Осиос Лукас
Эту страницу предлагается переименовать в Монастырь Преподобного Луки или Осиос-Лукас.
Пояснение причин и обсуждение — на странице :К переименованию/23 июля 2017.
Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования статей Википедии. Не снимайте пометку о выставлении на переименование до окончания обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон. |
Монастырь | |
Осиос Лукас
Ὅσιος Λουκᾶς |
|
Вид на алтарную часть храмов монастыря |
|
Страна | Греция |
Координаты | |
Конфессия | Православие |
Епархия | Элладская православная церковь |
Тип | мужской |
Архитектурный стиль | Архитектура Византии |
Основатель | Лука Елладский |
Дата основания | ок. 946 года |
Статус | памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Состояние | действующий |
Сайт | Официальный сайт |
Осиос Лукас на Викискладе |
Осиос Лукас (греч. Ὅσιος Λουκᾶς) — православный монастырь в Греции, основанный преподобным Лукой Елладским (отсюда название). Расположен на западных склонах горы Геликон в окрестностях города Дистомо (ном Беотия) и в 37 километрах от города Дельфы (ном Фокида). Монастырь знаменит мозаиками, древнейшие из которых восходят к XI веку.
Содержание
История
Монастырь был основан преподобным Лукой Стириотом, который, как отшельник, поселился на склонах Геликона около 946 года.[1] Вскоре вокруг него образовалась монашеская община, и было начато строительство первого монастырского храма во имя святой Варвары. Лука скончался в 953 году и был погребён в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь. Монастырь возглавил Филофей, завершивший строительство церкви Святой Варвары. При нём, благодаря поддержке Константинополя, началось активное развитие монастыря. Был построен кафоликон, украшенный в начале XI века мозаикой, и крепостная стена вокруг монастыря.
После захвата в 1204 году столицы Византийской империи крестоносцами монастырь сильно пострадал от завоевателей: были утрачены многие его реликвии и сокровища, а сам он был передан ордену тамплиеров. Во второй четверти XIII века монастырь был разграблен ахейским князем Виллардуэном, который вывез из монастыря в Венецию мощи преподобного Луки (частица мощей осталась в одном из афонских монастырей).[1] В 1312 году монастырь вновь был разграблен франками. Позднее монахи вернулись в него, но своё величие Осиос Лукас утратил.
При султанах Селиме I и Сулеймане I монастырь 20 лет был необитаем, кельи разрушались, а кафоликон лишился крыши. Восстановить монастырь помог константинопольский патриарх Иеремия I, также он дал монастырю независимость от местных церковных иерархов.[2] Путешественники XVII века уже описывают монастырь как процветающий и называют его самым красивым в Греции.[3] Во время войны за Пелопоннес между турками и венецианцами в конце XVII века монастырь был ограблен турками и албанцами.
Монастырь был центром греческого национально-освободительного антитурецкого движения. В 1780 году в нём 95 партизан во главе с Андрицосом Верусисом в монастырской башне держали осаду против трёхтысячного турецкого войска и ушли из монастыря невредимыми.[1] 26 марта 1821 года в монастыре епископ Салонский Исаия, вслед за митрополитом Германом, благословил лаварон (знамя) греческого национального восстания против турецкого ига. В ответ на поддержку монастырём повстанцев турки 14 июня 1822 года вошли в монастырь и разрушили его: «был сожжён иконостас церкви Богоматери, потеряна серебряная доска, на которой была написана история основания монастыря, мозаики были закопчены пламенем, разводимым в кафоликоне турками и мрамор потерял блеск».[4]
Во время Второй мировой войны монастырь подвергся бомбардировке — в 1943 году на него было сброшено 16 бомб, которые разрушили трапезную и повредили стены кафоликона.[2] Реставрация монастыря началась в 1958 году. По настоящее время Фонд археологических ресурсов Министерства Культуры Греции осуществляет восстановление и консервацию мозаик кафоликона. В 1980 году из иконостаса кафоликона были украдены четыре иконы XVI века, написанные Михаилом Дамаскином.[1] В 1986 году из Венеции в Осиос Лукас вернулись мощи его основателя — преподобного Луки Елладского.
