог К. Куманецкий создателями Террамар культуры называет не просто протолатинов, а племена, разделившиеся позднее на латинян, умбров и самнитов[2], а итальянский учёный Лавиоза-Замботти, по прежнему, согласно представлениям археологов XIX века, не обособляет террамарцев в отдельную культуру и рассматривает их как ответвление Апеннинской культуры[30].
Историческая судьба
Одна из теорий для позднего периода Апеннинской культуры утверждает, что археологический материал большого количества памятников по всей Доисторической Италии является продуктом гибридизации Террамарской и Апеннинской культур, через которые террамарцами было оказано влияние на культуру Протовилланова Субапеннинского периода[~ 3] и некоторые культуры раннего железного века в Италии[6]. Примером может служить крупный могильник около коммуны Пианелло (итал. Pianello). Но существует и альтернативная гипотеза, согласно которой тот же Пианелло был населён представителями новой волны переселенцев с севера[31], а с появлением племён протовилланова, террамарцы исчезли. Таким образом на сегодняшний день существуют следующие гипотезы о трансформации Террамар культуры со временем[32]:
- Пришедшие в Италию по морю и суше новые племена протовилланова смешались с террамарцами и сохранили многие черты их культуры.
- С появлением племён протовилланова Террамар культура прекратила своё существование.
- Культура протовилланова возникла в результате смешения носителей Террамар и Апеннинской культуры (взяв погребальный обряд и обработку металла от первой, а форму посуды и частично сельскохозяйственную экономику от второй)[33].
См. также
Примечания
- Комментарии
- ↑ Бронзовые орудия могли быть привозными, так как на этой стадии развития Террамар культуры не найдено форм для отливки изделий из бронзы (Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века, Т. 2. — М.: «Наука», 1974. — С. 90).
- ↑ В долине Камоника, среди наскальных рисунков есть сцены пахоты, некоторые из которых можно отнести ко времени существования Террамар культуры (Kühn H. Die Felsbilder Europas. — Zürich-Wien, 1952. — S. 126).
- Глава 2 // История Европы. Т. 1. Древняя Европа. — М.: «Наука», 1988. — С. 174).
- Источники
- ↑ Глава 2 // История Европы. Т. 1. Древняя Европа. — М.: «Наука», 1988. — С. 174.
- ↑ История культуры Древней Греции и Рима. — С. 175.
- ↑ Террамары // БСЭ. — М: «Советская Энциклопедия», 1978. (по: Немировский А. И. Племена Италии во II тыс. до н. э. — «Вестник древней истории», 1957. — № 1).
- ↑ Террамары // Советская историческая энциклопедия. — М.: «Советская Энциклопедия», 1973—1982.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. Бронзовый и железный века (Том 2). — М.: «Наука», 1974. — С. 90.
- ↑ Археологический словарь. — М.: «Прогресс», 1990.
- Глава 2 // История Европы. Т. 1. Древняя Европа. — М.: «Наука», 1988. — С. 177.
- ↑ Террамар культура // Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: «Прогресс»: Лейпцигский Библиографический институт, 1989.
- ↑ Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. История Древнего мира. Древний Рим. — М.: «АСТ», 2001. — С. 9.
- Археологический словарь. — М.: «Просвещение»: АО «Учеб. лит.», 1996.
- ↑ Säflund G. Bemerkungen zur Vorgeschichte Etruriens. — Studii etruchu, XII 1939. — pp. 35.
- ↑ Patroni G. La Preistoria, v. 1. — Milano, 1937. — pp. 337-338.
- ↑ 1 2 Монгайт А. Л. Указ. соч. — С. 91-92.
- ↑ 1 2 Монгайт А. Л. Указ. соч. — С. 91.
- ↑ В. Г. Чайлд У истоков европейской цивилизации. — С. 332-333.
- Арква-Петрарка // БСЭ. — М: «Советская Энциклопедия», 1978. (по: Montelius О. La civilisation primitive en Italic, v. 1-2, Stockh., 1895—1910; Patroni G. La Preistoria, v. 1. — Milano, 1937).
