14-05-2023
Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) | |
Заказчик | |
---|---|
Производитель | |
Задачи | |
Стартовая площадка | |
Технические характеристики | |
Масса |
при околоземных орбитальных полётах — 12 т (при полётах за околоземную орбиту — 16,5 т), масса возвращаемой части — 4,23 т (включая системы мягкой посадки — 7,77 т) |
Размеры |
длина корабля — 6,1 м, максимальный диаметр корпуса — 4,4 м |
Срок активного существования |
до одного месяца |
Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) на Викискладе |
Перспективная пилотируемая транспортная система (ППТС) и Пилотируемый транспортный корабль нового поколения (ПТК НП) — временные официальные названия проектов российских ракеты-носителя и многоцелевого пилотируемого частично многоразового космического корабля, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». Неофициальное название проекта ракеты-носителя, упоминаемое в прессе, — «Русь-М»[1][2].
Содержание |
Первый конкурс на новый российский космический корабль был объявлен Федеральным космическим агентством (Роскосмосом) 23 ноября 2005 года. Проекты были представлены предприятиями ОАО «РКК „Энергия“ им. С. П. Королёва» (проект «Клипер»), ГКНПЦ им. М. В. Хруничева и ОАО «НПО „Молния“». По результатам конкурса все три проекта были отправлены на доработку по причине технико-экономической нереализуемости, а конкурс был прекращён[3].
Примерно в то же время Россия предполагала, что в создании нового корабля будет участвовать Европа. После отказа ЕКА от совместных работ по «Клиперу», Роскосмос принял предложение об участии в разработке европейской перспективной пилотируемой космической транспортной системы ACTS на базе европейского грузового автоматического корабля ATV и российских технологий.
Согласно разработанной в РКК «Энергия» и принятой 14 июля 2006 года правительством РФ концепции развития российской пилотируемой космонавтики на 2006—2030 годы, предусматривается поэтапное создание промышленной транспортной космической системы, освоение околоземного пространства, Луны и полёты на Марс[4]. В части транспортной системы первоочередной задачей ставится модернизация КК «Союз» и создание межорбитального буксира «Паром». Затем (после 2015 года) предполагается создать национальный (отличный от участия в проекте ЕКА), более универсальный, нежели «Клипер», корабль, способный совершать полёты как на околоземную орбиту (в том числе транспортные и эвакуационные на орбитальные станции и автономные), так и к Луне (в том числе как часть возможного в будущем лунно-посадочного экспедиционного комплекса). Универсальность задач и компоновка корабля схожи с разрабатываемым в США космическим кораблём нового поколения «Орион».
Был проведён второй конкурс по ППТС, победители которого были объявлены 6 апреля 2009 года. Разработка корабля была поручена РКК «Энергия», ракету-носитель для него будет разрабатывать «ЦСКБ-Прогресс»[5].
ППТС, как ключевой элемент российской космической инфраструктуры, создаётся для следующих задач[6]:
Для ППТС принято модульное построение базового корабля в виде функционально законченных элементов — возвращаемого аппарата и двигательного отсека. Корабль будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью, усечённо-конической формы сверху и одноразовым агрегатно-двигательным отсеком ниже, и будет широко использовать системы, проектировавшиеся в РКК «Энергия» для «Клипера». Максимальный экипаж нового корабля составит 6 человек (при полётах к Луне — до 4 человек), масса доставляемого на орбиту груза — 500[7]кг, масса возвращаемого на Землю груза — 500 кг и более, при меньшем экипаже. Длина корабля — 6,1 м, максимальный диаметр корпуса — 4,4 м, масса при околоземных орбитальных полётах — 12 т (при полётах за окололунную орбиту — 16,5 т), масса возвращаемой части — 4,23 т (включая системы мягкой посадки — 7,77 т), Объём герметичного отсека — 18 куб. м. Длительность автономного полёта корабля — до месяца. Планируется, что за счёт использования алюминиевых сплавов повышенной прочности, а также углепластиков масса спускаемого аппарата будет уменьшена на 20-30 процентов[7]. Бытовые отсеки будут просто пристыковываться, в зависимости от той миссии, которая будет перед ППТС стоять.