Монастырь Осиос Лукас — крупнейший из трёх памятников монументального византийского искусства XI века (наряду с Дафни и Неа Мони. В 1990 году включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время этот действующий мужской монастырь (находится в юрисдикции Элладской православной церкви) является популярным паломническим и туристическим центром Греции.
Монастырские строения
Церковь Богородицы
Древнейшей постройкой монастыря является церковь Святой Варвары (в настоящее время посвящена Богородице). Она построена в 946 — 955 годы, на деньги фиванского стратига. В ходе поздних перестроек здание церкви вошло в состав кафоликона (примыкает к нему своей южной стороной).
Строение относится к типу крестовокупольных храмов на четырёх колонках, имеет трёхконховую апсиду и увенчана куполом на парусах. В барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Храм имеет нартекс и двухъярусную входную открытую галерею. Церковь является одним из лучших образцов столичного типа храмов на четырёх колоннах.[5]
В церкви сохранились фрески XI—XII веков (в правом арочном переходе алтаря — святые Игнатий, Феофор и Поликарп; в северной половине арки диаконника — святые Харалампий, Лев Катан и Софроний)[2] и одна фреска X века с изображением Иисуса Навина говорящего с архангелом Михаилом (обнаружена в ходе реставрационных работ 1964 года).[6] Фигура архангела не сохранилась, сюжет был определён на основе цитаты об этом библейской событии, сопровождающей изображение. На столбе рядом с алтарной преградой сохранился декоративный фриз, окружавший утраченную фигуру Иисуса Христа.
-
Алтарь церкви Богородицы
-
Колонны церкви Богородицы
-
Купол церкви Богородицы
-
Иисус Навин (фреска)
Церковь Святого Луки (кафоликон)
Строительство церкви предание связывает с предсказанием преподобного Луки об освобождении Крита от сарацин: когда у него спросили о возможности освобождения острова, то он сказал «Роман спасёт Крит», а на вопрос говорит ли он об императоре Романе I, ответил «Не он, но другой». Крит освободил в 961 году император Роман II Младший и, помня о пророчестве, направил в Осиос Лукас строителей с указанием построить для монастыря церковь по подобию Святой Софии.[2]
Кафоликон Осиос Лукас является самой крупной постройкой средневизантийского периода.[5] Церковь крестовокупольная, имеет октогональную форму с круговым обходом в верхнем ярусе. Девятиметровый купол церкви опирается на тромпы, что возникло под влиянием армянской архитектуры. В барабане купола расположено 16 небольших окон. Пресбитерий кафоликона перекрыт небольшим куполом.[7] Нижний уровень внутренних стен храма покрыт мраморными плитами, которые символизируют «твердь вод под твердью».[8]
С запада к церкви пристроен сводчатый нартекс, украшенный мрамором и мозаиками, на востоке расположена выдвинутая за периметр апсида центрального алтаря. На первом ярусе под хорами расположены компартименты с крестовыми сводами, украшенными мозаиками и фресками. Хоры второго яруса украшены аркадой, выходящей в центральное пространство храма.
|
Для строительства цоколя церкви использовался материал руин античного храма Деметры, располагавшегося рядом. Фасад выполнен из камня и плинфы (плоские квадратные кирпичи) и имеет многочисленные окна в форме двойных и тройных арок, разделённых колоннами. Фасад украшен мраморными вставками с рельефами (бичевание Христа, процветшие кресты и т. п.). В люнете окна над главным входом помещена фреска «Успение святого Луки» (преподобный умирает в окружении монастырской братии, над ним ангелы, готовые принять его душу, а у ложа изображены восемь змей, символизирующих бесов[9]), люнеты окон над боковыми дверями также были украшены фресковой живописью, которая сильно разрушена.
В состав кафоликона входит баптистерий, расположенный на западе правого нефа и ризница, примыкающая к апсиде правого алтаря.