- ↑ Памятники археологии // Матюшин Г. Н. Указ. соч.
- Кастеллаццо-ди-Фонтанеллато // Советская историческая энциклопедия. — М.: «Советская Энциклопедия», 1973—1982.
- ↑ 1 2 Поле погребальных урн // Брей У., Трамп Д. Указ. соч.
- ↑ Монгайт А. Л. Указ. соч. — С. 140.
- ↑ Анса луната // Брей У., Трамп Д. Указ. соч.
- ↑ Апеннинская культура // Брей У., Трамп Д. Указ. соч.
- ↑ Таранто // Брей У., Трамп Д. Указ. соч.
- ↑ Болонья // Брей У., Трамп Д. Указ. соч.
- ↑ Пескьера // Брей У., Трамп Д. Указ. соч.
- ↑ Монгайт А. Л. Указ. соч. — С. 110.
- ↑ Монгайт А. Л. Указ. соч. — С. 118.
- ↑ Модестов В. И. Введение в римскую историю, ч. I. — СПб., 1902.
- ↑ Монгайт А. Л. Указ. соч. — С. 211.
- ↑ Laviosa-Zambotti P. II Mediterraneo, l’Europa, l’Italia durante la preistoria. — Torino, 1954.
- ↑ Пианелло // Брей У., Трамп Д. Указ. соч.
- ↑ Монгайт А. Л. Указ. соч. — С. 141.
- ↑ Trump D. H. Central and Southern Italy before Rome. — London, 1966. — P. 137-144.
Литература
Библиография по исследованиям Террамар культуры на сайте «Anzola Prima dell’Emilia» и прочих:
История и развитие доисторических исследований в регионе Эмилия-Романья:
- Bernabò Brea M., Mutti A., (a cura di) Le terramare si scavano per concimare i prati. La nascita dell’archeologia preistorica in Parma nella seconda metà dell’ottocento. Catalogo della mostra, Parma 1994.
- Bernabò Brea M., Mutti A., La vicenda delle terramare, in: Bernabò Brea M., Mutti A., (a cura di) Le terramare si scavano per concimare i prati. La nascita dell’archeologia preistorica in Parma nella seconda metà dell’ottocento. Catalogo della mostra, Parma 1994, pp. 150-166
- Cardarelli A. Il Museo Civico di Modena e la ricerca archeologica nel modenese, in: Misurare la terra: centuriazioni e coloni nel mondo romano: il caso modenese (catalogo della mostra tenuta presso il Museo Civico Archeologico - Etnologico del Comune di Modena), Modena 1983, pp.11-17.
- Desittere M. Paletnologi e studi preistorici nell’Emilia Romagna dell’ottocento, in: F. Lenzi, M. L. Pagliani (a cura di), Il Tempo Perduto. Echi e momenti della preistoria emiliana, Bologna 1988, pp. 53-59.
- Desittere M., Patria e Preistoria fra ideologie e paletnologia nell’Emilia Romagna dell’ottocento, in: Documenti per la storia delle arti e dell’archeologia e delle scienze a Reggio Emilia, 4, 1996.
- Desittere M., Gaetano Chierici e Antonio Parazzi. L’archeologia viadanese e l’orientamento delle terramare, in: Miscellanea di studi archeologici e di antichità, IV, 1995, pp. 81-113.
- Peroni R. Preistoria e Protostoria. La vicenda degli studi in Italia, in Le vie della Preistoria, Roma, 1992, pp. 9-70.
- Peroni R., Magnani P. Le terramare. I grandi villaggi dell’età del Bronzo in Val Padana. La questio della storiografia classica. Antologia degli autori 800-900, Reggio Emilia, 1996.
