28-04-2024
К-222 | ||
---|---|---|
К-162 | ||
|
||
|
||
История корабля | ||
Государство флага | СССР | |
Спуск на воду | 21.12.1968[1] | |
Выведен из состава флота | 1988 | |
Современный статус | утилизирована | |
Основные характеристики | ||
Тип корабля | ПЛАРК | |
Обозначение проекта | 661 | |
Разработчик проекта | ЦКБ-16 | |
Главный конструктор | Н. Н. Исанин | |
Классификация НАТО | «Papa» (рус. «Папа») | |
Скорость (надводная) | 19 узлов | |
Скорость (подводная) | 44,7 (44,85) узла[2] | |
Предельная глубина погружения | 400 м | |
Автономность плавания | 70 сут. | |
Экипаж | 80 человек | |
Стоимость | 2 млрд рублей по курсу 1968 года | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 5197 т | |
Водоизмещение подводное | 7000 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 106,9 м | |
Ширина корпуса наиб. | 11,5 м | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 8,1 м | |
Силовая установка | ||
|
||
Вооружение | ||
Торпедно- минное вооружение |
|
|
Ракетное вооружение | 10 ПУ ракет П-70 «Аметист» | |
Изображения на Викискладе |
К-222 — советская атомная подводная лодка второго поколения, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист», единственный корабль, построенный по проекту 661 «Анчар». Самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 км/ч (42 узла). За дороговизну постройки лодку прозвали «Золотая рыбка».
Содержание |
В декабре 1959 года, после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок», в ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была начата работа по созданию скоростной подводной лодки нового поколения, с титановым корпусом, усовершенствованной атомной энергетической установкой и с возможностью запуска крылатых ракет из подводного положения (для вооружения лодки в 1960 году было начато проектирование ПКР П-70 Аметист).
Подлодка предназначалась для нанесения ракетных и торпедных ударов по авианосным соединениям противника. Также планировалось изучение новых конструкционных материалов, в частности — титанового сплава для корпуса лодки.
Первоначально главным конструктором был назначен Н. Н. Исанин, позже его сменил Н. Ф. Шульженко.
При проектировании лодки решением руководства было запрещено использовать уже освоенные приборы, автоматику, оборудование. Это решение повлекло за собой значительное увеличение сроков разработки проекта и удорожание работ, а также обусловило уникальность получившегося корабля.
В 1961 году начался выпуск рабочих чертежей после утверждения технического проекта. А в 1962 — изготовление на заводе «Севмаш» первых корпусных конструкций из титана, который впервые применялся в мировом подводном кораблестроении.
28 декабря 1963 года в цехе №42 под заводским номером 501 была заложена экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта, которая 27 января 1965 года была вторично[3] зачислена в списки кораблей ВМФ как К-162.[4] 21 декабря 1968 года лодку спустили на воду, а 31 декабря 1969 года был подписан приемный акт и корабль вступил в строй.
В 1969 году на государственных испытаниях лодка развила при 80 % мощности реакторов скорость 42 узла, вместо спецификационных 38 узлов. В 1971 году на мерной миле при полной мощности реакторов была достигнута скорость в 44,7 узлов. При этом на скоростях выше 35 узлов из-за турбулентного характера обтекания лодки возникали шумы, доходящие в центральном посту лодки до 100 децибел. Подобный шум не только приводил к дискомфорту экипажа, но и лишал лодку скрытности.
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 году начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации.[5][6] 2010 год сентябрь — октябрь: утилизирована на ОАО «ЦС „Звездочка“», трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала № 27 (г. Северодвинск).[7]
Опыт, полученный при разработке проекта 661, был использован при проектировании ПЛАРК 2 и 3 поколения. В дальнейшем работы велись в сторону снижения стоимости и шумности лодки за счёт ходовых качеств. Прямым развитием данной концепции стал проект 670 «Скат». Кроме того, были продолжены работы по созданию опытовых и серийных лодок с титановыми корпусами.
Проекты атомных подводных лодок с крылатыми ракетами ВМФ СССР и России | ||
---|---|---|
1-е поколение | проект 651Э • проект 659 • проект 675 | |
2-е поколение | 661 «Анчар» • 667AT «Груша» • 667M «Андромеда» • 670 «Скат» • 670M «Скат-М/Чайка» • 06704 «Чайка-Б» | |
3-е поколение | проект 949 «Гранит» • проект 949A «Антей» | |
4-е поколение |
Апл проекта 675 фото проект подводная лодка, лодки проекта хаски, подводная лодка проекта 661 \анчар\.
Портянурское сельское поселение, Файл:Smb Monkey bowling.jpg, Калимантанский орангутан.