-
Нартекс
-
Интерьер кафоликона (центральный неф, вид на алтарную часть)
-
Вид на боковой неф
-
Фрески в боковом нефе
Крипта
Под зданием расположена крипта, построенная для того, чтобы основание кафоликона имело одинаковый уровень со стоящей рядом церковью Богородицы. Крипта имеет крестообразную форму и является нижним храмом кафоликона — в ней установлен мраморный иконостас и рака, в которой до перенесения в главный храм хранились мощи преподобного Луки. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона. На их изображены ряд евангельских сцен (в том числе Страсти Христовы), апостолы, 28 фигур святых, а также преподобный Лука в окружении учеников. Академик В. Н. Лазарев характеризует фрески крипты как архаичные и считает, что над их созданием работали двое художников:[10]
Их примитивная, жёсткая манера письма указывает на то, что они вышли из подвизавшейся здесь провинциальной школы мозаичистов. |
-
Интерьер крипты
-
Интерьер крипты
-
Снятие с креста (фреска крипты кафоликона)
-
Погребение Христа и явление ангела женам-мироносицам (фреска крипты кафоликона)
Прочие постройки
- Трапезная. В ней сохранились фрески XII—XIII веков. Здание пострадало во время Второй мировой войны (разрушено во время бомбардировки в 1943 году, реставрационные проведены в конце 1950-х — начале 1960-х годов). В настоящее время в ней расположен музей византийского искусства.
- Башня. Единственная сохранившиеся из трёх башен 285 метровой стены, окружавшей монастырь. Башня двухэтажная: первый этаж занимала водопроводная система, а верхний был небольшим храмом начала XI века с шестигранным алтарём (разрушен в XIX веке). В интерьере храма сохранились фрески с изображением чудес Иисуса Христа (в основном сцены исцеления больных). В 1877—1888 годах на башне были размещены часы и она приобрела свой современный облик.
- Фотанамма — небольшой квадратный храм, в котором поддерживали огонь для обогрева монахов.[2] Представляет собой крестовокупольный храм на четырёх колонках с четырёхреберным сводом, в котором сделаны отверстия для дыма. Снаружи церковь покрыта четырёхскатной черепичной крышей с дымоходом в форме башенки.
- Хозяйственные постройки: вордонарий (место, где содержали скот), складские помещения, переоборудованные из старых келий.
Мозаики кафоликона
Мозаики кафоликона созданы в начале XI века[10] (существуют альтернативные версии, датирующие мозаики XII веком[11]). Над созданием мозаик работало два мастера: первый украсил наос и апсиду, второй — нартекс. Работы этих мастеров отличаются: «стиль первого мастера характеризуется известной приглаженностью и педантической аккуратностью, стиль второго, при его внешней грубости, выдаёт большую свежесть и непосредственность».[10]
Академик В. Н. Лазарев относит мозаики кафоликона к монашескому провинциальному искусству, но отмечает монументальные качества их ансамбля, красоту мозаичной палитры и интенсивность красок:
|
По его мнению, мозаики Осиос Лукас «лежат в стороне от линии развития константинопольского искусства, будучи тесно связаны со старыми, чисто восточными традициями».[10] Австрийский искусствовед Отто Демус пишет:[12]
Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад–восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси. |
Г. С. Колпакова отмечает, что мозаики Осиос Лукас, принадлежат к классической системе церковного декора, созданной в Константинополе в IX веке и широко использовавшейся на периферии империи. По её мнению, тенденции ансамбля мозаик Осиос Лукас были использованы при создании убранства Софии Киевской.[13]
Мозаики нартекса
В отношении техники исполнения мозаик нартекса Отто Демус отмечает:[12]
Стиль мозаик нартекса Осиос Лукас более гибкий и камерный, что соответствует небольшим размерам этого помещения. Ведущий художник создававшей эти мозаики мастерской был более рафинирован. Вероятно, он происходил из самого Константинополя. |
Стена нартекса, являющаяся наружной украшена фигурами 5 мучениц — Ирины, Екатерины, Варвары, Евфимии, Марины и Юлианы. На центральном простенке (над выходом) в медальонах помещены фигуры пяти греческих мучеников — Анемподиста, Пегасия, Акиндина, Афтония и Элпидофора. Справа от этой мозаики изображены равноапостольные Константин и Елена, стоящие по сторонам от Креста Господня, а также пять мучениц в медальонах — Анастасия, Фекла, Агата, Феврония и Евгения.
