17-06-2023
План обводнения города Москвы — план по созданию в Москве водных судоходных магистралей. Входил в состав Генплана 1935 года.
В связи со стремительным ростом населения Москвы в 1920-х — 1930-х годах (c 1 млн жителей в 1920 г. до 3.6 млн в 1936 г.) в столице возникла серьёзная нехватка питьевой воды, ликвидация которой и была главной задачей проекта. Кроме того предполагалось создание сети водных магистралей для грузовых и пассажирских перевозок по воде. В результате Москва должна была стать похожей на Венецию.
Содержание |
Согласно плану, предполагалось сооружение следующих объектов:
Также по плану была предусмотрена реконструкция Яузы.
Канал «Хорошёвское спрямление» построен в 1937 году[1] вместе с Хорошёвским мостом и является «естественным продолжением» Канала имени Москвы. Находится в районе Хорошёво-Мнёвники на северо-западе Москвы между Серебряным Бором и набережной Новикова-Прибоя.
С постройкой канала длина судоходного фарватера сократилась на 4,6 км.
Характеристики канала:
Канал «Карамышевское спрямление» построен в 1937 году вместе с Карамышевским мостом и является частью системы Канала имени Москвы. Входит в состав Карамышевской ГЭС. Находится на северо-западе Москвы в районе Хорошёво-Мнёвники около Карамышевской набережной.
Канал находится в прорытой глубокой (около 30 метров) выемке. На нём находится шлюз №9 Канала имени Москвы, который занимает больше половины длины спрямления.
Длина канала — 1 км.
С постройкой канала длина судоходного фарватера сократилась на 8 км.
Канал «Дорогомиловское спрямление» должен был быть построен параллельно Малому кольцу МЖД с внешней его стороны на территории нынешних районов Москвы Дорогомилово и Раменки.
Канал должен был начинаться примерно в 200 метрах выше по течению от железнодорожного моста МК МЖД (участок между станциями Кутузово и Пресня-Товарная). Это место хорошо видно из окна поезда метро на перегоне между станциями «Кутузовская» и «Фили». Далее канал должен был идти параллельно железной дороге. Заканчиваться канал должен был в том месте, где находится устье реки Сетуни. При этом русло планировалось изменить таким образом, чтобы река впадала в канал.
Канал «Андреевское спрямление» (по другим данным — Лужнецкое спрямление) должен был быть построен на территории нынешних районов Москвы: Гагаринского, Академического, Донского и Нагатино-Садовники.
Канал должен был начинаться около Андреевского монастыря. Далее русло канала должно было пролегать в юго-восточном направлении почти по прямой линии. С Москвой-рекой канал должен был соединяться примерно в том месте, где 1-й Нагатинский проезд переходит в Нагатинскую набережную.
Восточный канал должен был быть частью большого водного кольца. Кроме этого канала, в кольцо должны были войти:
На канале предполагалось соорудить четыре гидроузла со шлюзами, которые имели бы номера с 11-го по 14-й (продолжение нумерации шлюзов Канала имени Москвы). Также предполагалось сооружение Восточной гавани на этом канале и Ичинского водохранилища рядом с ним.
Канал должен был начинаться на Клязьминском водохранилище. Далее он должен был идти к Мытищам. Затем примерно по трассе нынешней МКАД до Кусково, где канал должен был резко поворачивать на запад-юго-запад в сторону Южного порта.
Северный канал должен был стать частью внутригородского водного кольца. Кроме этого канала, в кольцо должны были войти:
Канал должен быть проходить по территории нынешних районов Москвы: Войковский, Коптево, Тимирязевский, Бутырский, Марфино, Останкинский,— и соединить Химкинское водохранилище с рекой Яузой.
Было предложено два варианта трассировки канала (показаны на схеме).
В обооих вариантах трассы предусматривалось два гидроузла. Причем в составе одного из них должен был быть обычный шлюз, а в составе другого — судоподъёмник.
Мероприятия по реконструкции Яузы включали в себя:
Было реализовано почти всё. Не построенными остались три из четырёх гидроузлов, а также были обустроены не все набережные.
План обводнения города Москвы.