- Soldini A. Intorno alle testimonianze archeologiche che sono state raccolte nell’Emilia Romagna […] Itinerario bibliografico sulla paletnologia emiliano-romagnola, in: F.Lenzi, M.L.Pagliani (a cura di), Il tempo perduto.Echi e momenti della preistoria emiliana, Bologna 1996 pp. 53-59.
Террамары — исследования, публикации раскопок:
- Ambrosetti G., Cavazzoli Nord in: Preistoria e Protostoria del Reggiano, 1975, pp. 83-84.
- Angelucci D.E.,Medici T. Aspetti stratigrafici e culturali della terramare di Cavazzoli (Reggio Emilia). La campagna di scavo 1990,in: Padusa XXX, 1994, pp. 145-186.
- Aspes A. Franzine Nuove di Villabartolomea, in: Tremila anni fa a Verona (catalogo della mostra), 1973.
- Aspes A.(a cura di), Modelli insediativi tra Alpi e Mar Nero dal V al II millennio a.c., atti del convegno (Verona –Lazise 1992), in: Memorie del Museo Civico di Storia Naturale di Verona.
- Belluzzo G., Salzani L. (a cura di) Dalla terra al museo. Mostra di reperti preistorici e protostorici degli ultimi dieci anni di ricerca dal territorio veronese, Legnago, 1996.
- Bermond Montanari G. Gallo di Castel S. Pietro (Bologna), relazione della campagna di scavo 1958-1959, in: Preistoria dell’Emilia e Romagna, I, 1962, pp. 213-231.
- Bermond Montanari G. Borgo Panigale, in: La formazione della città in Emilia Romagna. II catalogo della mostra, Bologna 1987, pp. 17-19.
- Bermond Montanari G., Massi Pasi M., Morico G. (a cura di) Quando Forlì non c’era. Origine del territorio e popolamento umano dal Paleolitico al IV sec a.c. (Catalogo della mostra), Forlì, 1996.
- Bernabò Brea M., Cremaschi M. (a cura di) La terramara di Poviglio. Le campagne di scavo 1985-1989, Poviglio, 1989.
- Bernabò Brea M., Bronzoni L., Cremaschi M., Mutti A. Le indagini 1983-1984 nella terramara S.Rosa a Fodici di Poviglio(RE),in: Padusa, XXV, 1989, pp. 69-172.
- Bernabò Brea M., Cremaschi M. (a cura di), La terramara di S.Rosa a Fodico di Poviglio. L’abitato piccolo (scavi 1987-1990), Firenze, 1998.
- Bernabò Brea M., Cremaschi M. Il villaggio piccolo nella terramara di S.Rosa di Poviglio. In: Atti della XXV riunione scientifica : le comunità della preistoria italiana [...][Lipari, 2-7 giugno 2000], Istituto italiano di preistoria e protostoria, Firenze, 2000, pp 145-158.
- Bronzoni L., Cremaschi M., La terramara di Case Cocconi (RE): Strutture e materiali, in: Padusa XXV, 1989, pp. 173-226.
- Cardarelli A., L’Età del bronzo: organizzazione del territorio,forme economiche, strutture sociali,in: Modena dalle origini all’anno mille. Studi di archeologia e storia, I, 1988, pp. 86-127.
- Cardarelli A. La terramara di Montale in Emilia Romagna. Guide Archeologiche, in: Preistoria e Protostoria in Italia, 3, 1995, pp. 203-209.
- Cardarelli A., Cattani M., La terrramara della Savana (Carpi). Preliminari per un atlante delle terramare e degli insediamenti dell’età del bronzo nel modenese, in: Quaderni del museo archeologico etnologico di Modena. Studi di preistoria e protostoria, 1, 1994, pp. 121-144.
- Cardarelli A. et alii Le prime grandi necropoli a incinerazione in Italia : le necropoli terramaricole di Casinalbo (Modena) e Montale (Reggio Emilia). In: Atti della XXV riunione scientifica : le comunità della preistoria italiana [...][Lipari, 2-7 giugno 2000], Istituto italiano di preistoria e protostoria, Firenze, 2000, pp 299-322.