На северным окном (боковая торцовая стена) изображено «Омовение ног»: апостолы одеты в белые гиматии, в центре композиции Иисус в синем гиматии омывает ноги апостола Петра. Лицо апостола показывает душевное смятение от происходящего. Напротив него, в люнете южного окна нартекса помещена мозаика «Уверение апостола Фомы».
В парусах свода у северного окна изображены целители Косьма и Дамиан (последний утрачен) и Кир и Иоанн. Крестовой свод центрального компартимента наоса украшен изображением Богородицы Оранты в окружении Иоанна Крестителя и архангелов Гавриила и Михаила. Мозаики южного свода практически утрачены, сохранился лишь медальон с изображением святого Мокия.
На восточной стене нартекса помещена сцена Распятия Христа. Над входом из нартекса в наос (основное пространство храма) помещено изображение Христа Пантократора в золотом хитоне и ярко синем гиматии. Тимпан южного компартимента слева от Пантократора украшает мозаика «Сошествие во ад». Иисус в развевающемся белом гиматии попирает сломанные врата и замки́ ада, в правой руке он держит Крест, а левой возводит из гроба Адама (старец в белых одеждах) и Еву (фигура молодой женщины в розовом плаще). С другой стороны от Иисуса изображены Соломон и Давид в царских одеждах.
В арках (медальоны и в рост) изображены апостолы
западная стена | Лука | Пять мучениц Ирина, Екатерина, Варвара, Евфимия, Марина и Юлиана |
Андрей | Пять мучеников Анемподист, Пегасий, Акиндин, Афтоний и Элпидофор (мозаика над выходом на улицу) |
Иоанн Богослов |
Константин и Елена, пять мучениц — Анастасия, Фекла, Агата, Феврония и Евгения |
Филипп | |
Омовение ног ученикам (северная — левая боковая — стена) |
Симеон | Целители Косьма [и Дамиан] и Кир и Иоанн |
Марк | Богородица с ангелами им Иоанном Крестителем |
Иаков | Мозаика частично утрачена, сохранился Мокий |
Варфо- ломей |
Уверение Фомы (южная — правая боковая — стена) |
восточная стена | Матфей | Распятие Христово | Петр | Христос Пантократор (мозаика над входом в основное пространство) |
Павел | Сошествие во ад | Фома |
Мозаики наоса
Апсида центрального алтаря украшена изображением Богородицы на престоле с младенцем Христом на руках. Тёмно-синие мафорий и одежды Марии выделяются на золотом мозаичном фоне, полностью покрывающем апсиду. Капеллы, расположенные в рукавах трансепта, имеют одинаковое оформление — Христос в окружении двух поклоняющихся ему ангелов, образ Богородицы Одигитрии в восточном люнете, фигура местночтимого святого в западном люнете и три медальона с ликами святых на северной и южной арках капеллы. Лик Богородицы обращён в центр храма и для того, чтобы она параллельно смотрела и на Богомладенца, в северном рукаве трансепта она держит Иисуса на левой руке, а в южном — на правой.
Купол апсиды украшен сценой сошествия Святого Духа, исходящего от этимасии, помещённой в центр композиции. Над окнами апсиды — деисус, заключённый в медальоны. Триумфальную арку перед алтарной частью украшают изображения архангелов Михаила и Гавриила.
-
Апсида с образом Богородицы и Сошествие святого Духа, а также купол с Пантократором
-
Сошествие святого Духа
-
Апсида с образом Богородицы и Сошествие святого Духа
-
Образы Богородицы в рукавах трансепта
Центральный купол был мозаикой с изображением Христа Пантократора в окружении четырёх ангелов, Богородицы и Иоанна Предтечи. Мозаика была разрушена землетрясением 1593 года и её заменили фреской, имитирующей мозаику.[1] Образ Христа Пантократора монументален — высота Евангелия в его руке составляет 1,1 м. Между окнами в барабане купола находились изображения шестнадцати ветхозаветных пророков, но уже к XIX веку мозаики обветшали и их заменили фресковой живописью.[10]
В тромпах помещены четыре евангельских сцены: Благовещение (не сохранилось), Рождество Христово, Сретение и Крещение. В полунишах — образы четырёх Отцов Церкви: Василия Великого, святителя Николая, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Диаконник украшают мозаики на ветхозаветные темы — Даниил во рву со львами и три отрока в пещи огненной.