Варианты космического корабля:
Показатель | На околоземную обиту | На окололунную орбиту (станцию) | ||
---|---|---|---|---|
На станцию, пилотируемый | На станцию, грузовой | Автономно, пилотируемый | ||
Экипаж, чел. | 6 | 0 | 4 | 4 |
Груз, кг | 500 | 2000 (На Землю 500) | 100 | |
Время автономного полёта, сут. | 5 | 30 | 14 | |
Время полёта со станцией, сут. | 365 | 200 | ||
Масса, т | 12 | 16,5 |
При взлёте на экипаж должны воздействовать перегрузки не более 4g, а во время посадки в штатном режиме не более 3g. Корабль также должен быть многоразовым (до 10 полётов в космос) и иметь надёжность не ниже 0,995. На новом корабле стыковка с МКС может производиться в день его запуска, в отличие от Союза, который может стыковаться только через двое суток[8].
Корабль будет выводиться на орбиту новой ракетой-носителем с нового российского космодрома «Восточный».
По требованиям, предъявленными Роскосмосом, необходимо, чтобы кораблём мог управлять один человек. Управление пилотируемым кораблём будет осуществляться с помощью современных пультов управления на основе жидкокристаллических дисплеев с «гибкими» меню и форматами отображения данных.
Оборудование ППТС для связи будет производится через многофункциональную космическую систему ретрансляции «Луч», в которой используются спутники-ретрансляторы. Спутники позволят ЦУП проводить сеансы связи в любой момент времени, а не только при пролёте над наземными измерительными пунктами пилотируемого корабля. Вся информация, передаваемая и принимаемая на космический корабль и с него, будет представлять собой единый цифровой поток, защищённый от постороннего доступа, но удобный для дешифровки, распределения по потребителям и дальнейшего хранения.
Спускаемый аппарат будет приземляться без применения парашюта. Для торможения будет использована реактивная система. Твёрдотопливные ракетные двигатели будут уменьшать скорость снижения начиная с высоты ≈1 км. Посадка будет осуществляться на амортизированные опоры, за счёт чего исключается падение спускаемого аппарата на бок после касания аппаратом грунтовой площадки.
В двигательной установке спускаемого аппарата будут использоваться экологически безопасные компоненты топлива газообразный кислород и этиловый спирт.
Новые конструкционные материалы, основанные на алюминиевых сплавах с улучшенными прочностными характеристиками, и углепластики снизят на 20—30 % массу конструкции космического корабля и позволят продлить срок его эксплуатации.
Внешние изображения | |
---|---|
ППТС на МАКС-2011 | |
- ППТС на МАКС-2011. |
Это заготовка статьи о ракетной, ракетно-космической технике или космическом аппарате. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Многоразовые транспортные космические корабли | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||
|
|||||||
|
Пилотируемые космические полёты | |
---|---|
СССР и Россия | |
США |
Меркурий (1961—1963) • North American X-15² (1963) • Джемини (1965—1966) • Аполлон (1968—1975) • |
КНР | |
Индия |
ISRO Orbital Vehicle (с 2016) |
Евросоюз | |
Япония |
|
частные |
SpaceShipOne² (2004) • SpaceShipTwo² (с 2012) • SpaceX Dragon (с 2010¹, c 201?) • CST-100 (с 201?) • Эскалибур-Алмаз (с 201?) • ROTON (с 201?) • Delta Clipper (с 201?) • Kistler K-1 (с 201?) • Silver Dart (с 201?) • Dream Chaser (с 201?) • Tycho Brahe² (с 201?) • Stabilo² (с 201?) • М-55 (Геофизика)² (с 201?) |
¹ Только беспилотные полёты, хотя корабль был создан для пилотируемых полётов ² Только суборбитальные полёты |
Советская и российская ракетно-космическая техника | ||
---|---|---|
Исторические РН | ||
Эксплуатируемые РН | ||
Разрабатываемые РН | ||
РН на базе МБР | ||
РН на базе БРПЛ | ||
Разгонные блоки | ||
Многоразовые космические системы | Спираль • Буран • Заря • МАКС • Байкал-Ангара • Клипер • ППТС (Русь) |
ППТС.