Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Сыромятнический гидроузел

18-10-2023

55°45′23.39″ с. ш. 37°40′15.29″ в. д. / 55.756499, 37.670915 (G) (O)

Сыромятнический гидроузел

Сыромя́тнический (Я́узский) гидроу́зел — гидротехническое сооружение в Москве на реке Яузе в трёх километрах от её устья. Находится между Золоторожской набережной (левый берег) и набережной академика Туполева (правый берег). Единственный построенный из 4-х судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено планом обводнения города Москвы, входившим в Генеральный план 1935 года. Согласно плану, гидроузел должен был иметь № 4.

Содержание

История

Согласно Генплану 1935 года, река Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. По нему предусматривалось строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и нескольких гидроузлов, в том числе и на Яузе. Этот план не был реализован за единственным исключением. В 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946) был построен Сыромятнический (Яузский) гидроузел. Первоначально сооружение гидроузла предполагалось на участке между Садовым кольцом и ж/д мостом Курского направления МЖД. Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники). Раньше на этом месте находился Золоторожский мост, соединявший Сыромятнический проезд с районом Лефортово. Мост был снесён перед постройкой гидроузла. В 20052006 гг. был проведен капитальный ремонт гидроузла.

Техническая характеристика

Гидроузел состоит из шлюза возле левого берега и водосливной плотины возле правого берега. Между шлюзом и плотиной находится небольшой искусственный остров, на котором находятся сооружения гидроузла и посажены деревья.

Шлюз

Шлюз является однокамерным, однониточным и может вмещать только небольшие маломерные суда. Вода в шлюзе опускается и поднимается на 4 м. Время наполнения камеры составляет 5 мин. Вся операция по шлюзованию, включая швартовку судна, занимает 10 мин. Верхние ворота выполнены в виде одной створки, которая опускается на дно и поднимается. Нижние ворота представляют собой две створки, открывающиеся во внутрь шлюза. Глубина в шлюзовой камере в положении нижнего бьефа составляет 2 метра. Глубина на верхнем пороге (короле) шлюза — 2 метра. Шлюз оборудован светофорной сигнализацией. У нижних ворот шлюза, у левого берега находится причальная стенка.

Плотина

Водосливная плотина, имеющая напор 4 метра, позволяет регулировать уровень воды в верхнем бьефе. Длина плотины составляет 20 метров. В 1960-х поворотный механизм плотины вышел из строя. Во время капитального ремонта 20052006 гг. механизм был восстановлен, заменён секторный затвор плотины. Ниже плотины в гранитной стене правого берега находится устье реки Чечёры.

В нижнем бьефе возле плотины всегда стоят мусоросборные суда, а также там находятся боновые заграждения.

Интересный факт

Кнехты для швартовки судов в верхнем бьефе находятся в специально сделанных промежутках в ограде набережной.

Интересные объекты недалеко от гидроузла

Ближайшие мосты через Яузу

Транспорт рядом с гидроузлом

Вдоль набережной академика Туполева ходит трамвай № 24 от Курского вокзала, станций метро «Курская» и «Чкаловская».

См. также

Ссылки

  • Сыромятнический гидроузел на Wikimapia.org. Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 26 февраля 2010.
  • Яуза. mosriver.narod.ru. Архивировано из первоисточника 19 мая 2012. Проверено 26 февраля 2010.
  • Статья «Новая Яуза». Журнал «Техника молодёжи» №7 1940 г.. Архивировано из первоисточника 15 марта 2012. Проверено 27 декабря 2008.


Сыромятнический гидроузел.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06