Крещение Христа | Принесение во Храм | |
Центральный купол с фреской Иисуса Пантократора |
Рождество Христово |
В остальном пространстве храма помещены многочисленные изображения святых (около 150 фигур). В основном это преподобные и святые воины, то есть рать земная и небесная.[1] Такой выбор обусловлен тем, что храм является монастырским, а в период его строительства Византия вела многочисленные войны. О провинциальном статусе обители свидетельствуют многочисленные изображения местночитым святых. Они (особенно изображения святых, связанных с основанием обители — Лука Стириот (патрональный святой храма), Лука Гурникиот, Никон Метаноит и другие) занимают места, на которых традиционно в других храмах помещались образы Отцов Церкви.[12] В отношении характера изображений святых Отто Демус замечает, что мозаичисты
почти не пытались разнообразить колорит и оживить фигуры с помощью широкого спектра поз и жестов, и поэтому более или менее одинаковые изображения производят довольно унылое и однообразное впечатление. |
Включение в число объектов Всемирного наследия
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 537 рус. • англ. • фр. |
13 октября 1989 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были номинированы три монастыря — Осиос Лукас, Неа Мони и Дафни. В апреле 1990 года Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием о возможности их включения в реестр.[14] Советом были определены следующие критерии для включения данных объектов в число памятников ЮНЕСКО:
- «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения» (византийские мозаики Македонской династии);
- «Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории» (Осиос Лукас является крупнейшим из архитектурных памятников средневизантийского периода).
На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Канаде 7-12 декабря 1990 года, указанные монастыри были включены в Список объектов Всемирного наследия под номером 537.[15]
Примечания
- ↑ Надеждин А. Жемчужина Беотии: монастырь Осиас Лукас
- ↑ Хрипкова Е. А. Монастырь Осиос Лукас. Радость монаха и слава Греции
- ↑ Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 70
- ↑ Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 81
- ↑ Византийская архитектура VI—XII вв. // Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца X — начала XII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции
- ↑ Chatzidakis M. Byzantine art in Greece, Mosaics — Wall Paintings. Athens, 1997. P. 9
- ↑ Византийское искусство IX — середины XI века // Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая
- ↑ Д. Тальбот Райс. Искусство Византии. М., 2002. С. 82
- ↑ Thymios D. Dalkas Hosios Loukas and his monastery, Athens, 2003. P. 111
- ↑ Лазарев В. Н. Мозаики Неа Мони на Хиосе и Хосиос Лукас в Фокиде
- ↑ Шмит Ф. И. Мозаики монастыря преподобного Луки // Сборник статей в честь проф. В. П. Бузескула. Харьков 1914. С. 318—334
- ↑ Отто Демус. Мозаики византийских храмов
- ↑ Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 87. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
- Advisory Body Evaluation (англ.)
- Report of the World Heritage Committee (Fourteenth Session) (англ.)
Ссылки
- Осиос Лукас
- Надеждин А. Жемчужина Беотии: монастырь Осиас Лукас. Архивировано 28 августа 2011 года.
- Хрипкова Е. А. Монастырь Осиос Лукас. Радость монаха и слава Греции. Проверено 2 апреля 2009. Архивировано 13 августа 2011 года.
Литература
- История византийской живописи. — М.: Искусство, 1986.
- Дэвид Тальбот Райс. Искусство Византии. — М.: Слово, 2002. — 256 с. — ISBN 5-85050-594-6.
- Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2005. — 528 с. — (Новая история искусства). — ISBN 5-352-00485-6.
- Paul Lazarides. The Monastery of Hosios Lukas. — Editions Hannibal, 1987.
- Paul Lazarides. The Monastery of Hosios Lukas: Brief Illustrated Archaeological Guide. — Hannibal Publishing, 1980.
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.
|
Осиос-Лукас.