- Catarsi M. La stazione preistorica di Borgo Panigale, Bologna (scavi 1950-1959) in: Atti delle riunioni scientifiche. Istituto Italiano di Preistoria e Protostoria, XIX, 1976, pp. 243-265.
- Cocchi Genick D. [et al.], Aspetti culturali della media età del bronzo nell’Italia centro-meridionale, Firenze, 1995.
- Contu E. Saggio di scavo stratigrafico nella stazione terramaricola della rocca di Bazzano in: Emilia Preromana, 3, 1952, pp. 85-102.
- Damiani I. Facies archeologica, facies culturale, per una verifica critica. Il caso del subappenninico, tesi di dottorato, 1991, Roma-Firenze.
- Damiani I. Aspetti archeologici dell’età del bronzo recente in Italia peninsulare e nelle isole Eolie:la facies subappenninica a trent’anni dalla sua definizione in: Dialoghi di archeologia, III, 9, 1993, pp. 5-33.
- De Marinis R. C. [et al.] La terramara dell’età del bronzo di Ca’ de Cessi (Sabbioneta, Mantova) in: Sibrium, XXII, 1992-1993, pp. 43-161.
- De Marinis R. C. Villaggi e necropoli dell’età del bronzo nel territorio di Ostiglia, Ostiglia,1987.
- Desantis P. La ricerca a Pilastri,in: di P.Desantis, G.Steffè (a cura di), L’insediamento terramaricolo di Pilastri (Bondeno-Ferrara). Prime fasi di una ricerca (Catalogo della mostra) Firenze, 1995, pp. 57-61.
- Fasani L., Salzani L. Nuovo insediamento dell’età del bronzo in località Fondo Paviani presso Legnago (Verona), in: Bollettino del Museo Civici di storia naturale di Verona, II, 1975, pp. 259-281.
- Frontini P. (a cura di ), Nuove ricerche a Castellaro del Vhò, 1997.
- Gnesotto F. Elementi di tipologia supappenninica in recenti rinvenimenti friulani (considerazioni in margine allo scavo di Pramarine di Sesto al Reghena), in: Atti delle riunioni scientifiche. Istituto Italiano di Preistoria e Protostoria, XXIX, 1994, pp. 305-316.
- Kruta Poppi L. L’insediamento protostorico di Villa Cassarini a Bologna (nuovi risultati),in atti IIPP XIX 1976, pp. 327-352.
- Macchiarola I. La ceramica appenninica decorata, Roma, 1987.
- Mutti A. Caratteristiche e problemi del popolamento terramaricolo in Emilia occidentale, Bologna, 1993.
- Mutti A. [et al.] La terramara di Castiglione dei Marchesi in: studi e documenti di archeologia, 1988.
- Negroni Catacchio N. L’ambra:produzione e commerci nell’Italia preromana,in C. Ampolo [et al.], Italia omnium terrarum parens, Milano, pp. 659-696.
- Pacciarelli M. Le ceramiche dell’età del bronzo di Monte Castellaccio, in: M.Pacciarelli (a cura di) La collezione Scartabelli. 2. (Preistoria), Casalecchio di Reno, 1996, pp. 221-281.
- Salzani L. Necropoli dell’età del bronzo in località Olmo di Bogara, in: Quaderni di archeologia veronese, IV, 1988, pp. 231-237.
- Salzani L. Insediamento dell’età del bronzo alla Sabbionara di Veronella (VR), in: Padusa XXVI-XXVII, 1990-91, pp. 99-124.
- Scarani R. Stazione preistorica scoperta presso Borgo Panigale nel Comune di Bologna, in: Emilia Preromana, 2, 1949-1950, pp. 66-99.
- Scarani R. Montirone di S.Agata Bolognese, in: Emilia Preromana, 4, 1956, pp. 91-138.
- Scarani R. Repertorio di scavi e scoperte dell’Emilia Romagna, in: Preistoria dell’Emilia Romagna II, 1963, Bologna, pp. 175-617.
