Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

План обводнения города Москвы

17-06-2023

План обводнения города Москвы — план по созданию в Москве водных судоходных магистралей. Входил в состав Генплана 1935 года.

В связи со стремительным ростом населения Москвы в 1920-х — 1930-х годах (c 1 млн жителей в 1920 г. до 3.6 млн в 1936 г.) в столице возникла серьёзная нехватка питьевой воды, ликвидация которой и была главной задачей проекта. Кроме того предполагалось создание сети водных магистралей для грузовых и пассажирских перевозок по воде. В результате Москва должна была стать похожей на Венецию.

Содержание

Состав плана

Согласно плану, предполагалось сооружение следующих объектов:

  • Химкинское водохранилище
  • Хорошёвский канал (спрямление)
  • Карамышевский канал (спрямление)
  • Андреевское спрямление
  • Дорогомиловское спрямление
  • Северный и Южный речные порты
  • Восточный канал
  • Северный канал

Также по плану была предусмотрена реконструкция Яузы.

Реализованная часть плана

Химкинское водохранилище

Хорошёвское спрямление (канал)

Хорошёвское и Карамышевское спрямления на плане 1936 года
Хорошёвское спрямление. Вид с Хорошёвского моста

Канал «Хорошёвское спрямление» построен в 1937 году[1] вместе с Хорошёвским мостом и является «естественным продолжением» Канала имени Москвы. Находится в районе Хорошёво-Мнёвники на северо-западе Москвы между Серебряным Бором и набережной Новикова-Прибоя.

С постройкой канала длина судоходного фарватера сократилась на 4,6 км.

Характеристики канала:

  • длина — 1,9 км
  • ширина по воде — 87 м
  • глубина:
    • после постройки — 3,5 м
    • после реконструкции — 5,5 м

Карамышевское спрямление (канал)

Карамышевское спрямление. Шлюз №9

Канал «Карамышевское спрямление» построен в 1937 году[источник не указан 266 дней] вместе с Карамышевским мостом и является частью системы Канала имени Москвы. Входит в состав Карамышевской ГЭС. Находится на северо-западе Москвы в районе Хорошёво-Мнёвники около Карамышевской набережной.

Канал находится в прорытой глубокой (около 30 метров) выемке. На нём находится шлюз №9 Канала имени Москвы, который занимает больше половины длины спрямления.

Длина канала — 1 км.

С постройкой канала длина судоходного фарватера сократилась на 8 км.

Северный и Южный речные порты

Нереализованная часть плана

Дорогомиловское спрямление (канал)

Дорогомиловское спрямление на плане 1936 года

Канал «Дорогомиловское спрямление» должен был быть построен параллельно Малому кольцу МЖД с внешней его стороны на территории нынешних районов Москвы Дорогомилово и Раменки.

Канал должен был начинаться примерно в 200 метрах выше по течению от железнодорожного моста МК МЖД (участок между станциями Кутузово и Пресня-Товарная). Это место хорошо видно из окна поезда метро на перегоне между станциями «Кутузовская» и «Фили». Далее канал должен был идти параллельно железной дороге. Заканчиваться канал должен был в том месте, где находится устье реки Сетуни. При этом русло планировалось изменить таким образом, чтобы река впадала в канал.

Андреевское спрямление (канал)

Андреевское спрямление на плане 1936 года

Канал «Андреевское спрямление» (по другим данным — Лужнецкое спрямление) должен был быть построен на территории нынешних районов Москвы: Гагаринского, Академического, Донского и Нагатино-Садовники.

Канал должен был начинаться около Андреевского монастыря. Далее русло канала должно было пролегать в юго-восточном направлении почти по прямой линии. С Москвой-рекой канал должен был соединяться примерно в том месте, где 1-й Нагатинский проезд переходит в Нагатинскую набережную.

Восточный канал

Начало Восточного канала на плане 1936 года

Восточный канал должен был быть частью большого водного кольца. Кроме этого канала, в кольцо должны были войти:

На канале предполагалось соорудить четыре гидроузла со шлюзами, которые имели бы номера с 11-го по 14-й (продолжение нумерации шлюзов Канала имени Москвы). Также предполагалось сооружение Восточной гавани на этом канале и Ичинского водохранилища рядом с ним.

Канал должен был начинаться на Клязьминском водохранилище. Далее он должен был идти к Мытищам. Затем примерно по трассе нынешней МКАД до Кусково, где канал должен был резко поворачивать на запад-юго-запад в сторону Южного порта.

Северный канал

Северный канал должен был стать частью внутригородского водного кольца. Кроме этого канала, в кольцо должны были войти:

  • Река Яуза
  • Москва-река
  • Химкинское водохранилище
  • Канал имени Москвы

Канал должен быть проходить по территории нынешних районов Москвы: Войковский, Коптево, Тимирязевский, Бутырский, Марфино, Останкинский,— и соединить Химкинское водохранилище с рекой Яузой.

Было предложено два варианта трассировки канала (показаны на схеме).

В обооих вариантах трассы предусматривалось два гидроузла. Причем в составе одного из них должен был быть обычный шлюз, а в составе другого — судоподъёмник.

Частично реализованная часть плана

Реконструкция Яузы

Мероприятия по реконструкции Яузы включали в себя:

  • «одевание» берегов в гранит в пределах судоходного участка реки
  • обустройство набережных
  • реконструкцию старых и постройку новых мостов
  • постройку четырёх гидроузлов со шлюзами для обеспечения судоходства в рамках внутригородского водного кольца

Было реализовано почти всё. Не построенными остались три из четырёх гидроузлов, а также были обустроены не все набережные.

См. также

Примечания

  1. Сталинские стройки ГУЛага: 1930-1953. Международный фонд "Демократия", 2005. С. 95.

Ссылки

  • Схема большого водного кольца и плана обводнения Москвы
  • Схема малого внутригородского водного кольца
  • Информация о Хорошёвском и Карамышевском спрямлениях на сайте Москворецкого парка
  • Карта Москвы с планом обводнения
  • Генплан 1935 года
  • О строительстве Канала имени Москвы (тогда канал Москва-Волга) и неосуществлённых планах обводнения Москвы
  • Статья «Новая Яуза» в журнале «Техника молодежи» № 7 1940 г.
  • Статья «Архитектурное оформление Хорошевского и Карамышевского спрямлений» в блоге «1935»

План обводнения города Москвы.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06