- Silvestri E. L’insediamento subappenninico di Castenaso Bologna, in: Emilia Preromana, 9-10 1980, pp. 120-132.
- Tamburini Muller E. La stazione preistorica di S.Giovanni in Persiceto, in: Emilia Preromana 9-10, 1984, pp. 100-119.
- Tirabassi J. Catasto archeologico della provincia di Reggio Emilia:4. I siti dell’età del bronzo, 1979
- Vigliardi A. Una stazione della tarda età del bronzo a S.Maria in Castello (Tredozio Forlì), in: Archivio per l’antropologia e l’etnologia, XCVIII, F.III, 1968, pp. 83-130.
Террамары — археозоология и археоботаника:
- De Grossi Mazzorin J. I resti faunistici provenienti dalle terramare esposti nel museo civico di Modena: alcune considerazioni, in: Quaderni del museo archeologico etnologico di Modena. Studi di preistoria e protostoria, 1, 1994, pp. 145-152.
- Farello P. Avanzi preromani nelle terramare e palafitte dell’Emilia: un riesame della fauna, in: Bernabò Brea M., Mutti A., (a cura di) Le terramare si scavano per concimare i prati. La nascita dell’archeologia preistorica in Parma nella seconda metà dell’ottocento. Catalogo della mostra, Parma 1994, pp. 78-82.
- Riedel A. L’economia animale, in: Bernabò Brea M., Cremaschi M. (a cura di), La terramara di Poviglio. Le campagne di scavo 1985-1989, Poviglio, 1989.
- Ravazzi C., Cremaschi M., Forlani L. Ricostruzione della storia vegetazionale padana tra l’età del bronzo e l’alto medioevo in relazione all’intervento antropico. La successione pollinica del fossato della terramare di Poviglio (RE), in: Archivio Botanico Italiano, LXVII, 1992, pp. 198-220.
Террамары коммуны Анцола-делл'Эмилия:
- Argentina F., Desantis P., Finotelli F., Schneider F. Il sito dell'età del Bronzo di Anzola dell'Emilia in: Quaderni della Rocca, n.9, maggio 2002 Archeologia in Valle del Samoggia: studi e ricerche sul popolamento antico. Atti del Convegno di Bazzano (3 maggio 2001), p. 39-80.
- Finotelli F., Morico G., Steffè G. Anzola Emilia (BO) in: Bernabò Brea M., Cardarelli A., Cremaschi M.: Le terramare: la più antica civiltà padana. Catalogo della Mostra (Modena 1997), p. 363-365.
- Cardarelli A., Cremonini S., Finotelli F., Steffè G. Anzola Emilia (BO): insediamento dell'età del Bronzo in: Studi e documenti di Archeologia, VII, 1991-1992, pp. 173-174.
- Desantis P., Bigoni M., Faccenda P., Finotelli F. Anzola prima dell'Emilia : più di tremila anni fa ... un villaggio sulle sponde della Ghironda: materiali e studi dalla terramara di Anzola. Catalogo della mostra (Anzola, 16 aprile - 10 settembre 2004).
Библиография по теме Террамар культуры с прочих сайтов:
- Cremaschi M., Forte M. Reconstructing a fossil landscape by Remote Sensing and GIS applications: sites, virtual models and territory during the Middle Bronze Age in the Po Plain (Northern Italy), Archeologia e Calcolatori n. X — 1999.
Ссылки
- Бронзовый век Западного Средиземноморья (рус.). «Сeltica.ru». Архивировано из первоисточника 7 августа 2012.
- «Anzola Prima dell’Emilia» (итал.). Археологическое общество коммуны Архивировано из первоисточника 7 августа 2012.
- «Terramara di Montale» (итал.). Археологический парк в Архивировано из первоисточника 7 августа 2012.
- Terramare-culture (англ.). Архивировано из первоисточника 10 августа 2012.